Молодежные субкультуры и их роль в жизни современных школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время существуют различные толкования термина «субкультура». Вот некоторые из них.
Субкультура – это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура – это также объединение людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1: Из истории субкультур……………………………………………..5
1.1.Западные субкультуры - причины появления и роль в обществе……6
1.2. Российские субкультуры………………………………………………..6
Глава 2: Современные молодежные субкультуры…………………………..9
Глава 3: Влияние субкультур на подростков ……………………………….16
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………
Приложения …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Российские субкультуры.

Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические  причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это - социальная и экономическая  неустойчивость общества. Экономический  подъем, наблюдавшийся в последние  годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют  не те потребности, которые стимулируют  различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных  трудностей, порой и просто физического  выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.

 

Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений - около 80%.

 

На фоне распространения  в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление.

И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в  России. Так, около 9% от всей численности  подростковых группировок - наркоманы  и токсикоманы.

В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали 'отгораживаться' от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д.

По нашему мнению, молодежные субкультуры - явление, обусловленное  социально-историческими предпосылками, и основными причинами возникновения  молодежных субкультур в России, которые мы выделяем, являются:

1. Смена социальных ориентиров, переоценка традиционных ценностей.  Конкуренция национальных и так  называемых «западных» ценностей  на уровне массового сознания  непосредственным образом повлияла на ценностный мир молодежи.

2. Кризисное состояние  современной российской культуры. Недоступность социальных лифтов  для определенной категории граждан  в частности и некоторой части  молодежи. 3. Возрастные особенности  молодежи. Юношеский возраст (15 - 18 лет) отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости.

Именно эта специфика  приводит молодых людей в группы сверстников, которые удовлетворяют  потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении.

Следовательно, молодежные субкультуры в нашей стране сформировались в процессе отчуждения молодежи не только от многих форм и стереотипов, но и от самого образа жизни «взрослых», они являются одним из важных компонентов  формирования личности. Молодежь пытается идентифицировать себя, независимо от родителей и ожиданий, которые  исходят из семьи, работы, школы. Она  развивает свою собственную идентификацию. Многие исследователи говорят о  расцвете субкультур лишь в перестройки  и постсоветский период истории  России, однако, эмпирический материал наглядно показывает, что субкультурные образования были и в советские годы.

Одной из самых первых субкультур в нашей стране, получивших позднее  широкое распространение по всему  СССР, стала субкультура хиппи, заимствованная московской молодежью у североамериканских собратьев. Первые российские хиппи  появились в конце 60-х годов  как результат увлечения в  элитной молодежной среде, очередной  зарубежной моды - на внешний вид, музыку, а затем образ жизни. Вместе с  тем, вскоре появился новый, более модный молодежный стиль - панкизм, усиливший этажные тенденции хиппизма и отказавшийся от его романтических мотивов. В это время в Советском Союзе произошло относительное улучшение материального положения, "десталинизация" общественного сознания изменили условия социализации молодежи, сблизив их с аналогичными процессами, происходившими в развитых западных странах. Наши "стиляги" начала 60-х гг. - молодые люди, внешний вид и поведение которых были призваны подчеркнуть их непохожесть на других — первые образцы отечественной молодежной субкультуры. Затем эта элитарность и элемент новизны исчезают. Одно время даже казалось, что хиппизм отмирает, однако с 1985 - 1987 годов он вновь оживился и с 1 июня 1987 года «система» отметила свое двадцатилетие. Затем к этой «системе» примкнут представители «духовно близких» молодежных и околомолодежных движений - пацифисты, гранджеры, металлисты. Так возникает уникальное российское явление -«система» - молодежное образование, позиционирующее себя в качестве оппозиции «нормальной, обычной» молодежи и официальной культуре.

Состав почти полностью  сменяется, каждые три-пять лет, но субкультура  остается практически неизменной. Она  включает в себя три слоя хиппи  со стажем, которые называются «олдовыми» (от английского «old» - старый)79; новички - «пионерами». Между пионерами и олдовыми находится средний слой - «настоящие хиппи». Это базовая личность «системы», воплощение ее норм и ценностей. Они понимают традиции и ритуалы тусовки, выполняют их .

С. Лем обозначил еще в 1969 г.: быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния создало определенное "пространство", свободное от выполнения биологически необходимых действий, от ежедневной борьбы за существование. Постепенно это "пространство" начало заполняться случайными образцами поведения, и, прежде всего, со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, - мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной субкультуры, независимо от сознания ее участников.

