Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция
1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
7. Сознание и язык
Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова интересовали философов с самого начало возникновения философии. Полагают, что сами философские проблемы, как они были сформулированы у первых философов (Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля), сама форма их постановки, в значительной мере были обусловлены именно возможностями языка выражать и формулировать мысли. Сама мысль, мышления понималось уже в Древней Греции неразрывно связанным с языком (это нашло выражение в понятии логоса, термине, обозначающем одновременно мысль и слово в их единстве). Полагают также, что анализ поставленных проблем, например, представлении о строении вещей, предметов, самого вещества из простейших элементов, далее неделимых атомов было выведено из наблюдения над грамматическим строением предложения и самого слова (предложение совокупность связанных слов, слово состоит из простейших элементов - букв; даже философское понятие "элемент" было образовано от последовательности букв в латинском языке - L - M - N).
В современной философии также большое значение имеют проблемы, связанные с анализом языка и его связью с мышлением и познанием действительности. Эти проблемы нашли свое наиболее полное выражение в возникшем еще в 19 веке и продолжающем существовать в 20 веке философском направлении, получившем название "философия языка" (берет своё начала от языковеда и философа Вильгельма Гумбольдта). Также уже в 20-м веке в Англии, а затем в Северной Америке, возникает направление, которое назвали "лингвистической философией" (Людвиг Витгенштейн, Остин, Райл). В этом философском течении анализируются прежде всего проблемы того, как структуры языка преобразовывают мысль, как мысль, неотделимая от языка, начинает жить по законам языка и тем самым отрывается от действительности (происходит гипостазирование, наделение самостоятельным бытием отвлечённого понятия, свойства, идеи, числа). Именно из гипостазирования языковых понятий (бытия, души, духа, сознания), полагают последователи этой школы, и возникли многие проблемы философии, которые не имеют никакого значения, если отвлечься от языкового выражения и обратиться к реальности. В рамках этого философского направления делались даже попытки полностью преодолеть философские проблемы, свести всю философию и ее вопросы к анализу языка, к "критике языка", которая будет равна очищению сознания от гипостазированных и пустых (выдуманных, выговоренных) сущностей.
В общем, язык обычно определяют как систему знаков, служащую средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.
Диалектическая философия
рассматривает язык как общественно-историческое
явление, служащее средством выражения
и объективации идеального, поскольку
"идеи не существуют оторвано от языка"
(Энгельс). Формирование и развитие
категориальной структуры языка
отражает формирование и развитие категориальной
структуры человеческого
С т. зр. Материалистической
(натуралистической) трактовки, язык возник
одновременно с возникновением общества
в процессе совместной трудовой деятельности
первобытных людей. "Язык так же
древен, как и сознание; язык есть
практическое, существующее для других
людей и лишь тем самым существующее
также и для меня самого, действительное
сознание и, подобно сознанию, язык
возникает лишь из потребности, из настоятельной
необходимости общения с
Возникновение членораздельной
речи явилось мощным средством дальнейшего
развития человека, общества и сознания.
Благодаря языку осуществляется
специфически человеческая форма передачи
социального опыта, культурных норм
и традиций, через язык реализуется
преемственность различных
Язык участвует в
Звуковой язык, как и
пластика человеческого тела, является
"естественной" системой знаков -
в отличие от искусственных языков,
специально создаваемых в науке
(напр., логике и математике) или искусстве.
Специфической особенностью человеческого
языка является наличие в нем
высказываний о самом языке, обусловливающей
способность языка к
Аналитизм языка позволяет ему строить тексты - сложные знаки, обладающие развитой системой возможностей (модальностей), временной мерой (разделением прошлого, настоящего и будущего) и выражением лица. Все эти особенности языковых значений обусловливают универсальность языка по сравнению с другими знаковыми системами, позволяют языку описывать мир как целое, называть предметы мира, описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам. Многообразные аспекты языка составляют предмет изучения различных наук: лингвистики, логики, психологии (психолингвистика), антропологии (этнолингвистика), истории культуры, литературоведения, социологии (социолингвистика), семиотики, теории массовой коммуникации. Перерабатывая данные конкретных наук, философия даёт им определ. истолкование в контексте решения таких общих проблем, как происхождение языка, взаимоотношение языка и сознания, место языка в процессе духовного освоения мира.
8. Специфика научного знания
Понимание специфики научного
знания вытекает из того, как определяется
сама наука и что она из себя
представляет. Над проблемами науки
и самой наукой и ее месте в
культуре в современной философии
размышляют все философские течения
(не только "философия науки" как
специфическое
В общем взаимосвязь между наукой и философией имеет сложный характер: помимо мировоззренческой интерпретации результатов науки, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Специфика же научности в философии осмысляются следующим образом:
Наука - сфера человеческой
деятельности, функцией которой является
выработка и теоретическая
Будучи неотделимой от
практического способа освоения
мира, наука как производство знания
также представляет собой специфическую
форму деятельности. Если в материальном
производстве знания используются в
качестве средств повышения
От эстетического (художественного)
способа освоения действительности
науку отличает стремление к логическому
(последовательному, доказательному),
максимально обобщённому
Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу также была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера (в сверхъестественные, потусторонние, инобытийные начала).
Возникновение науки относят к 6 в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие условии. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематических занятий наукой (теорией, феорией - букв. с греч. созерцанием, умозрением, в противоположность практической деятельности).
Развитию науки свойствен
кумулятивный (собирательный) характер:
на каждом историческом этапе она
суммирует в концентрированном
виде свои прошлые достижения, и
каждый результат науки входит неотъемлемой
частью в её общий фонд; он не перечёркивается
последующими успехами познания, а
лишь переосмысливается и
Процесс развития науки затрагивает всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления. Напр., для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; наука Нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых первоэлементов исследуемой реальности; современная наука характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов.
Всю историю науки пронизывает
сложное, диалектическое сочетание
процессов дифференциации (разделения)
и интеграции (соединения): освоение
всё новых областей реальности и
углубление познания приводят к дифференциации
науки, к дроблению её на всё более
специализированные области знания;
вместе с тем потребность в
синтезе знания постоянно находит
выражение в тенденции к
По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук (физика, химия, биология) является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.