Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

1. закон повторения - усвоения  и воспроизведения людьми тех  или иных новшеств,

2. закон оппозиции, выражающий  борьбу самих новшеств и старого  в обществе,

3. закон приспособления, то есть адаптации людей к  появившимся новшествам и изменившимся  условиям жизни.

Оригинальные идеи в рамках психологического направления в  социальной философии развивал итальянский  мыслитель В. Парето. Он обосновал  логически-экспериментальный метод  исследования социальных явлений исходя из того, что выводы науки об обществе, движущих силах его развития должны базироваться исключительно на точных эмпирических (опытных) данных. Социальные действия он делит на "логические" и "нелогические". Первые в той  или иной степени осознаны и логически  обоснованы людьми, вторые - неосознанны, инстинктивны, спонтанны. В психических  импульсах, склонностях и предрасположениях  людей Парето находил "источник социальной жизни". Оригинальной частью социальной философии Парето является созданная  им теория элит. По мнению Парето, социальная неоднородность общества и социальное неравенство обусловлены психологическим  неравенством людей, что выражается, прежде всего, в неравенстве их способностей. Наиболее способные представители  общества образуют элиты в разных сферах общественной деятельности.

Неокантианство (кон. 19 - нач. 20 вв.). Оно основывалось на философии Канта и в развивало ее в новых условиях. Основные представители - Вильгельм Виндельбандт и Генрих Риккерт.

Суть социальной философии  неокантианцы видели в том, чтобы  исследовать методы познания и истолкования исторических событии, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох: "метод есть путь, ведущий к цели", Задача наук об обществе сводилась в неокантианстве к тому, чтобы понять и объяснить отдельные исторические факты, их характерные особенности, так как неокантианцы отрицали закономерный характер развития общества и его культуры. Социальная значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры неокантианцами трактовалась путем обращения к проблеме ценностей. Ценности истолковывались как своего рода идеалы и, следовательно, ориентиры социально-культурного развития общества. Ценности носят надисторический характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей, вечный трансцендентный (то есть потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея трансцендентного долженствования. Она указывает на безусловное, неограниченное временем, абсолютное значение вышеназванных ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие ценностные установки и требования, которыми они руководствуются в их жизни, поведении, повседневной и исторической деятельности.

Понимающая социология Макса  Вебера (1864-1920). Вебер, развивая некоторые  идеи неокантиацев, создал теорию социального  действия. Социальные действия (их три  типа: традиционные, целерациональные, ценностно-рациональные) составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором  каждый человек учитывает влияние  своих действий на других людей и  их ответную реакцию на это. Социолог же должен разобраться (понять) не только в содержании, но и в мотивах  действий людей, основанных на тех или  иных духовных ценностях. В своей "понимающей социологии" Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира субъектов  может быть как логическим, то есть осмысленным с помощью понятий, так и эмоционально-психологическим (вчувствование, вживание во внутренний мир субъекта, сопереживание). Важнейшее  место в социальной философии  Вебера занимает концепция идеальных  типов. Под идеальным типом (к  нему относятся, напр., такие социальные понятия, как "феодализма", "капитализм") им подразумевалась некая идеальная  модель того, что наиболее полезно  человеку, объективно отвечает его  интересам в данный момент истории  и вообще в современную эпоху. Вне идеальных типов - моделей  сама социальная реальность неописуема, многообразна и противоречива. Наука  оперирует только идеальными типами, а не реальными объектами (или  объектами, полностью отражающими, адекватными реальности).

Фрейдизм и неофрейдизм: представители - Зигмунд Фрейд (1856-1939) и его последователи. Их концепции - это так называемая социобиология, которая выделяется почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и  деятельности людей. Каждый индивид  рассматривается больше как бы сам  по себе. Движущие силы его поведения  усматриваются в его биологических  потребностях и инстинктах (бессознательном, врожденном). Особое значение в развитии культуры и истории сам Фрейд  придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной  сексуально-биологической энергии (л и б и д о) на "жизнь его чувств" и поведение, на ее преобразование (сублимацию) в культуру, историю путем подавления (сознанием, разумом). Альфред Адлер - ученик Фрейда, перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и отношений социальных групп. Другой его ученик - Карл Густав Юнг развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Это учение базировалось на многих положениях теории массовой психологии, изложенных, в частности, в работах 3. Фрейда.