В рамках модели С.Лема молодежная субкультура предстает как закономерное явление вторичного генезиса культуры в обществе, пожинающем плоды НТР. Это позволяет рассматривать ее не как массовое отклонение в поведении целого поколения, а как изначально присущий культурно-историческому процессу феномен. Он возникает в обществе, быстро достигшем высокого материального благосостояния.

Научно-технический прогресс, создав основы материального изобилия, вызвал одновременно мощную волну социальной акселерации.

Кроме того, разрыв между  официальной идеологией и реальной социальной практикой порождал отчуждение молодежи от институциональных ценностей, и это опять-таки "толкало" ее в область досуговой деятельности, где идеологическое давление было значительно  слабее, и оставалась возможность  для создания альтернативных ценностей. В результате за годы застоя ориентация молодежи на реализацию себя преимущественно  в досуговых формах деятельности приобрела устойчивый и традиционный характер, она сохраняется и теперь, когда не осталось почти никаких запретов.

Таким образом, по мнению некоторых  исследователей, отечественные варианты субкультурной активности молодежи в советские годы вызваны отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике. И естественно, что с первым же снятием запретов на несанкционированную сверху активность молодежь стала быстро заполнять все пустовавшие прежде социально-экологические ниши возможных форм поведения.

"Бум" российских  молодежных субкультур приходится  на 80-е - начало 90-х гг. Правда здесь  не приходится опираться на  модель С. Лема, так как очевидно, что говорить об обществе «достигшем высокого материального благосостояния», применимо к распавшемуся СССР было бы не вполне корректно, здесь скорее применима дюркгеймовская теория аномии. Субкультуры стали появляться на месте идейного вакуума, сложившегося, во-первых, в результате исчезновения официальной идеологии, во-вторых, в результате появившихся новых культурных пространств. «После падения Советской империи, появление большого количества независимых субкультур это хороший знак, он демонстрирует наличие активной и здоровой части общества в молодежной среде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

2.1 Часть I: Возникновение  хиппи как субкультуры.

Любовь и агрессия, война  и мир, наркотики и музыка, одежда, свобода, философия, поиск себя —  хиппи во многом были первопроходцами. Идеи хиппи, казавшиеся в 70-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в  менталитет современного человека на уровне само собой разумеющегося. Однако до сих пор у многих людей в  головах живет набор определенных стереотипов, связанных с субкультурой хиппи. Эта статья посвящена тому, чтобы составить у человека совершенно объективный взгляд на движение 60-х.

 Слово хиппи произошло  от слов «хип» или «хипстер»,  употребляемого битниками для  описания кого-либо, являющегося  частью их сцены. Буквально  это значит знать, так «хип»  — это тот, кто «понял», «осознал»,  кто мудр. Хиппи сами себя никогда  так не называли. Они предпочитали  зваться «прекрасные люди». Однако  средства массовой информации  обыграли термин «хиппи» и  использовали его повсюду, чтобы  описать массы молодых людей,  отращивающих длинные волосы, слушающих  рок музыку, употребляющих наркотики,  практикующих свободную любовь, съезжающихся на различные фестивали  и концерты, устраивающих демонстрации  и отвергающих массовую культуру  начала 60’х.

 

 Впервые в печати  слово «хиппи» появилось 5 сентября 1965 года. Майкл Фаллон, писатель из Сан-Франциско, использовал термин «хиппи» в статье, посвященной контркультуре Сан-Франциско, где описывал кофейню Синий Единорог, в которой собирались Общество Борьбы За Легализацию Марихуаны (LEMAR — Legalize Marijuana) и Лига Сексуальной Свободы. Также Фаллон употреблял этот термин, описывая дома, в которых жили хиппи. Во время Лета Любви 1967 средства массовой информации, обозревая события, происходящие в Сан-Франциско, использовали термин «хиппи», описывая людей, собравшихся здесь. По мере развития событий СМИ стали показывать отрицательные стороны жизни хиппи — бедность, жизнь на улице, передозировка наркотиками, подростковая беременность и антивоенное движение, которое раскалывает страну. Хиппи превратились в нечто негативное для подавляющего большинства американцев.

 

 Сегодня термин «хиппи»  все еще вызывает во многих  гнев, страх, враждебность и негодование.  К сожалению, это предубежденность  передалась и молодому поколению.  Многое молодые хиппи сегодня  нарекаются этим термином и  пытаются вернуть ему положительное значение.

«Хиппи — это лейбл, навешенный истеблишментом, на глубокий, невидимый, скрытый эволюционный процесс. На каждого босоногого хиппи в  фенечках и цветах приходятся тысячи невидимых участников андеграунда. Людей, чьи жизни настроены на их внутреннее видение. Тех, кто выпал из этой телекомедии Американской Жизни».

