Мировозрение, его структура и исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:34, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.

Вложенные файлы: 1 файл

modul_filosofia.docx

— 90.30 Кб (Скачать файл)

 

49. Понятия культура и  цивилизация.

 Культура – это система исторически развивающихся надбиологических программ поведения, деятельности и общения выступающим условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех его основных проявлениях.

Цивилизация – это социальная форма движения материи, обеспечивающая ее стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции обмена с окружающей средой.

50. Традиция и  новация в культуре.

Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания. Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами. Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни. Новации бывают:  - эндогенные – внутренние, внутри самой культуры

- экзогенные – внешние, заимствованные из других культур

 Эндогенные новации  возникают в ответ на какую-то  потребность, которая не может  быть удовлетворена традицией. Эндогенная  новация – это мутация традиции.  Сложнее обстоит дело с экзогенными  новациями, потому что всякая  культура защищает свою самобытность. Поэтому легче всего усваиваются  материальные новации.  Характер  взаимоотношений традиций и новаций:

- Конфликт (церковные реформы  Никона)

- Симбиоз. Сосуществование  традиций и новаций в разных  сферах общества (дворянство и  народ)

- Синтез. Результат взаимного  приспособления друг к другу (марксистское  учение, совпадавшее с российской  действительностью).

51. Творчество, как наиболее адекватная  форма человеческого существования.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

52. Особенности аксеологического  и дезаксеологического подходов  к пониманию культуры.

Аксиологический (ценностный) подход под культурой понимает совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных людьми.

Аксиологический взгляд сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности.Подчеркиваются только хорошие и позитивные качества.

ценности (ценностные смыслы) — характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

Дезаксиологический подход – подчеркивается и позитивные и негативные качества, но разный уровень клуьтуры.

53. Определение понятия  культура и его интерпретация.

КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесении со смыслом всего существующего.

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который, передаваясь из поколения в поколение, определяет способ бытия и мироощущения людей.

 

54. Как соотносятся понятия  общества, природа и культура.

“Культура” в современном социогуманитарном знании — открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как “естественное” и “искусственное”. По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 - 1968) культура есть “надприродное” явление. Наука, возникающая из естественной культурной потребности человека познать окружающую действительность, становится одним из самых эффективных механизмов “выхода человека” из мира естественного в мир искусственный (т.е. культурный) или преобразования мира естественного в соответствии со своими потребностями в культурную реальность.

Культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего на только совпадение, но и различие. Можно по-разному интерпретировать отношения между обществом и культурой. Например, М.Каган считает, что культура - продукт деятельности общества, а общество субъект этой деятельности. Э. Маркарян предлагает взять за исходное представление о культуре как функции общества. Общество - некоторая целостная система, в которой множество людей обеднены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый целостный организм.

Культура - это продукт общества

55. Какое содержание мы вкладываем  в понятие природа человека.

у человека – две природы! – а именно: собственно животная природа, состоящая из суммы врожденных инстинктивных предрасположений и реакций в мире, – и природа разумная, одаренность свободным, сознательным, то есть способным быть объективным и адекватным, реагированием на мир. границы между этими двумя природами в самом человеке провести трудно.

Можно сказать - что биологическая природа человека – это сумма инстинктов, врожденных программ поведения в типовых ситуациях, представленных в человеческом сознании в виде безотчетных склонностей; в этих своих инстинктах он не отличается кардинально от других биологических видов, разве что тем, что в нем они играют меньшую роль, а соответственно проявлены слабее и, как все ослабевающее, рудиментарное – иногда и уродливо… Однако в эту же биологическую природу человека, как собственно человека, входят речь и руки – входит опора на свободный и преобразующий разум. Высшая природа вырастает в человеке из низшей и становится чем-то самостоятельным.

56. Как следует понимать искусственность  природы.

