Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа
В настоящее время существуют различные толкования термина «субкультура». Вот некоторые из них.
Субкультура – это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура – это также объединение людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1: Из истории субкультур……………………………………………..5
1.1.Западные субкультуры - причины появления и роль в обществе……6
1.2. Российские субкультуры………………………………………………..6
Глава 2: Современные молодежные субкультуры…………………………..9
Глава 3: Влияние субкультур на подростков ……………………………….16
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………
Приложения …………………………………
1.2. Российские субкультуры.
Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это - социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.
Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений - около 80%.
На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление.
И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок - наркоманы и токсикоманы.
В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали 'отгораживаться' от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д.
По нашему мнению, молодежные
субкультуры - явление, обусловленное
социально-историческими
1. Смена социальных ориентиров,
переоценка традиционных
2. Кризисное состояние
современной российской
Именно эта специфика приводит молодых людей в группы сверстников, которые удовлетворяют потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении.
Следовательно, молодежные субкультуры в нашей стране сформировались в процессе отчуждения молодежи не только от многих форм и стереотипов, но и от самого образа жизни «взрослых», они являются одним из важных компонентов формирования личности. Молодежь пытается идентифицировать себя, независимо от родителей и ожиданий, которые исходят из семьи, работы, школы. Она развивает свою собственную идентификацию. Многие исследователи говорят о расцвете субкультур лишь в перестройки и постсоветский период истории России, однако, эмпирический материал наглядно показывает, что субкультурные образования были и в советские годы.
Одной из самых первых субкультур в нашей стране, получивших позднее широкое распространение по всему СССР, стала субкультура хиппи, заимствованная московской молодежью у североамериканских собратьев. Первые российские хиппи появились в конце 60-х годов как результат увлечения в элитной молодежной среде, очередной зарубежной моды - на внешний вид, музыку, а затем образ жизни. Вместе с тем, вскоре появился новый, более модный молодежный стиль - панкизм, усиливший этажные тенденции хиппизма и отказавшийся от его романтических мотивов. В это время в Советском Союзе произошло относительное улучшение материального положения, "десталинизация" общественного сознания изменили условия социализации молодежи, сблизив их с аналогичными процессами, происходившими в развитых западных странах. Наши "стиляги" начала 60-х гг. - молодые люди, внешний вид и поведение которых были призваны подчеркнуть их непохожесть на других — первые образцы отечественной молодежной субкультуры. Затем эта элитарность и элемент новизны исчезают. Одно время даже казалось, что хиппизм отмирает, однако с 1985 - 1987 годов он вновь оживился и с 1 июня 1987 года «система» отметила свое двадцатилетие. Затем к этой «системе» примкнут представители «духовно близких» молодежных и околомолодежных движений - пацифисты, гранджеры, металлисты. Так возникает уникальное российское явление -«система» - молодежное образование, позиционирующее себя в качестве оппозиции «нормальной, обычной» молодежи и официальной культуре.
Состав почти полностью сменяется, каждые три-пять лет, но субкультура остается практически неизменной. Она включает в себя три слоя хиппи со стажем, которые называются «олдовыми» (от английского «old» - старый)79; новички - «пионерами». Между пионерами и олдовыми находится средний слой - «настоящие хиппи». Это базовая личность «системы», воплощение ее норм и ценностей. Они понимают традиции и ритуалы тусовки, выполняют их .
С. Лем обозначил еще в 1969 г.: быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния создало определенное "пространство", свободное от выполнения биологически необходимых действий, от ежедневной борьбы за существование. Постепенно это "пространство" начало заполняться случайными образцами поведения, и, прежде всего, со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, - мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной субкультуры, независимо от сознания ее участников.
В рамках модели С.Лема молодежная субкультура предстает как закономерное явление вторичного генезиса культуры в обществе, пожинающем плоды НТР. Это позволяет рассматривать ее не как массовое отклонение в поведении целого поколения, а как изначально присущий культурно-историческому процессу феномен. Он возникает в обществе, быстро достигшем высокого материального благосостояния.
