Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:34, контрольная работа
Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.
39.Практика, как основа,
цель познания и критерии
Практика по отношению к познанию выполняет ряд
функций:
- Дает необходимый
практический материал
- Ставит перед
субъектом познавательные задачи
Практика–способ
приложения знаний, цель познания.
Познание
по отношению к практике выполняет функции:
- Информативно–отражательная
функция
- Проектно–конструктивная
функция
- Регуляритивная
функция
Согласно
Марксу, вопрос об истинности познания
– это вопрос практики. На практике человек
убеждается в ложности или истинности
своих суждений. Из практики он узнает,
что менее и что более важно. В теории более
значимое ставится на первое место, логика
научного рас¬смотрения реализуется в
переходе от общего к частному, от фундаментального
к менее фундаментальному. Практика вынуждает
отказываться от заблуждений и ведет вперед
к истине. Против этих утверждений Маркса
трудно что-либо возразить.
Критерий
истины - средство проверки того или иного
утверждения, гипотезы, теоретического
построения и т. п. Критерием истины является
общественная практика. Опытные научные
теории получают свою фундаментальную
проверку с помощью практики: в материальном
производстве, в революционной деятельности
масс по переустройству общества и т. п.
Если теория успешно применяется на практике,
это означает, что она является относительной
истиной. Способы проверки той или иной
теории на практике могут быть различными.
Например, те или иные положения в естественных
науках получают свое подтверждение в
эксперименте, связанном с наблюдением,
измерением, с математической обработкой
получаемых результатов. Часто практическая
проверка осуществляется опосредственным
путем. Так, установление истинности утверждения
путем логического доказательства в конечном
счете опирается на практическую проверку
некоторых исходных положений той или
иной теории, которые в ее рамках специально
не доказываются.
40.Сущность научного познания
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
41.Основные формы научного познания
Пробле́ма— в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опыта.Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Проблема отличается от задачи тем, что для её решения не достаточно собственных ресурсов. Проблема решается с привлечением ресурсов со стороны.
Гипо́теза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она фальсифицируема, т.е. может быть опровергнута.Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Теория— учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы . В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.
42.Классификация методов научного познания
Имперический:наблюдение ,эксперимент,систематизация,
Универсальные:анализ и синтез,дедукция
и индукция, аналогия(моделирование),
Теоретические методы:единство исторического и логическогоя,восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот,формализация и матемизация.
43.Метод философии Сократа
Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии, которые демонстрировал Сократ. Разбираясь в предмете вместе с собеседником и задавая доброжелательные вопросы, на каждый из которых следовал как правило утвердительный ответ, Сократ подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.
Когда собеседник вас не понимает, хочется ему втолковать. Но если вы собьетесь на монолог и начнете давить, скорее всего, вы столкнетесь с сопротивлением и проиграете. Избегайте монолога — диалог продуктивнее. Метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.
Его достоинства:
44.Циклические и линиарные теории исторического процесса
Образ круга, циклического коловращения, несомненно, стоит первым в ряду настойчивых усилий человека по познавательному овладению временем и историей. Истоками своими он восходит к архаической мифологической картине мира. Имеются в виду главным образом мифы, повествующие о периодических катастрофах и обновлениях мира, об умирающих и воскресающих богах и тому подобных вещах. Причем, что интересно, эти повествования не знают жестких локальных или региональных границ. Они встречаются у разных народов и в разных культурах.Из мифологии цикл, цикличность легко перекочевали в философию. И в таком первобытно-мифологическом виде они еще долго питали воображение философов. Духом цикличности пронизаны социально-политические изыскания Платона и Аристотеля. В их богатом творческом наследии немало места занимает проблема круговращения форм правления или государственного устройства. Платоновско-аристотелевскую концепцию основных форм государственного устройства до полной циклической определенности довел древнегреческий историк Полиби. В своей "Всеобщей истории" он очень рельефно представляет шесть форм правления, или государства, круговращательно сменяющих друг друга в ходе истории.
Линеарная фигура истории. Данная концепция выражает идею прямо- или однолинейного общественного развития и связана с использованием образа линии в историческом объяснении. Прямая линия исторического развития - насколько она реальна? Не выдумка ли это досужего ума исследователей? Непредвзятое знакомство с историческими фактами может привести к противоположному образу - кривая, даже ломаная линия. Прямое эмпирическое наблюдение событий, охватываемых жизнью одного поколения, подсказывает тот же образ, ту же историческую конфигурацию. Действительно, прямым ход истории назвать никак нельзя. Наряду со спокойным, благополучным, плавным течением, периодами крутого и стремительного набора высоты в истории много отступлений, попятных и боковых движений, зигзагов, провалов, застоев и пр.