Искусственность проявляется в сочетании и противостоянии тенденций роста утилитарности, инструментальности и, с другой стороны, эстетизации культуры. Латентность культуры подразумевает признание ее особым маскирующим и мистифицирующим механизмом, легитимирующим социальные нормы и правила с помощью ценностей, аргументов и эмоциональных оценок. В статье определяется понятие «социальной культуры». В качестве ключевой функции культуры выделяется конструирование образа будущего.

57. Политика и право, как регуляторы  жизнедеятельности.

Право — совокупность общеобязательных, формально определённых норм« или правил поведения, обеспеченных силой государственного регулирования. Политика есть сфера деятельности, связанная с особенностью взаимоотношений социальных групп, обладающих различными социальными интересами. При наличии какой-либо формы человеческой ассоциации, неизбежно появляется политика. Однако наиболее оформленное выражение она получает там, где есть государство, которое своим существованием диктует потребность в ее появлении.

Политика - это, прежде всего, некая внешняя необходимость. Политический факт распознаётся благодаря внешней публичной принудительной власти, каковую он имеет над людьми. Сущность политики заключается в завоевании, удержании и использовании государственной власти.

В своей культурной ипостаси политика регулирует общественные отношения. Она самым тесным образом связана с экономикой, которая предопределяет содержание политических и правовых интересов. Политическая культура, как «ядро» правовых отношений, открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономические процессы.

58. Мораль, как регулятор поведения. Добро и зло.

Мора́ль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и видобщественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу междудобром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью .

Добро и зло — наиболее общие понятия, употребляемые для обозначения положительной или отрицательной ценности предметов и явлений окружающего мира. Благо — положительно оцененное явление, положительная ценность (то, что приносит людям пользу). Зло — отрицательно оцененное явление, отрицательная ценность (то, что приносит вред людям) Моральные добро и зло — это благо и зло в отношениях между людьми; это действия одних людей, имеющие положительную или отрицательную значимость для других. Если субъектом-носителем природного блага или зла является то или иное природное явление, то субъектом-носителем морального добра или зла всегда является человек как обладающее разумом, сознательно действующее, выбирающее существо.

мораль как регулятор жизни общества

-        моральная  регуляция внеинституцио-нальная; она  существует как исторически сложившаяся  форма организации и регулирования  общественной жизни;

-        нормы  морали и правила поведения  рождаются спонтанно, в практике  человеческих отношений;

-        нормы  морали не возможно свести к какому-либо ограниченному количеству, они гибки;

-        требования  морали направлены ко всем  людям;

-        источник  обязательности моральных норм  – человеческая совесть, моральное  сознание человека и общества;

-        контроль  выполнения моральных норм –  частное дело каждой личности  и соответствующих обществ, определенную  роль играет общественное мнение.

 

59.  Искусство, как способ  художественного освоения мира.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

Философия и искусство соотносятся через феномен творчества. Философия, как и искусство, есть творчество, причем часто и художественное.Философская и художественная интуиция одинаково исходят из того, что человеческая жизнь имеет особый статус в мире, не сводится только к случайностям ее эмпирического существования, и может иметь непреходящий, высший смысл.  Из философского творчества, так же как и из художественного, невозможно удалить элемент живого присутствия человека-творца, его собственное видение мира. Однако личностное творческое начало в философии и искусстве направлены по-разному. В искусстве – это самовыражение художника через создание образа. В философии – это «авторское» внедрение философа в философскую традицию через создание концепции (системы понимания, понятий), стремящейся к объясненности, доказательности, истинности.

 

60. Основные проблемы  аксиологии.

Аксиология (гр. axios —  ценный, logos — наука) теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и структуре ценностного мира.

1.     Соотношение ценностей.

2.     Соотношение ценностей и потребностей.

3.     Виды ценностей

61. Религиозные, нравственные и  эстетические ценности.

Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ -  это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм – неизменное следование священной традиции. Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств.Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога.

Информация о работе Мировозрение, его структура и исторические типы