Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, Бытие - понятие, обозначающее реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. В иной трактовке - это реальность, лежащая за пределами возможности человеческого опыта, и потому не зависящая ни от человека и его сознания, ни от человечества. Две основные трактовки бытия исходят из того, является ли бытие тем, что существует, всё существующее, либо бытие - сам принцип существования, стоящие вначале всего существующего, позволяющее всему и чему либо быть ("есть" - эта языковая связка была абсолютизирована, возведена в принцип), но при этом бытие вне, по ту сторону, за пределами каких-либо вещей.

Бытие (сущее, существующее), в первом случае, есть все, что есть - это и материальные вещи, и все  процессы (физические, химические, геологические  и т.п.), и их свойства, связи и  отношения. Сказки, мифы и плоды воображения - все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой (противоположностью) бытия является небытие (ничто). Бытие и ничто не могут существовать друг без друга. Небытие мыслится как относительное понятие, в абсолютном смысле небытия нет (Нельзя помыслить небытие, "небытия нет" полагали еще в период зарождения философии, Парменид). Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и переход его в иную форму бытия (напр., смерть). С другой стороны, с Платона берет начало традиция, причисляющая небытие к ключевым категориям онтологии (учения о бытии), наряду, напр., с абсолютом, бытием, богом, которая отвергает принцип "из ничего ничего не возникает" (особенно развита эта традиция была в христианской философии, которая размышляла над одним из основных христианских догматов - творением мира богом из ничего).

Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед  жизненно важной проблемой: либо признать наличие бытия, т.е. того, что есть истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить "с оглядкой" на него, либо oбъявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как философия бытия, то как философия свободы. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютною (Бог, Разум и т.д.). Философия свободы доказывала, что человек сам творит историю и себя самого.

Первая концепция бытия  была введена в философию Парменидом (5-4 вв. до н. э). Среди мыслей, которые  сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как  таковую, не существование чего-то, а просто существование - Абсолютную мысль. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический  разум ("Одно и то же мыслить и  быть"). Идеи Парменида поддержал  и Платон - бытие едино и неизменно, не возникает и не уничтожается, бытие есть мысль и постижимо  только в мысли.

Наступление христианской эры  соединило философию с богопознанием. В средневековой христианской философии  истинное бытие есть Бог, свободный  и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. В отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности Бог христианства открывает Себя Личного и Живого. Творение - это свободный акт Бога, оно не обусловлено никакой "внутренней необходимостью". Человек был создан по образу и подобию Божию, а потому человек является существом личностным, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости индивидуальной свободы.

В эпоху Возрождения, и  особенно в Новое время происходит обмирщение (отделение от религии) философии  и все более явное разделение философии и естественных наук. Возникло мировоззрение, суть которого Фридрих  Ницше выразил в афоризме: "Бог  умер". Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили  себе право Творца творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек  сам создает себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как  единственное и несомненно подлинное бытие. Бытие мыслится как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Философское развитие идеи возвеличивания человека и принижения Абсолюта можно выразить так (в трактовке  русского мыслителя Николая Федорова): "Познай самого себя", - говорит  Сократ. "Я мыслю, следовательно, существую", - отвечает Р. Декарт. Г. Фихте  поясняет: "Я - познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, т.е. лишь мысленное, следовательно, несуществующее". М. Штирнер заключает: "Возлюби себя всей душою твоею, всем сердцем твоим". А Ф. Ницше: "Найди в себе себя, будь единственным, ничего, кроме себя, не признавай". Бытие человека становится первичным, абсолютным, мир - относителен к этому  бытию.

Основоположник философии  Нового времени Рене Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли  объявил человека (другой формой бытия  у него была материальная субстанция, т. о. бытие было двояко, дуалистично). Бытие стало субъектно-объектным. Mартин Xaйдеггер говорил по этому поводу, что "теперь горизонт уже не светится сам собой. Теперь он лишь "точка зрения" человека, который к тому же сам и творит ее".

Иммануил Кант говорит  также о бытии, зависимом от познания. Бытие у него становится с одной  стороны субъективным, принадлежащим  человеческому восприятию (пространство и время), с другой стороны - бытие  вещей непознаваемо, "вещь в себе", независимо и недоступно для человеческого  понимания.

Философия жизни утверждает, что бытие - это жизнь и потребности  ее возрастания. Философия ценности объявляет ценности предельным основанием человеческого существования. Экзистенциализм  заявляет, что только человек есть подлинное и предельное бытие, а  вопрос о бытии - это вопрос о его  смысле, который задает сам человек (существование предшествует сущности). Марксистская философия отождествила бытие с природой, утверждая, что  бытие "вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где  прекращается наше поле зрения" (Ф. Энгельс). Понимание бытия и его соотношение  с сознанием, с т. з. марксистов, определяет решение основного вопроса философии (о первичности материи или  сознания, духа) в сторону материализма или идеализма.

6. Идея субстанции  в философии

Идея субстанции (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) возникает фактически с началом  философствования, где она становится одной из ключевых категорий мышления. Это понятие ввели для обозначения  общей основы всего существующего. Наряду с понятием субстанции существует близкое к нему понятие субстрата (лат. substratum - основа, букв. - подстилка) как того, из чего всё сделано. Понятие субстрат можно сблизить с понятием материи ("то, из чего", как обозначал "материю" Аристотель). Субстанция же представляет более высокую степень общности. Субстанция означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые она существует.

В соответствии с общей  направленностью определенных философских  концепции вычленяются одна субстанция (монизм; субстанцией здесь может  быть как материя - вода, огонь, атомы - у Фалеса, Гераклита, Демокрита, так  и идеи, числа, дух - у Платона, Пифагора), две субстанции (дуализм; напр., у  Декарта - субстанция мыслящая и субстанция протяжённая, материальная) или множество  субстанций (плюрализм; Лейбниц, У. Джемс, К. Поппер).

