Мировозрение, его структура и исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:34, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.

Вложенные файлы: 1 файл

modul_filosofia.docx

— 90.30 Кб (Скачать файл)

- Немецкая классическая  философия разрабатывает целостную  концепцию диалектики. Кантовская  диалектика - это диалектика границ  и возможностей человеческого  познания: чувств, рассудка и человеческого  разума. Диалектика Фихте сводится  к исследованию творческой активности "Я", взаимодействию "Я" и "Не-Я" как противоположностей, на основе  борьбы которых происходит развитие  самосознания человека. Шеллинг  считает, что природа - становящийся, развивающийся дух. Гегель представил  естественный, исторический и духовный  мир в виде процесса. Фейербах  рассматривает связи явлений, их  взаимодействия и изменения.

- Немецкая классическая  философия предприняла попытки  осмыслить человеческую жизнедеятельность, провозглашая человека господином  природы и духа, утверждающего  могущество разума. Немецкая классическая  философия – одно из важнейших  выражений духовной культуры 19 века.

11.основные  направления современной философии

наши дни можно выделить четыре главных направления философии интернационального содержания – это феноменология, герменевтика, аналитическая философия и постмодернизм.

-Феноменология

Феномен — это в переводе с греческого то, что является.

Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменология — это учение о сознании, о феноменах и их смыслах.

-Герменевтика

По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание.

Исходя из изложенного, герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание текстов.

-Аналитическая философия

Аналитическая философия — это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два главных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале ХХ в.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала ХХ века.

-Постмодернизм

Слово «постмодерн» означает после модерна. Французское слово «модерн» означает современный. Постмодерн — это прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии.

12.Основной вопрос философии и две его стороны.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.  
Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. 

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).  
Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.  
Важность вопроса «материя и сознание, что первичней?» заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.  
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.  
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?  
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? 

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.  
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:  
• объективный идеализм;  
• субъективный идеализм;  
• материализм;  
• вульгарный материализм;  
• дуализм;  
• деизм;  
гносеологической (познавательной) стороны:  
• гностицизм;  
• агностицизм;  
• эмпиризм (сенсуализм);  
• рационализм. 

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:  
• материализм;  
• идеализм;  
• дуализм.  
13.Идеализм и его формы

Идеализм - философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопросе философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом

Признавая, что бытие зависит от сознания, философы-идеалисты по-разному объясняют, как складывается эта зависимость, каким образом сознание обуславливает, порождает бытие. При всем единстве идеалистического направления внутри него различают две главные формы:

– объективный идеализм, рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека, и

– субъективный идеализм, понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.

 

14. Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.  
Следовательно:  
• материя реально существует;  
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);  
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;  
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;  
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);  
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;  
• сознание определяется материей (бытием).  
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные  французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. 

15.Теория  идей Платона

В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно»

16.Метафизика  Аристотеля

«Метафи́зика» (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — то, что после физики) — известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Состоит из 14 книг, собранных из различных работ Андроником Родосским, в которых описывается учение о первоначалах, которые и составляют предмет мудрости. Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»). Он также проводит различие между возможностью и действительностью. Последние книги Метафизики посвящены критике эйдосов как отдельно существующих от вещей сущностей.

17. Философское  понятие материи следует отличать от естественнонаучной картины мира, от тех взглядов на строение, состояние и свойства конкретных видов материи, которые вырабатываются в ходе развития естествознания.

Суть философского понимания материи состоит в выделении такого ее всеобщего, универсального свойства, как объективность существования.  
Понятие материи служит для обозначения объективной реальности как целого. Относительно устойчивая совокупность определенных материальных образований, имеющих общую природу и представляющих определенную ступень в развитии материи от низшего к высшему, называется видом материи.

18. Понятия бытия и классификация типов реальности

Бытие, важнейшее философское понятие, обозначающее совокупность бесконечного множества конкретных предметов, процессов и явлений, существующих вне сознания человека, и независимо от него, и находящихся в закономерной связи между собой, их единство состоит в их материальности.Членение типов реальности - очень интересный философский вопрос, представляющий огромный мировоззренческий и методологический смысл. В самом общем виде такое членение рассматривалось выше: разделение эмпирической, трансцендентальной и трансцендентной реальности в кантовской гносеологии и онтологии, опирающееся еще на средневековую традицию. Другая база деления дается религиозной философией - на реальность творящую (Бог) и тварную, в том числе внутри трансцендентно-сущего.

 Понятие  реальность вступает в сложные  отношения с понятием бытия:

  1. Бытие является совокупностью разновидностей реальности (когда понятие реальности предельно расширено и включает в себя такие понятия как, например, субъективная реальность)
  2. Бытие содержит реальность как составную часть (когда реальности противопоставлена ирреальность или сюрреальность)
  3. Реальность содержит в себе бытие (в экзистенциализме, где бытием обладает только человек).

19. Сущность и специфика социального  бытия.

Социум в его бытии – это человечество, системно самоорганизованное на основе стихийной жизнедеятельности и отношений. Каков человек, его возможности деятельности в деятельностных системах и общностях, составляющих социум, такова и сущность бытия, жизни в универсуме социума.Люди – технологические существа, в своей жизнедеятельности осваивающие и преумножающие технологии жизни, вступающие в экономические связи, производящие знаково-смысловые объекты, системы и факторы. Они включены в жизнедеятельностные общности, погружены в системы коммуникации, они конфликтуют, конкурируют и руководствуются нормативными системами ценностей. Тем самым в философской реконструкции социума в разной степени должны присутствовать и предпосылки общей философской теории технологии

Специфика социальной философии как формы познания общества и его феноменов определяется наличием у нее, как и у философии в целом, двух интенций, подмеченных еще в древности: эпистемной, выражающейся в стремлении к достижению истинного знания, и софийной, воплощающейся в ценностно-императивных и оценочных суждениях о сущности и значении происходящего в мире.

20. Понятие и формы духовного  бытия.

Духовное – это то, что делает мыслимое бытие умственно видимым, т.е. умосозерцаемым, умопостигаемым. То же, что ум зрит при этом, есть идея, идеальное.Духовное бытие, как материальное, подвержено дроблению и изменению. Так, существует субъективный и объективный дух. Субъективный дух – это психический мир, мир человеческого сознания со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Этот мир существует субъективно, поскольку зависит от воли и желания людей.

21. Движение, как всеобщий атрибут  материи.

Атрибуты и виды материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[2]

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

-физическая;

-химическая;

-биологическая;

-социальная;

-механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

-несотворимость и неуничтожимость

-вечность существования  во времени и бесконечность  в пространстве

-материи всегда присущи  движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний  в другие

-детерминированность всех  явлений

-причинность — зависимость  явлений и предметов от структурных  связей в материальных системах  и внешних воздействий, от порождающих  их причин и условий

-отражение — проявляется  во всех процессах, но зависит  от структуры взаимодействующих  систем и характера внешних  воздействий. Историческое развитие  свойства отражения приводит  к появлению высшей его формы  — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

-Закон единства и борьбы  противоположностей

-Закон перехода количественных  изменений в качественные

-Закон отрицания отрицания

22. Форма движения материи и их взаимосвязь

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности.

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[3]

Информация о работе Мировозрение, его структура и исторические типы