Научно-технический прогресс, создав основы материального изобилия, вызвал одновременно мощную волну социальной акселерации.
Кроме того, разрыв между
официальной идеологией и реальной
социальной практикой порождал отчуждение
молодежи от институциональных ценностей,
и это опять-таки "толкало" ее
в область досуговой
Таким образом, по мнению некоторых исследователей, отечественные варианты субкультурной активности молодежи в советские годы вызваны отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике. И естественно, что с первым же снятием запретов на несанкционированную сверху активность молодежь стала быстро заполнять все пустовавшие прежде социально-экологические ниши возможных форм поведения.
"Бум" российских
молодежных субкультур
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
2.1 Часть I: Возникновение хиппи как субкультуры.
Любовь и агрессия, война
и мир, наркотики и музыка, одежда,
свобода, философия, поиск себя —
хиппи во многом были первопроходцами.
Идеи хиппи, казавшиеся в 70-е годы консервативным
обывателям утопическими, вошли в
менталитет современного человека на
уровне само собой разумеющегося. Однако
до сих пор у многих людей в
головах живет набор
Слово хиппи произошло
от слов «хип» или «хипстер»,
употребляемого битниками для
описания кого-либо, являющегося
частью их сцены. Буквально
это значит знать, так «хип»
— это тот, кто «понял», «
Впервые в печати слово «хиппи» появилось 5 сентября 1965 года. Майкл Фаллон, писатель из Сан-Франциско, использовал термин «хиппи» в статье, посвященной контркультуре Сан-Франциско, где описывал кофейню Синий Единорог, в которой собирались Общество Борьбы За Легализацию Марихуаны (LEMAR — Legalize Marijuana) и Лига Сексуальной Свободы. Также Фаллон употреблял этот термин, описывая дома, в которых жили хиппи. Во время Лета Любви 1967 средства массовой информации, обозревая события, происходящие в Сан-Франциско, использовали термин «хиппи», описывая людей, собравшихся здесь. По мере развития событий СМИ стали показывать отрицательные стороны жизни хиппи — бедность, жизнь на улице, передозировка наркотиками, подростковая беременность и антивоенное движение, которое раскалывает страну. Хиппи превратились в нечто негативное для подавляющего большинства американцев.
Сегодня термин «хиппи»
все еще вызывает во многих
гнев, страх, враждебность и
«Хиппи — это лейбл, навешенный истеблишментом, на глубокий, невидимый, скрытый эволюционный процесс. На каждого босоногого хиппи в фенечках и цветах приходятся тысячи невидимых участников андеграунда. Людей, чьи жизни настроены на их внутреннее видение. Тех, кто выпал из этой телекомедии Американской Жизни».
Тимоти Лири (Политика экстаза, 1967)
Быть хиппи — это
вопрос принятия универсальной
системы убеждений, которая
Так что быть хиппи это не манера одеваться, вести себя, не экономический статус или социальное положение. Это философский подход к жизни, придающий особое значение свободе, миру, любви и уважению других и Земли. Путь хиппи никогда не умрет. Хиппи были всегда с тех пор, как общество наложило правила на Иисуса, на Генри Дэвида Торо, на Джона Леннона, на тебя и меня. В каждом из нас живет маленький хиппи. Только он был подавлен в процессе социализации. Нужно его найти и вырастить. Только тогда можно будет полностью реализовать свой потенциал.
Часть II: Любовь, секс и хиппи.
Многие обвиняют хиппи
в распутстве, в диких сексуальных
оргиях, в развращении невинных подростков
и во всевозможных сексуальных извращениях.
Никто не спорит с тем, что хиппи
как никакое другое поколение
были вовлечены в случайные
Дети, выросшие в Америке
50-х и начала 60-х годов, были
подвержены целому ряду
Затем в 1966 была
опубликована книга Мастерса
и Джонсона «Сексуальные
Информация о работе Молодежные субкультуры и их роль в жизни современных школьников