Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:34, контрольная работа
Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.
А)в неорганической природе,
пространственное перемещение;
движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
геологические процессы;
изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
б)в живой природе,
обмен веществ,
саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
в)в обществе,
многообразные проявления сознательной деятельности людей;
все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
23.Пространство и время, как философские категории.
Пространство и время – основные формы существования материи. В этих формах пребывают все существующие объекты, которые не могут существовать иначе как в пространстве и во времени.
Пространство – это "форма существования материи, характеризующаяся такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Пространство - это, прежде всего, взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Оно трехмерно и обратимо". [1]
Время – это "форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. К основным свойствам времени относятся длительность, изменение, развитие. Время одномерно и необратимо" [2].
Проблема взаимоотношения категорий материи, пространства и времени рассматривается в двух основных концепциях - субстанциональной (от лат. substantia - то, что лежит в основе; сущность; Демокрит, Эпикур, Ньютон) и реляционной (от лат. relatio – отношение; Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).
С точки зрения Ньютона, пространство и время - это "чистая" протяженность и "чистая" длительность, в которых помещаются материальные объекты. Можно убрать из пространства все, что там размещалось, а пространство останется, и свойства его сохранятся. То же обстоит и со временем. Оно протекает одинаково, и его течение ни от чего не зависит, так как время - это чистая длительность, постоянная шкала для измерения всех конкретных изменений.[5]
Суть реляционной концепции заключается в том, что пространство и время мыслятся здесь не как отдельные от бытия сущности, а как формы проявления этого бытия. Из этого следует их объективность и всеобщность. [6]
Но наряду с общими свойствами пространству и времени присущи свои особенности.
Так, для пространства характерны: трехмерность, симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества или поля.
Для времени характерны одномерность, асимметричность, необратимость, ритм и скорость изменения состояния.
24.Проблема возникновения сознания
Платон первым приступил к выяснению тайны сознания, заметив несовпадение идеальных форм содержания сознания с миром повседневных явлений. Античные философы-материалисты высказали догадки о принципиальной невозможности сведения идеальных процессов к метаморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другим физическим моделям.
Идеальное (сознание) в его отношении к материи представлено в следующих основных философских позициях.
1. Субъективные идеалисты
2. Согласно объективному
3. Религиозная философия
4. В древности Демокрит духовные
процессы рассматривал с
25.Историко-философские концепции сознания
Созна́ние — Сознание — это
способность субъекта соотносить себя
с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять
себя ему. В этом случае возникает разговор
о соотношении субъекта и объекта
В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.
26.Сущность и структура сознания
Сущность сознания делится на две категории:
-
биосоциальной природы (сожжет себя
проявить с биологической
- активность сознания (преобразование внешнего и внутреннего мира человека в целях общественной жизни)
Сознание бывает индивидуальное и общественное.
Структура индивидуального сознания:
- телесное восприятие
- логико-понятийное восприятие
- знания
- эмоциональная составляющая
- ценностная составляющая
Общественное сознание – духовная характеристика любой исторической эпохи (наличие развития науки, религии, философии, права, морали, искусства).
27.Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема.
Под сознанием понимается высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий (целеполагание) и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Понятие «сознания» характеризует важнейший компонент человеческой психики. Главная трудность заключается в том, что сознание ненаблюдаемо, его практически невозможно зафиксировать в чистом виде.
Сознание и мозг. Сознание неразрывно связано с мозгом и развитием именно человеческого мозга. Эта идея оформляется в культуре Возрождения и в философии Нового времени.В современной философии психофизическая проблема определяется как вопрос о соотношении ментальных состояний (наших мыслей, желаний, чувств и т. п.) и физических состояний мозга.Существует 2 основных направления решения психофизической проблемы — это дуализм и монизм.
Психофизический дуализм. Так.
Декарт наряду с материальной субстанцией
(мозг) выделяет мыслящую субстанцию, протяженную
(когито, сознание).Психофизический параллелизм
(Лейбниц, Спиноза, Мах): психические и
физические процессы происходят параллельно
и уравновешиваются Богом.Психофизический
монизм (современность): мозг – это антенна,
улавливающая объективно существующие
смыслы. Сам же мозг не в состоянии сформировать
идеальный объект.Психофизический материализм,
куда относятся:механистический материализм
(Ламетри, Гольбах): мозг и нервная система
функционируют по аналогии с механизмом;вульгарный
материализм (Кабанис, Фогт, Бюхнер). Кабанис
утверждал, что мышление – такой же продукт
мозга, как секреция поджелудочной железы
или печени. Согласно Фогту, мысли находятся
в таком же отношении к мозгу, в каком желчь
находится к печени. Бюхнер попытался
смягчить резкость высказываний своего
единомышленника, заметив, что мысль не
является продуктом выделения, отбросами,
и предложил смотреть на мышление как
на особую форму всеобщего естественного
движения, наподобие движения света или
магнетизма;диалектический материализм
(Анохин, Леонтьев): к нейропсихологическим
процессам сознания подключены социокультурные
факторы, включающие материальные компоненты,
но определяющие идеальные;научный материализм
(Армстронг, Марголис, Рорти): явления психики
и сознания должны сводиться к определенному
подклассу телесных, т.е. физиологических
явлений или объяснятся исходя их физико-химических
процессов центральной нервной системы.
Таким образом, психические явления рассматриваются
здесь как эпифеномены физико-химических
процессов.В науке тоже возникло несколько
версий решения проблемы соотношения
сознания и мозга:Нейропсихологический
подход, который изучает сознание в зависимости
от конкретных участков коры головного
мозга. Если нарушается в силу тех или
иных заболеваний функционирование мозга,
в той или иной мере нарушается сознание.
Когда нарушаются лобные доли, больные
не могут создавать и удерживать сложные
программы поведения; они не имеют устойчивых
намерений целеполагания и легко отвлекаются
побочными раздражителями. При поражении
затылочно-теменных отделов мозговой
коры левого полушария нарушаются ориентировка
в пространстве, оперирование геометрическими
отношениями, счет в уме и анализ некоторых
грамматических конструкций.Нейрохимический
подход: здесь выстраивается химическая
картина мозга, определяется, как определенные
настроения, алкоголь, наркотики влияют
на химию мозга, следовательно, на сознание.
Так, для депрессии характерно увеличение
в крови уровня серотонина.
28.Сознание и безсознательное.
Сознание и бессознательное — две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение Фрейдом.Четкое различение между первым и вторым — это самое важное «открытие», которое он сделал. Фрейд был первым, кто громко и аргументированно заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые, неведомые даже ему самому, процессы.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в недавнем прошлом (в 20 - 50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.
Бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отноиении определенным образом воздействовать на сознание.
Информация о работе Мировозрение, его структура и исторические типы