Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя  отождествлялась с веществом, с  атомами, с комплексом их свойств, в  том числе свойством неделимости (в работах французских материалистов XVIII столетия - Ламетри, Гельвеция, Гольбаха)

Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи (с точки  зрения теории познания, противопоставления субъекта и объекта, сознания и материи). Сформировалось в условиях кризиса  вещественно-субстратного понимания  материи в 19 - 20вв. (немецкий идеализм, марксистская философия).

Четвертый этап - этап философского субстанциально-аксиологического (ценностное) представления о материи. Зародилось примерно в середине 20 столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному ее свойству - "объективной реальности, существующей помимо человеческого сознания и данная ему в ощущении". Данное представление видело в материи систему многих атрибутов (свойств, качеств). Истоки такой концепции можно обнаружить еще в философии Спинозы, где материи были присущи такие вечные свойства, как протяженность и мышление (свойства единой субстанции).

В материалистической философии  материя определяется как субстанция (от лат. substantia - то, что лежит в  основании), основа всех вещей и явлений  в мире. К числу универсальных  свойств материи относят ее несотворимость и неуничтожимость, вечность ее существования  во времени и бесконечность в  пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи присуще движение как  всякое изменение вообще (физическое, химическое, биологическое, социальное движения материи).

С понятием материального  неразрывно связно понятие идеального (так как они определяются как  правило друг через друга, нельзя представить сознание вне носителя, содержания, и материю - вне ее отражения).К. Маркс следующим образом определяет идеальное: "Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Идеальными образами называются потому, что они, хотя по содержанию и соответствуют объективным предметам и явлениям, но не заключают в себе ни одного материального свойства, то есть они лишены массы, протяженности и т.д. Идеальное отличается от материального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет.

Идеальное - субъективный образ  объективной реальности, результат  освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Сферу идеального образуют многообразные формы отражения  действительности: чувственные и  мысленные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.

Возникнув на высоком уровне организации живой материи, идеальное первоначально выступает в форме чувств, образа мира, который служит необходимым фактором регуляции поведения. Благодаря преобразовательной деятельности людей, благодаря созданным ею продуктам - орудиям труда, искусству, религии, науке, нравственности, праву - развиваются различные формы идеального - формируются умственные образы, схемы и операции, складывается богатство ценностей и идеалов.

Основной вопрос философии (с точки зрения марксистской философии, диалектического материализма) - вопрос об отношении идеального и материального, материи и сознания, мышления и  бытия. Философы соответственно делятся  на два больших лагеря сообразно  тому, как отвечали они на этот вопрос - лагерь материализма (берет начало от Демокрита) и лагерь идеализма (восходит к Платону). Материалистическое решение  основного вопроса философии  говорит о первичности материального  перед идеальным, идеалисты считают первичным духовное, сознательное, разумное. С этим связан и другой вопрос - вопрос о познаваемости мира. В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на тех, кто признает и тех, кто отрицает (агностики, субъективные идеалисты - Юм, Кант) принципиальную познаваемость мира.

С точки зрения диалектического  материализма, от характера решения  основного вопроса философии, в  конечном счете зависит рассмотрение не только всех без исключения проблем  самой философии, но и мировоззренческих  проблем любой конкретной науки, а также практических. вопросов политики, проблем морали, искусства, воспитания, юридической практики.

Идеализм принимает духовное за основополагающий (первичный) принцип  бытия и мышления, тем самым  абсолютизируя идеальное, отъединяя  его от объективной действительности, исторического процесса и реальной деятельности людей. В различных  системах идеалистического мировоззрения  идеальное истолковывается в  виде изначальных нематериальных сущностей - "идей" как прообразов всех вещей (объективный идеализм Платоновского  типа); как особая субстанция наряду с материальной (дуализм Декартовского  типа); как деятельность абсолютного  духа или мирового разума (объективный  идеализм Гегелевского типа); как особый мир ценностей и значений (современный  критический реализм и феноменология) или научных идей и теорий (плюрализм  в учении о "третьем мире" Карла  Поппера: мир физических объектов, мир  состояний сознания, мир объективного содержания мышления - научных идей, произведений искусства, как три  мира действительности).

10. Закономерность  и случайность

В философии понятия закономерности и случайности выражают через  соотносительные философские категории - необходимость и случайность, отражающие различные типы связей в объективном  мире и его познании.

Необходимость - отражение  преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношении действительности, основных направлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность - отражение  внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; результат перекрещивания независимых  причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько  различных возможностей, могущих  превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма  проявления необходимости и дополнение к ней,

Необходимость вызывается регулярными  и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в структуре объективного мира, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). Случайность появляется в результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на другом уровне или в другой системе связей.

В зависимости от степени  детерминированности (определённости), причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и  развития науки необходимость может  быть подразделена на такие основные виды:

· необходимость, выражающая объективно существующие стороны и связи природы и общества;

· необходимость, выражающая объективно существующие стороны и связи идеальных явлений;

· внутренняя необходимость, вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира;

· внешняя необходимость, порождаемая привходящими обстоятельствами;

· необходимость более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности;

· сложная необходимость, определяющая поведение совокупности объектов, которая выражается статистическими закономерностями;

· простая необходимость, определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, которая выражается динамическими закономерностями.