Представители психокультурного фрейдизма Карм Хорни, Эрих Фромм  и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе  сексуальных инстинктов, в поведении  людей, дополняют его также и  ролью социальных факторов, в том  числе социальных связей и отношений  между людьми, материальной и духовной культуры (идеи, заимствуемые ими из марксизма - у Фромма это "фрейдомарксизм"). По их мнению, социокультурные условия  жизни людей в не меньшей степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

3. Общественные  законы: их сущность и специфика

Общественные законы - объективно существующая, повторяющаяся, существенная, связь явлений общественной жизни  или этапов истории, процесса, характеризующая  поступательное развитие истории. В самого начала развития философии и социологии отдельные мыслители приходили к идее закономерного характера исторического процесса (у Аристотеля - это учение о связи различных форм государства - монархии, демократии, тирании, олигархии, с определенными этапами развития общества, Боден и Монтескье выступали с обоснованием принципа связи между обществом и географической средой (проблема детерминизма в истории), теория исторического круговорота Вико исходила из того, что каждый народ, воспроизводя ступени жизни отдельного человека (детство, юность и зрелость) закономерно проходит 3 стадии развития - божественную, героическую и человеческую, после чего - стадия распада). Монтескье, Кондорсе, Гердер рассматривает развитие общества как закономерный процесс совершенствования разума, культуры.

Французский материализм (Гельвеций, Вольтер, Гольбах), хотя и стоял в  целом на идеалистических позициях в объяснении истории, в своеобразной форме также подошел к признанию  общественных законов. Огромное значение для развития идеи общественных законов. имели взгляды Гегеля, который, первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории. К пониманию закономерного характера истории подошёл Сен-Симон (индустриализм, социализм); теорию трех стадий (теологической, метафизической и позитивной) исторического развития выдвинул основатель позитивизма Конт.

Научное решение вопроса  о законах общества было дано впервые  с позиций материалистического  понимания истории. Выделение производственных отношений, как первичных и материальных, позволило применить критерий повторяемости  к явлениям истории. Это было условием открытия законов общества. Как установил  основатели исторического материализма (Маркс, Энгельс), в общественной жизни  действие законов проявляется в  виде тенденций, т.е. законы определяют основную линию развития общества, не охватывая и не предопределяя  множества случайностей и отклонений; именно через эти случайности  и отклонения необходимость пробивает  себе дорогу как закон. Поэтому в  истории имеют место как динамические (причинно-следственные), так и статистические (вероятностные) закономерности. В применении к массовым общественным явлениям уместно  говорить о статистической закономерности, допускающей индивидуальные отклонения, через которые прокладывает себе дорогу тенденция. Если же рассмотреть  общую линию исторического развития, то выражающая её общесоциологическая закономерность выступает как динамическая (объективная, направленная линия, постепенный причинно обусловленный переход количественных изменений в качественные скачки). Исторический материализм (детерминизм) отвергает неокантианское отрицание повторяемости в общественных явлениях (Виндельбандт полагал, что поступки людей - уникальны, индивидуальны, неповторимы, потому и развитие истории непредсказуемо, стихийно) и вместе с тем не абсолютизируется повторяемость.

Объективный характер общественных законов состоит в том, что  законы не создаются и не могут  быть отменены людьми. Но люди могут  познать их.

С точки зрения степени  общности можно выделить три группы общественных законов: общесоциологические (проявляющиеся на всех этапах человеческой истории, напр., закон соответствия производственных отношений характеру  и уровню развития производительных сил); действующие в определенной группе формаций (напр., законы классовой  борьбы в условиях антагонистического общества); свойственные отдельным  формациям (напр., закон производства прибавочной стоимости при капитализме).

