Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций
Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.
Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный. Сферой практического применения эстетики является художественная деятельность, продукты которой - произведения искусства - подлежат оценке с точки зрения их эстетической ценности. В процессе воспитания у человека формируются различные эстетические ценности (вкус), отвечающие представлениям о добре и красоте, прекрасном и безобразном, трагическом и комическом.
Красота есть мера соответствия сущности вещи и ее внешнего облика, ее чувственного образа. Вещь, которой в полной мере выразить свою природу в своем наличном, чувственно воспринимаемом бытии, именуется «прекрасной» (в противном случае она считается «безобразной»).
Принципом, уравновешивающим
противоположности, является гармония,
служащая мерилом эстетических ценностей.
В античной философии гармония означала
порядок и согласованность
В настоящее время господствует релятивистский взгляд на категории эстетики, художественные ценности, которые рассматриваются соотносительно с индивидуальными потребностями в красоте, добре, истине, что значительно затрудняет их понимание и философское объяснение.
Религия - это
особая форма человеческого
Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.
В системе человеческих ценностей особое место занимает нравственность ибо именно данная этическая категория детерминирует поведение людей, их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям деятельности индивида. Нравственные представления человека, складывавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь. Они закреплены в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.
Этика – философское учение о морали и нравственности, о системных побуждениях человеческого поведения, определяемых представлениями о добре, зле и справедливости. При этом под понятием "мораль" подразумевается система внешних, коллективно определяемых побуждений поведения (стимулов), а под "нравственностью" – система внутренних побуждений (мотивов) социальной деятельности личности или группы.
Мораль - это специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества.
Справедливость - категория не только морального сознания, но также правового, экономического и политического. Не случайно великие античные философы (Платон и Аристотель) выделяли эту категорию в качестве основной для оценки состояния всего общества. Тем не менее, в той степени, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, то есть о том, согласны ли люди жить в обществе, проводящем данную политику, или же отвергают его как несправедливое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей.
Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Философия техники как
специфическая область
Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
К философскому
анализу техники сложились
Аспекты философского анализа техники:
- техника как
особый вид человеческой
- техника как средство этой деятельности,
- техника как реализованное знание,
- техника как социальный феномен.
В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности (наукой, искусством, инженерией, проектированием, практической деятельностью), когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии, каково влияние техники на человека и природу, каковы перспективы развития и изменения техники.
Поскольку техника выступает как материализованное знание, ее существование невозможно без науки. Ни техника, ни наука еще не оформились как отдельные системы. Когда наука и техника восстанавливают свои дружеские отношения - это эпоха "сциентификации" техники. Технические проблемы достигают такой сложности, что их решение требует научных методов, выработки специальных технических теорий, основанных на систематических экспериментах и на математическом описании.
Взаимоотношения между наукой и техникой в ходе своей эволюции прошли четыре этапа. На первом (донаучном) формируются различные типы технических знаний, на втором - происходит зарождение технических наук, на третьем (классическом) строятся ряд фундаментальных технических теорий, наконец, на четвертом (современном) осуществляются комплексные исследования, происходит интеграция технических наук с естественными и общественными и дальнейшее "отпачковывание" технических наук от других областей научного знания.
На протяжении веков научная и техническая деятельность считались морально нейтральными (в силу непредсказуемости последствий того или иного открытия, изобретения). Соответственно вопрос об ответственности ученого или инженера вообще не ставился. Но уже в настоящее время мы не можем себе позволить пренебрегать этическим контекстом деятельности ученого и инженера. Ученые и инженеры должны осознавать свою ответственность перед человеческой цивилизацией. Человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются не только инженерной, управленческой, государственной, но и этико-философской проблемой.
Общество стоит перед
проблемой выработки ясных