Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция
1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
Этапы, предшествующие философии духа - это этапы эволюции (саморазвития) абсолютной идеи ("мирового разума"). Абсолютная идея - основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность, своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последовательного движения от абстрактно-общих определении к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённости (тезис), её раскол на противоречащие смысловые полюса (тезис и антитезис) и "снятие" противоречия в общности более высокого типа (синтез). Первым этапом раскрытия Абсолютной идеи является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней (Абсолютная идея), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т.е. живой истиной.
Второй этап самодвижения Абсолютной идеи - природа, т. о. "отпустившая" себя в инобытие, растворившаяся в чужом (материи) Абсолютная идея. Раскрывая содержание в "ином", которое положено ею самой, Абсолютная идея по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой.
Дух - третья и последняя стадия раскрытия Абсолютной идеи - проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончательное соединение единичного со всеобщим (абстрактного с конкретным) и воплощая полноту Абсолютной идеи.
Субъективный дух представляет собой этап становления отчуждённого существования абсолютной идеи в природе, когда преодолевается противоречие "дремлющего в природе" духовного содержания и природной формы, т.е. бытия вне идеи, и создается дух, т.е. человек и человечество как носители идеи.
Субъективный дух, или индивидуальная душа, рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию тела; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум; психология показывает теоретические и практические способности духа.
В ходе своего развития Субъективный дух активно усваивает "данное" ему содержание, осознает себя как субстанцию своего тела и переживаний и, наконец, как разумный дух, обладающими свободной волей. Разумная воля - субъективно свободная, но ограниченная другими духовными и телесными сущностями (живыми существами, личностями), - переходит к свободной деятельности, создающей право, мораль, нравственность и государство, становясь тем самым объективным духом (объективируясь).
Пройдя стадию субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и став разумным свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире. Индивидуальный дух на этом этапе должен постичь, что все внешне данное и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу, нравственно и политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и погружается в скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. На этом пути приобретается действительная индивидуальность, тождественная народному духу. Объективный дух проходит три стадии развития. На первой стадии он реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет её стадия морали как права субъективной сознательной воли. Синтезом этих стадий является нравственность, реализующаяся в семье, гражданском обществе и государстве. Поскольку в нравственности совпадают правовое и моральное, она становится высшей формой Объективного духа. Вершина нравственности - соответствующее своему понятию государство - синтезируя субъективное и объективное в народном духе, может стать носителем абсолютного духа, т.е. последней стадии развития духа, раскрывающей содержание и смысл эволюции абсолютной идеи.
Абсолютный дух
реализует самосознание абсолютной
идеи. Пройдя этапы субъективного
духа и объективного духа, дух восходит
к абсолютному знанию. Формами
знания (и самосознания) абсолютной
идеи являются искусств, религия и
философия. Дух постигает идею в
искусстве через её образное созерцание
и чувственно внешнее изображение;
затем - в религии, осуществляя ее
образно-эмоциональное
Философия духа обосновывается далее Гегелем в "Философии права" (1821). Развитое в философии права учение об объективном духе оказало сильное влияние на последующее становление социальной философии и социологии. "Объективный дух" охватывал у Гегеля сферу социальной жизни и понимался как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Историю Гегель рассматривал в целом как "прогресс духа в сознании свободы", который развертывается через "дух" отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла свое отражение в учении Гегеля о "хитрости мирового разума", пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.
Из "философии
духа" Гегеля вытекали определённые
социально-политические следствия. Поскольку
в философской системе Гегеля
человечество пришло к познанию абсолютной
истины (в форме научной философии),
постольку и время и место,
где творил Гегель - Германия времен
кайзера Вильгельма, является высшим
этапом исторического развития. Здесь
явно присутствует идеологический оттенок,
направленный на увековечивание монархического
строя. Но социально - политические следствия
не ограничиваются этим. Гегель дал
аргументы для развития немецкого
национализма. Он учил, что этому, якобы
осуществляющемуся в Германии высшему
этапу развития идеи, соответствует
и наиболее совершенная немецкая
система общественного и
Лекция 6
Становление современной философии. Философия XIX века
1. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
Карл Маркс (1818-1883)
и Фридрих Энгельс (1820-1895) - создатели
и творцы диалектико-материалистической
философии. Эта философия логически
следует из главного философского открытия
Маркса - материалистического понимания
истории (исторического материализма)
и диалектического
Преодолевая идеализм
гегелевской философии и
Материалистически
истолкованная гегелевская
Исторический материализм был распространением материализма на область общественной жизни, на социальный мир, на историю. Диалетический материализм представлял собой рассмотрение природы в ее развитии и давал обоснование основным законам этого развития (единства и борьбы противоположностей; перехода количественный изменений в качественные; отрицание отрицания). "Великая основная мысль", выражающая основополагающую идею диалектики, заключается, писал Энгельс в "Диалектике природы", в том, что "мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь". Такова диалектика развития объективного мира и его познания.
Как полагает Энгельс, основная задача исторического материализма состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе с "материалистическим основанием" и перестроить ее соответственно этому основанию". С точки зрения марксизма таким материалистическим основанием науки об обществе является практика как общественная преобразующая деятельность людей. Речь идет прежде всего о их производственной деятельности, способе производства материальных благ и складывающихся на его основе производственно - экономических отношениях между людьми. Все эти факторы прямо или косвенно воздействуют на содержание познавательной деятельности людей и в конечном счете на все стороны их общественной жизни.
Суть своих философских
воззрений Маркс наиболее полно
и вместе с тем в концентрированной
форме изложил в Предисловии
к книге "К критике политической
экономии" (1859 г). В общественном производстве
своей жизни, писал Маркс, люди вступают
в определенные общественные отношения
объективно, независимо от своей воли
или желания. Эти отношения и
составляют основу (базис) общества, над
которым "надстраиваются" и государство,
и другие политико-юридические
Первичность бытия по отношению к сознанию не означает принижения роли последнего. Сознание - не пассивное отражение мира, а его могущественный творческий преобразователь. Исторический материализм лишь указывает на конечный источник общественного развития (на диалектику производительных сил и производственных отношений), как и на конечный источник происхождения идей (сознания).
Оторванная от практики
теория выступает как набор
2 Философия А. Шопенгауэра
Одной из самых ярких фигур иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный; течение в философии, противостоящее рационализму, и ограничивающее или отрицающее возможности разума в познании действительности, утверждающие нерациональный, алогичный характер бытия) является Артур Шопенгауэр (1788-1860), который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля (прежде всего его панлогизмом: "всё действительное разумно, всё разумное действительно). Шопенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он считал себя последователем философии И. Канта и увлекался философскими идеями Востока (особенно буддизма).