Лекции по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ философия вопросы.docx

— 114.05 Кб (Скачать файл)

Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

 

 

  1. Сознание, самосознание и личность.

 

Сознание – отличительная сущностная характеристика человека, выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа, не уловимо для внешнего наблюдателя. Сознание – высшая, присущая лишь людям функция мозга, связанная с речью и заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в разумном регулировании поведения и самооценке действий человека.

Отличительные признаки сознания человека от психики животных:

  • абстрактное мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
  • целеполагание - способность прогнозировать свою деятельность;
  • самосознание - возможность выделения себя из внешней среды;
  • язык как вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям. Язык тесно связан с сознанием. Возникла необходимость общаться, выражать свои мысли. Таким образом, язык и труд оказываются мощными социальными факторами, которые стимулируют развитие сознания.

Направленность  сознания на себя, выраженное в субстанциональном  нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») - это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде.

Под «личностью»  понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

В структуре  самосознания личности условно можно  выделить - «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и  пределы личностного роста, заключенные  в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.

 

 

  1. Общественное сознание и его структурные уровни.

 

Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система  общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание возможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

В структуре общественного  сознания обычно выделяют три взаимосвязанных  уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию.

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе, в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

 

 

  1. Формы общественного сознания и критерии их дифференциации.

 

Формы общественного  сознания представляют собой способы духовного освоения действительности.

К формам общественного сознания относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию.

Основные критерии их дифференциации:

1. По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3.По выполняемым  функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познавательные, мораль - нравственные и т.п.

4.По общественной  роли. Наука — «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство - в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все формы общественного  сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания

 

 

  1. Массовое сознание, общественное мнение, менталитет.

 

Массовое сознание - специфический род общественного сознания, получивший широкое распространение и весьма важное значение в обществах современного типа. Подобно классовым, национальным, профессиональным и иным групповым формам общественного сознания, массовое сознание выделяется не по своим гносеологическим свойствам (по содержанию, уровню и качеству отражения действительности и т. п.), а прежде всего по специфическим свойствам его носителя, субъекта. При этом в отличие от названных форм общественного сознания, носителем которых являются те или иные группы общества (классы, нации и т. д.), в случае массового сознания в качестве такого субъекта выступает особая совокупность (множество, общность) индивидов, именуемая массой. Типичные (разномасштабные) примеры массы: участники широких политических, социокультурных и иных движений современности; аудитории различных средств и каналов массовой информации; потребители тех или иных социально “окрашенных” (напр., престижных, модных) товаров и услуг; члены разнообразных любительских (по интересам) ассоциаций и клубов; “болельщики” футбольных и иных спортивных команд и т. п.

Общественное мнение – форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общественное  мнение выражается публично и оказывает  влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

Зарождение представлений  об общественном мнении относится к  эпохе Античности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в.

Менталитет - устойчивое мировоззрение определенной социальной группы, слоя, класса, нации, народа, иной общности в отношении права, характера его действия и роли в обществе.

Наиболее распространённое представление менталитета связаны  с его жизненными предпочтениями, стилем жизни, профессиональной направленностью, культурным конформизмом, что лежит в основе всего социально-психологического портрета ментальности личности. Например, есть народы земледельцы, скотоводы, рыбаки, воители, мореплаватели, торговцы, ткачи, ювелиры и др... Более локальными является менталитет городского жителя, деревенский и хуторской менталитет. Но даже в городах, особенно в мегаполисах есть районы с отличным от общегородского менталитета. На практике даже деревни и хутора различают по специфике психотипа и доминирующих особенностей характера связанными с тем или иным видом деятельности, что накладывает на этнических представителей особую ментальность, а в свою очередь, этносы при расселении несли свою ментальность и культуру, ремёсла, землепашество и скотоводство

 

 

  1. Познание как предмет философского анализа. Основные концепции познания.

 

Познание - специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Познание осуществляется в ходе индивидуальной и совместной деятельности людей, в процессе их социального взаимодействия и общения; Результаты познания закрепляются в социокультурном опыте человека в виде согласуемых между собою компонентов - знаний. Иными словами, познание - это процесс, а знание – результат, конечным источником любого человеческого знания является опыт.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

Развитие познания идет в  зависимости от развития общества и культуры. Виды познания: мифологическое; религиозное; художественно – образное; обыденное; научное.

Гносеологические  концепции познания.

Три основные направления  гносеологии – рационализм, эмпиризм (сенсуализм) и критицизм гносеологической (познавательной) стороны (гностицизм, агностицизм, скептицизм)

Рационализм (от лат. ratio - разум) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.

Эмпиризм - философское направление, согласно которому в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные  ощущения («Нет ничего в мыслях (в  разуме), чего бы не было до этого в  опыте и чувственных ощущениях»).

Критицизм - метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. В рамках критицизма выделяют:

- гностицизм (Аристотель, Гегель) - исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

- агностицизм - философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость мира. Одним из наиболее известных представителей агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Разум может познать только внешнюю сторону, а не сущность.

- скептицизм – философская позиция, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению. Разум может познать только внешнюю сторону, сущность непознаваема.

 

  1. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.

 

В теории познания выделяют чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Чувственное познание реализуется  в виде непосредственного получения  информации с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), которые прямо связывают нас с внешним миром.

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение  отдельных свойств предмета или  явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов (модальностей) ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный  образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким  образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные картинки-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое.

Информация о работе Лекции по «Философия»