Уже в античной философии  вычленялись различные субстанции., которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (напр., атомы Демокрита, четыре стихии - вода, воздух, огонь, земля - Эмпедокла).

Аристотель отождествлял субстанцию с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности ("чтойность" вещи, "что она из себя представляет"). Трактовка Аристотелем формы  как первопричины, обусловливающей  определённость предмета, послужила  истоком не только различения духовной и телесной субстанций, но и спора  о т. н. субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (спор номиналистов и реалистов о реальном или номинальном существовании  общих идей, понятий; о субстанциональности  общего, идеального).

В философии Нового времени  выделяются две линии анализа  субстанции. Первая, связанная с  онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных  форм и отождествления субстанции с  формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Декарт противопоставлял учение о двух субстанциях: материальной (для которой характерны протяжённость и количественная измеримость) и духовной (мыслительной).

Противоречия дуализма в  объяснении взаимоотношения субстанции были преодолены Спинозой на основе пантеистического монизма: для него мышление и протяженность - не две субстанции, а два атрибута (свойства) единой субстанции.

Лейбниц в своей монадологии  вычленял множество простых и  неделимых субстанций (монад), обладающих самостоятельностью, активностью и  изменчивостью.

Вторая линия анализа  субстанции - гносеологическое осмысление понятия субстанции (т.е. с точки  зрения теории познания), его возможности  и необходимости для научного знания. Она была начата Локком в  его анализе субстанции как одной  из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции (т.е. получения  ее на основе опыта). Беркли вообще отрицал  понятие материальной субстанции, допуская лишь существование духовной субстанции.

Юм, отвергая существование  как материальной, так и духовной субстанций, видел в идее субстанции лишь гипотетическую ассоциацию (связь) восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию.

Гегелем выделял внутреннюю противоречивость субстанции, её саморазвитие. Однако диалектическая трактовка субстанции как субъекта, развёртывающего свое содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него субстанция - ступень развития "идеи", а не бытия.

Для современной западной философии характерно негативное отношение  к категории субстанции и её роли в познании. В различных течениях неопозитивизма понятие субстанции рассматривается как свойство обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятии. С одной стороны, критика понятия субстанции смыкается с критикой материализма (материи нет, есть только набор ощущений и восприятий), а с другой - с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (Дюэм) иди "функциональным отношением" (Кассирер).

В лингвистической философии (Витгенштейн) понятие субстанции рассматривается  как исходный принцип натуралистической  метафизики, а его возникновение  объясняется специфической структурой европейских языков, для которых  характерно противопоставление субъекта и предиката суждения (того, о  чем говорят, и того, что говорят  об этом; противопоставление подлежащего  и сказуемого).

Диалектико-материалистическое учение о субстанции было развито  К. Марксом. С т. зр. диалектического  материализма категория субстанции - одна из универсально-логических характеристик  материи как активной причины  её изменений, форма причинного объяснения объективного мира.

7. Понятие "материя"  в философии

Попытки дать в философии  определение материи (лат. materia-вещество) исходили из необходимости решения  проблемы объективной, всеобщей основы, субстанции отдельно бесконечно многообразных  предметов окружающего нас мира, природы.

В древней философии (Древние  Индия, Китай, Греция) в основе определения  материи лежало понятие материала (первоматерии), из которого "вылеплены" все вещи. В античной философии  первые попытки определить такое  понятие осуществлялись путем наивного отождествления материи со стихиями, с водой (Фалес) или воздухом (Анаксимен). Анаксимандр понял, что нельзя одно из существующих веществ принять за материю как таковую. Он перенес бытие первовещества в бесконечное прошлое, выделив гипотетическое, логически первоначальное вещество (апейрон, букв. с греч. бесконечное) с единственным качеством - быть первовеществом. Гераклит избрал первовеществом огонь и как материал, и как силу, источник непрерывного изменения. Диалектическая натурфилософия (философия природы) Гераклита была одной из первых форм решения проблемы единства материи и как "материала" и как источника движения.

Демокрит разрешал трудности  проблемы единства материи и движения, сформулированные элеатами (в первую очередь Парменидом: бытие едино, неподвижно; кроме бытия ничего нет; движения тоже нет, т.к не в чем двигаться, нет пустоты, незаполненности), в своей системе атомизма. Существуют, по Демокриту, два вида материи-атомы и пустота. Атомы (букв. с греч. (далее) неделимое) - материал тел, пустота - пространство для движения тел. При помощи атомистической гипотезы объясняется возможность "построения" бесконечно многообразных сочетаний из первоначальных однокачественных элементов. Однако решение Демокрита раскрывало лишь возможность предметного многообразия, составленного из неделимых, тождественных атомов. Вопрос о действительном превращении вещей, о динамическом стимуле, двигателе этих бесчисленных сочетаний оставался открытым.

Согласно Аристотелю, материя - это только всеобщая возможность  предметного многообразия ("то, из чего", возможность без каких  либо положительных, физических качеств). Действительность вещественного многообразия, его стимул и цель - это форма (идея), как самодовлеющее активное начало. Иными словами, идеальный образ, проект (идея) вещи оказался целевым  импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления вещей  в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар - демиург, бог. Сформулированный Аристотелем  дуализм материи - как пассивного, страдательного начала и духа как  начала активности, творчества, надолго  определил решение проблемы материи  в философии. В средние века аристотелевская  дуалистическая концепция, преобразованная  сообразно религиозным учениям  христианства и мусульманства, заняла господствующее положение.

Информация о работе Лекция по "Философия"