Признание общественных законов  означает также и возможность  их познания, а познание открывает  возможность их использования в  практической деятельности людей.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специфических черт:

1. Общественные отношения  принимают форму общественных  интересов, потребностей, целей.  А это значит что социальные  законы - законы не только материальной, он и духовной деятельноси.2. Поскольку  общество одновременно является  и объектом и субъектом, социальные  законы - это законы челов. деятельности. Без человеческой деятельности, которая генетически первична, нет  и не м. б. социальной закономерности. История - это деятельность преследующего свои цели человека.4. Спецификой социальных законов является их историчность. Вследствие того, что социальная эволюция протекает более быстрыми темпами, чем эволюции природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны, чем геологические периоды. Социальный организм очень динамичен, и его законы позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установления строгих сроков наступления событий. Социальными законами в общем можно назвать следующие:

1. закон определяющей  роли способа производства по  отношению к другим сферам  деятельности.

2. закон определяющей  роли экономического базиса по  отношению к надстройке (политике, науке, искусству, образованию).

3. закон соответствия  развития производственных отношений  уровню и характеру развития  производительных сил.

4. закон прогрессивной  смены общественно-экономических  формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая)

5. закон социальной революции

6. закон возрастающей  роли народных масс в истории

7. закон относительной  самостоятельности общественного  сознания.

8. закон развития и  роста потребностей в истории.

Проблема, связанная с  социальными законами - имеет ли место свобода в обществе? В  чем она выражается, если существуют социальные законы, выражающие объективный, необходимый ход истории? В природе  необходимости противостоит случайность. В обществе с ней соотносится  свобода. Свободе, полагают сторонники объективности социальных законов (исторический материализм), враждебны  не законы, а беззаконие, хаос. И необходимость, и свобода в равной степени  объективны, хотя их функциональная нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое, сохраняющееся, что  выражается в законах сохранения (преемственности в истории). Свобода  же отражает развитие (возможностей), появление  нового, новых возможностей, но на базе необходимости. Необходимость выражает наличное, а свобода охватывает будущее, каким мир должен или может  быть. Мировая история - это процесс  возрастания степени свободы, но в каждый исторический период она  имеет свои границы.

В неокантианстве при анализе  социальных явлений, в противоположность  историческому материализму, утверждается, что история и естествознание пользуются различными типами понятий  и что все общие понятия  истории - лишь "идеальные типы" (М. Вебер), идеализации (капитализм, феодализм, революция, застой), которые не являются отражением объективно существующего  общего. Это и есть своеобразная форма отрицания общественных законов. В неопозитивизме, провозглашая необходимость "позитивной" науки, опирающейся  только на эмпирические факты (практический опыт), историческое знание также оказывалось  невозможно, так как оно не допускает  опытной проверки (воспроизведения  открытия). Карл Поппер ссылается на то, что поскольку в истории  существуют не законы, а тенденции, постольку мы не можем получить точных выводов, ибо тенденции не дают для  них достаточных оснований, и, следовательно, теоретические обобщения невозможны.

Раймон Арон (представитель  экзистенциализма) приходит к выводу, что объективное исследование и  причинное объяснение истории невозможны на том основании, что "исторической науки, истина которой была бы обязательна  для всех, не существует". Понятия  необходимости и закономерности он заменяет понятиями возможности  и вероятности.

4. Природа и  общество

Природа, в предельно широком  значении - все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих  проявлений. В этом смысле понятие "природа" выступает как синоним понятий  Вселенная, материя, бытие, объективная  реальность.

Общество - в широком смысле используется в философской и  социологической литературе для  обозначения всей совокупности исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей.

В своем развитии (эволюции) от простого к сложному, от низшего к высшему природа проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни материи. Простейшими из известных современной науке форм материи являются элементарные частицы и поля, составляющие космическую среду. Определенные виды элементарных частиц (нуклоны) формируют атомные ядра, а последние, вместе с электронами, - атомы, т.е. химические элементы. На планетах могут создаваться условия для возникновения и эволюции еще более высокой ступени развития материи - органического мира. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии с окружающей средой, оказывает обратное организующее и преобразующее влияние на эту среду. По мере развития органического мира возникает особая планетная оболочка - биосфера, включающая живое вещество как организующий элемент и неживое, охваченное его влиянием, возрастающим в процессе эволюции (это проявляется, в частности, в установленном В.И. Вернадским росте биогенной миграции химических элементов).

Информация о работе Лекция по "Философия"