45. Теории происхождения общества
начать надо конечно с антропогенеза. считается, что человек разумный появился в неолите, до этого были люди-обезьяны. будучи слабыми и маленькими существами (это факт. люди рождаются, с точки зрения природы, недоношенными, у нас нет острых клыков, когтей, нет панциря. и мы лакомое мясо)), им приходилось сбиваться в кучи и атаковывать крупных животных: мамонтов, лосей и т.п. это первый этап - КУЧКОВАНИЕ.
второй - зарождение языковых сигналов. наши предки наблюдали за животными, подражали их способу общения. и, как следствие, перенесли его в свой круг. вначале, конечно, слова были короткими формата "возьми", "опастность". далее появилась адресная речь и имена собственные. то есть этап называется РЕЧЬ.
с ходом эволюции и появлением речи начали обозначаться ГЕНДЕРНЫЕ различия и отношения ВЛАСТИ и подчинения. появилась многоязыковая среда, т.к. выделились "свои" и "чужие", социальный строй внутри племени усложнился. плюс зарождение религиозного культа.
и последний пункт - этап ДАРЕНИЯ. это во-первых, действительно кардинальное отличие человека от животного в архаичные времена, а во-вторых, дарение - бескорыстное и парадоксальное явление.
Ну а далее, как известно, античное общество, рабовладельческий строй, феодальный, республиканский, монархический, коммунистический, социалистический, демократический, индустриальный, постиндустриальный и т.д.
46. Общество, как система.
Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.
Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности (семья, этнос, нация, государство); структурные связи. На деятельность индивида всегда накладывается некая социальная форма, Эта форма является результатом исторической деятельности людей и потому составляет для человека жизненную реальность. Таким образом, в системном аспекте общество предстает в широком и узком смысле. В широком – как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. В узком – как конкретно-историческая целостность или элемент этой целостности.
Для системного видения
47. Концепция индустриального
и постиндустриального
Первым концепцию индустриального общества выдвинул французский ученый Жан Фурастье в книге «Великая надежда XX века». В истории человечества он выделил две основные стадии: период традиционного общества и период индустриального общества.
Основное внимание Ж. Фурастье уделяет индустриальному обществу, которое, по его мнению, кардинально отличается от традиционного. Индустриальное общество, в отличие от традиционного, — динамично развивающееся, прогрессирующее общество. Источник его развития — технический прогресс. И этот прогресс меняет не только производство, но и все общество в целом. Он обеспечивает не только значительное общее повышение уровня жизни, но и выравнивание доходов всех слоев общества. В результате в индустриальном обществе исчезают неимущие классы. Технический прогресс сам по себе решает все социальные проблемы, что делает не нужным социальную революцию.
Наибольшую известность приобрела концепция постиндустриального общества Д.Белла.Он предполагал, что общество развивается по нескольким осям. По оси отраслевой структуры переход от индустриального к постиндустриальному обществу характеризуется переходом от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг; по оси экономической власти — от господства собственников к господству носителей знаний и профессиональных умений; по оси науки — от господства прикладных наук к преобладанию теоретических и т.д. При этом Белл не рассматривает четкую систему соотношений между осями, ограничиваясь утверждением, что главенствующей остается политическая структура общества.
48. Концепция двуполушарной структуры мира: смысл дихотомии Восток-Запад
Дихотомия Восток-Запад — понятие
в социологии и культурологии, используемое для описания
различий между восточной и западной цив
Границы между цивилизациями проходят не по географическому, а по культурному принципу. Так Австралия традиционно считается страной западной культуры, а мусульманские страны, вне зависимости от их географического положения, принято считать странами Востока. Границу культур особенно трудно провести в регионах культурного разнообразия, таких как Босния и Герцеговина, чьи граждане могут осознавать себя частью как восточного, так и западного мира, в зависимости от этнической или религиозной принадлежности. Кроме того, жители разных частей мира воспринимают границы по-разному, например, страны Западной Европы, традиционно определяют Россию как Восток, в то время как исламские народы воспринимают все христианские народы, как часть западного мира.
Информация о работе Мировозрение, его структура и исторические типы