Случайность также подразделяется на ряд видов:

внутренняя случайность, органически связанная с данной необходимостью;

внешняя случайность, выступающая  как нечто постороннее по отношению  к данной необходимости и вызываемая преимущественно побочными факторами;

объективная случайность, которая  вызывается влиянием различных объективных  условий; субъективная случайность, порождаемая  субъективизмом, волюнтаризмом (волей), нарушением объективно действующих  законов.

В истории философии в  рамках материалистических учений признавался  объективный (реальный) характер необходимости (закономерности) и случайности. В  идеалистических философии эти категории выводились либо из некой духовной сущности (Платон, Гегель), либо из человеческого разума (Юм, Мах, неопозитивизм). Кант считал необходимость и случайность априорными (доопытными) формами рассудка.

Метафизические материалисты (Спиноза, Гольбах) и некоторые естествоиспытатели (К.Ф. Вольф, Ж. Ламарк) не видели связи  между необходимости и случайности  и доводили их относительное различие до абсолютной противоположности ("свобода  есть познанная необходимость" - Спиноза; "случайности не существует" - Ламарк).

Гегель показал несостоятельность  разрыва необходимости и случайности, разработав на идеалистической основе диалектическую концепцию их взаимосвязи (т.е. эти две стороны действительности соотносительны, не существуют друг без  друга, являются тезисом и антитезисом  друг друга, разрешение противоречий которых реализуется в синтезе, в развитии).

Фридрих Энгельс (переосмыслив материалистически Гегелевскую  диалектику) подверг критике метафизических материалистов, а также показал  несостоятельность механического  детерминизма, вообще отрицавшего случайность: в объективной действительности необходимость и случайность  не существуют в чистом виде - "... случайность - это только один полюс  взаимозависимости, другой полюс которой  называется необходимостью".

В ходе развития научного познания представления о соотношении  и природе необходимости и  случайности претерпели существенные изменения. Модель мира, созданная в классической механике, отвергая объективные основы случайности, ориентировала познание лишь на раскрытие необходимости - строго однозначных связей и отношений в природе (Ньютон: "Наука враг случайности"). Развитие термодинамики и утверждение статистических идей и методов (альтернативных жестким причинно-следственным динамическим связям действительности) привело к перестройке наук о природе, которая основывалась на признании случайности как самостоятельного начала, элемента строения и фактора эволюции материального мира (например, в эволюционном учении Дарвина развитие живой природы происходит путем постепенного накопления случайных изменений, которые на определённом этапе вызывают необходимые изменения и возникновения новых видов животных и растений).

Для понимания природы  случайности важное значение имело  создание квантовой механики (Нильсом  Бором, Гейзенбергом, в нач. 20-го века), которая раскрыла вероятностный (случайностный) характер поведения микрообъектов (микрочастиц, из которых состоят  атомы), а также глубокую диалектическую взаимосвязь необходимости и  случайности в квантовых процессах (которые протекают не по жестким  необходимым причинно-следственным закономерностям, а имеют случайный, предположительный, вероятностный  характер поведения, много ожидаемых  ветвей, вместо одного пути).

Лекция 2

1. Идея развития в философии

Идея развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных  объектов. Только одновременное наличие  всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений:

обратимость изменений  характеризует процессы функционирования;

отсутствие закономерности характерно для случайных процессов  катастрофического типа;

при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной  для развития единой, внутренне взаимосвязанной  линии.

В результате развития возникает новое качественное состояние  объекта, которое выступает как  изменение его состава или  структуры (т.е. возникновение, трансформация  или исчезновение его элементов  и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств  материи и сознания.

Существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.

Древняя философия  и наука (натурфилософия, философия  природы) не знали идеи развития в  точном смысле этого слова, поскольку  время тогда мыслилось как  протекающее циклически (по кругу) и  все процессы воспринимались как  совершающиеся по заданной "oт века" программе (возникновение - становление - исчезновение - новое возникновение). Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея замкнутого, совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.

Представления о  времени и его направлении  меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного (вперед, от сотворения мира) направления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа (души). С возникновением эмпирической (опытной, экспериментальной) науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлении о естественной истории, о направленных, и необратимых изменениях, в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии (Коперник, Галилей, Ньютон) и теории эволюции в биологии (Дарвин) и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Глубокую ее разработку даёт немецкая классическая философия, в особенности Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме (развивается, эволюционирует абсолютная идея, сначала в логике, потом в природе, истории, наконец, в обществе и философии). Опираясь на диалектический метод (рассмотрение явлений в их противоречивости - тезис и антитезис - и разрешение противоречий в синтезе, являющемся новым этапом развития), Гегель не только показал всеобщность принципа развития (закон перехода количественных изменений в качественные), но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей (в мысли, природе и обществе).

Информация о работе Лекция по "Философия"