 Тимоти Лири (Политика экстаза, 1967)

 

 Быть хиппи — это  вопрос принятия универсальной  системы убеждений, которая превосходит  общественные, политические и моральные  нормы любой структуры истеблишмента,  будь то класс, церковь или  правительство. Каждый из этих  мощных институтов имеет своей  целью контроль или даже порабощение  людей. Каждый из них должен  защищать себя от угрозы реальных  или вымышленных врагов. Так мы  видим, что история — это  парад бесконечных конфликтов  класса с классом, религии с  религией, страны со страной. После  тысячелетия воин и распрей,  в которых не счесть число  пострадавших, мы должны подняться  выше наших незначителПуть хиппи противоположен всем подавляющим структурам власти, поскольку они противоречат целям хиппи — любви, миру, свободе. Поэтому истеблишмент боялся и подавлял движение хиппи в 60’х, как революцию против установленного порядка. Это же послужило причиной и того, что хиппи не смогли объединиться и перевернуть систему, раз уж они отказались от создания собственной основы власти. Хиппи не навязывают другим свои убеждения. Вместо этого хиппи хотят изменить мир по причине и живя в согласии с тем во что верят. 

Так что быть хиппи это  не манера одеваться, вести себя, не экономический статус или социальное положение. Это философский подход к жизни, придающий особое значение свободе, миру, любви и уважению других и Земли. Путь хиппи никогда не умрет. Хиппи были всегда с тех пор, как общество наложило правила на Иисуса, на Генри Дэвида Торо, на Джона Леннона, на тебя и меня. В каждом из нас живет маленький хиппи. Только он был подавлен в процессе социализации. Нужно его найти и вырастить. Только тогда можно будет полностью реализовать свой потенциал.

                    Часть II: Любовь, секс и хиппи.

Многие обвиняют хиппи  в распутстве, в диких сексуальных  оргиях, в развращении невинных подростков и во всевозможных сексуальных извращениях. Никто не спорит с тем, что хиппи  как никакое другое поколение  были вовлечены в случайные сексуальные  связи и сексуальные эксперименты. Свободная Любовь была настоящей  сексуальной революцией, которая  освободила миллионы американцев от превалирующих в 50-х пуританских  взглядов на секс.

 Дети, выросшие в Америке  50-х и начала 60-х годов, были  подвержены целому ряду смешанных  сигналов относительно секса  и любви. Любовь была романтизирована  радио и телевидением и представлялась, как нечто, что происходит с  тобой сразу (любовь с первого  взгляда) или, как чувство, которое  вырастает со временем, по мере  того, как пара лучше узнает  друг друга. Секс был чем  то, что обсуждалось крайне редко,  а когда о нем заходил разговор, взрослые предостерегали их от  таких ужасов, как мастурбация  или секс до брака. Этот недостаток  общения между родителями и  детьми помог создать разрыв  между поколениями. околение 50—60-х учили, что сексом могут заниматься только те, кто любит друг друга, женат и имеет детей. Секс, любовь, брак и дети подавались в одной упаковке, и разделять их было нельзя. В любом другом случае секс считался ненормальным и мог привести к нежелательным последствиям (незаконнорожденные дети, болезни, извращения и даже смерть). Секс не представлялся ни забавным, ни интимным. То немногое, что они знали о сексе, они черпали из разговоров с друзьями или тайком разглядывая копии журнала «Плейбой».

 Затем в 1966 была  опубликована книга Мастерса  и Джонсона «Сексуальные реакции  человека». Полное медицинское  пособие, проливающее свет на  то, что происходит во время  секса. Внезапно секс стал острым  вопросом в Америке. Другая  популярная книга «Все, что вы  хотели знать о сексе (но  боялись спросить)» давала ответы  на самые общие вопросы о  сексе (не в самом лучшем  виде). Следом вышла «Удовольствие  от секса» Алекса Комфорта, чей  заголовок отражает изменившееся  отношение к сексу в Америке  (1972 г.). Это внезапное просвещение относительно секса произошло не только благодаря нескольким книгам. Желание обсудить эту тему возникло в результате уже происходящей Сексуальной революции. Секс был повсюду, а средства массовой информации лишь обыграли это. В газетах стали появляться объявления сексуального характера, как только агентства поняли, что секс продается. Зарубежные фильмы, как, например, «Мне любопытно», и собственный американский фильм «Глубокое горло» своей непристойностью бросили вызов закону и проложили путь порно индустрии.

Информация о работе Молодежные субкультуры и их роль в жизни современных школьников