Лекции по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ философия вопросы.docx

— 114.05 Кб (Скачать файл)

Личность –  это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид.

Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития.

Чтобы стать  личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.  Личность – существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Классическая  древность знала личную свободу только как противоположность рабству; всякий, не находившийся в состоянии рабства, этим самым признавался свободным, хотя его свобода подвергалась очень значительным стеснениям со стороны государства.

Средние века, заменившие власть государства властью католической церкви, не содействовали развитию гражданской свободы, и личность по прежнему осталась бесправной. Только в новое время возникло стремление отграничить такую сферу для человеческой личности, куда вовсе не может вторгаться государство. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность, развитие ответственности человека.

  1. Смысл человеческой жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

 

Смысл жизни - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни  также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком  содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

Концепции смысла жизни: аскетизм (отречение от проблем земных), гедонизм (наслаждение удовольствие), альтруизм (жизнь во имя других), эвдемонизм (главное достижение счастья), утилитаризм (жизнь значит извлекать пользу), прагматизм (цель жизни оправдывает любые средства для её достижения).

 

 

  1. Понятия «общество», «государство», «гражданское общество». Единство и многообразие общественной жизни.

 

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человек – основа общества. Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные).

Государство - это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию обществ и его прогрессу.

Гражданское общество - это взаимодействие всех имеющихся в обществе малых и больших социальных групп, в том числе классов, этносов, профессиональных, демографических групп. Гражданское общество формируется на добровольных началах, где связи преобладают горизонтально, однако гражданское общество  свободно относительно и зависимо от государства.

Единство общественной жизни  определено единством биологической, социальной и духовной организации  человека. Проявления единства исторического процесса разнообразны: установление экономических и иных связей между странами, развитие товарно-денежных отношений и т.д.

Реальная история протекает  вместе с тем в конкретных многообразных  формах. Одним из источников многообразия является неравномерность исторического развития. Одним из показателей разнообразия является то, что некоторые народы в сложившихся конкретно-исторических условиях полностью или частично миновали отдельные формации (например, германцы, славяне, тюрки от первобытного строя перешли к феодальному).

 

 

  1. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития и реальный исторический процесс.

 

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими  теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

Обе концепции  - и формационная, и цивилизационная - отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.

 

 

  1. Роль насилия и ненасилия в истории.

 

В общественном сознании насилие  и ненасилие проявляются в  различных формах: как нравственный принцип, социально-политическая концепция или религиозная идея. Грань между насилием и ненасилием в реальной жизни достаточно подвижна.

Насилие - исторически более  развитое явление по сравнению с  ненасилием. В социальной философии оно определяется как тип отношений господства и подчинения, как способ разрешения конфликтов путём уничтожения друг друга. Наиболее общим определением насилия является его определение как принуждения, подавления или подчинения воли и действий человека, его физических и моральных возможностей условиями существования. Наиболее общими формами насилия выступают: экономическое, социальное, политическое и духовное насилие.

Насилие в современном  мире отличается не только своим многообразием. Оно всё более становится непрямым, косвенным, но всеобъемлющим, охватывающим все стороны бытия человека. Причины роста насилия видятся в нарастании масштабов человеческой деятельности, средства которой далеко не всегда адекватны поставленным целям. Остановить насилие с помощью науки, техники и цивилизации сегодня уже нельзя. Нужна иная ценностная ориентация, в качестве которой выступает ненасилие.

В современной социально-философской  мысли сложились следующие трактовки  понятия ненасилия. Во-первых, ненасилие - это совокупность философских, моральных и религиозных принципов, провозглашающих человека и жизнь высшими ценностями; во-вторых, ненасилие рассматривается как способ разрешения конфликтов; в-третьих, ненасилие видится как социально-политическая концепция будущего общественного устройства, основанного на любви и справедливости. 
Ключевыми для понимания сущности и содержания ненасилия являются философские, моральные и религиозные принципы ненасилия.

В современной  западной социологии описано около 200 методов ненасильственных действий в разных сферах жизни и деятельности человека и общества. В конечном итоге ненасилие как способ решения проблем общественного развития все более связывается с понятием исторического прогресса.

 

 

  1. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация: перспективы развития.

 

Культура – это творческий принцип жизни личности и общества в целом. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.

Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция  понятию «натура» - т.е. природа. Обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому», применялось для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих.

Со временем культура приобрела  смысл «образование», «воспитание». Следами зарождения культуры являются рисунки и гравюры. Их смысл - обозначить человеческое присутствие, выделить культурное из натурального.

На философском уровне размышления о сути культуры появились сравнительно поздно - лишь в 17-18 веках.

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2.  Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3.  Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества. Понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества.

4.  Новейшее время. Культура и цивилизация разведены. В концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

В настоящее время немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории.

 

 

  1. Проблема ценностей в философии.

 

Аксиология изучает ценности. Аксиология – философское учение о ценностях и природе ценностей. Ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. 

Виды ценностей:1) витальные (жизненные ценности, жизнь, здоровье, безопасность); 2) нравственные (семья, любовь, друзья); 3) религиозные (вера в Бога, любовь к богу) 4) познавательные (книги, знания); 5) эстетические (стиль, гармония, красота, мера); 6) политические (управление государством); 7) культурные (памятники, традиции); 8)экономические (ресурсы, прибыль); 9) социальные (образование, общество). Кроме того выделяют ценности и цели и ценности средства (справедливость, смысл жизни).

Информация о работе Лекции по «Философия»