Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:48, контрольная работа
Философия - это особая дисциплина, которая изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире. Она рассматривает человека «изнутри» - душу человека, его глубинные, сокровенные переживания, его попытки обрести истину, осознать смысл жизни, показать величие мудрости и добра, приобщиться к красоте мира.
Возникновение китайской философии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э. Сложившиеся потом отдельные философские идеи, темы и термины, уже содержались в древнейших памятниках культуры.
Китай представляется как страна всеобщего благоденствия, учености, просвещенности, уважения и почитания старших, терпимости к их недостаткам. Восточный человек сильно отличается от западного и русского.
Введение 2
1. Основные философские школы Древнего Китая 3
1.1. Конфуцианство 3
1.2. Даосизм 7
Заключение 12
Список использованных источников 15
1.Основные философские
школы Древнего Китая:
Содержание
Введение
1. Основные философские школы Древнего Китая 3
1.1. Конфуцианство
1.2. Даосизм
Заключение
Список использованных источников
Введение
Философия - это особая дисциплина, которая изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире. Она рассматривает человека «изнутри» - душу человека, его глубинные, сокровенные переживания, его попытки обрести истину, осознать смысл жизни, показать величие мудрости и добра, приобщиться к красоте мира.
Возникновение китайской философии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э. Сложившиеся потом отдельные философские идеи, темы и термины, уже содержались в древнейших памятниках культуры.
Китай представляется
как страна всеобщего
Философия
Китая, как и философия
Понимание Начала мира, присущее китайской философской традиции, принципиально отличается от западного. Китайцам свойствен предметно-образный стиль мышления. Для него истиной является не то, что подвластно уму и воле человека, а само бытие. Истина не зависит ни от ума, ни от воли. Поэтому процесс познания у восточного человека – это не анализ свойств объекта, а духовное постижение на уровне недоступном рациональному исследованию. Существование для китайцев – это цикличный процесс, круг без начала и конца. Отмечая разнообразие воззрений на мироустройство, присущее китайской духовной традиции, следует отметить, что в Китае существовало много философских идей. Но первым творцом философской теории в Китае был Конфуций (551 – 479), осознавшим себя выразителем духовной традиции «жу» - учёных, образованных, интеллектуалов. Старшим современником Конфуция был Лао-Цзы (6-4 вв. до н.э.), основоположник даосизма – главного оппозиционного конфуцианству идейного течения. Однако нельзя не признать, тем не менее, что конфуцианская доктрина, сложившаяся в эпоху Хань, является официальной и доминирующей, оставаясь господствующей на протяжении двухтысячелетнего периода истории китайской империи. С другой стороны, даосизм получил популярность среди общинных масс, так как его общая направленность, осуждение социальной несправедливости.
1. Основные философские школы Древнего Китая
Философские
учения и философия в
Представление
о мировом процессе, характерное
для китайской духовной
В философии Китая, в размышлениях великих китайских мыслителей, ничто не занимает столь значительного места, как тема человека.
1.1 Конфуцианство
Господствующее положение среди философских учений Китая занимало конфуцианство. Конфуцианство возникло на рубеже VI – V вв. до н.э. Его основоположником является Учитель Кун (551 – 479 гг. до н.э.), китайский философ, государственный деятель, религиозный мыслитель. Родился на востоке Китая в княжестве Лу в знатной, но обедневшей семье. Конфуций, так прозвали его в Европе, рано начал трудиться, отличался любознательностью и трудолюбием. Ещё в молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Так он стал учителем. Он преподавал музыку, считая её самым результативным средством улучшения человеческой нравственности. В 50 лет Конфуций стал высоким придворным сановником в царстве Лу. Однако он не смог долго занимать этот пост из-за интриг и невозможности применять на практике все те взгляды на государственную деятельность, которые у него сформировались. Он отправился в странствия. Последние годы жизни провёл на родине.
Конфуций –
выдающийся философ Древнего
Китая. Он заложил основы
В центре
философской системы
Огромную роль
в конфуцианстве играет
Все категории этической концепции в конфуцианстве служат для характеристики личности, которая сочетает в себе высокие моральные качества и занимает высокое социальное положение. По понятиям Конфуция именно такого человека правомерно назвать «благородным мужем».
Противоположностью благородному мужу в учении Конфуция выступает «маленький человек», который руководствуется личной выгодой и занимает низкое положение. В то же время Конфуций считал, что по природе своей все люди равны, различаются же только привычками. Поэтому для самосовершенствования необходимо преодолеть себя и возвратиться к благопристойности (ли). В конфуцианстве типичным являлось представление о существовании небесного «замысла» в отношении всего сущего, и в первую очередь человека. «Человек, как только он родился, получает великий удел. Это – сущность, она включает так же ещё и переменный удел». Под великим уделом подразумевается то, что предопределено Небом и над чем человек не властен. Переменный же удел связан с тем, что зависит от человека, от его личных усилий.
Конфуций был противником введения писаного права, призывая к возрождению древних обычаев и методов управления.
Философия
Конфуция была направлена на
поиск добродетели. Надо уважат
Большое место
в конфуцианстве занимает
Идеи конфуцианства
получили дальнейшее развитие
в истории Китая, и
Впоследствии
конфуцианство получило новое
звучание, так в философии Сюнь-цзы
усиливается мотив личных
1.2 Даосизм
Другой знаменитой философской идеей Древнего Китая является даосизм. Его основателем является китайский философ, религиозный мыслитель Лао-цзы родился в царстве Чу. В годах жизни философа имеются расхождения, в одних (ок.580 – ок.500 до н.э.), в других (родился в 604г. до н.э., прожил якобы 160 или 200 лет). Имя ему дали Ли Эр, а позже ученики прозвали его Лао-цзы, что означает «почтенный учитель», «мудрый старец». О его жизни известно немного. Он заведовал архивом при дворе местного царя, а когда государство пришло в упадок, оставил службу и отправился на запад. Для родной страны он оставил рукопись поэмы, насчитывающей 5 тысяч знаков-иероглифов и сохранившейся под названием «Дао дэ цзин» («Путь добродетели»). Последующая его судьба неизвестна. Эта книга оказала огромное влияние на философию и религию Китая. Согласно учению Лао-цзы, мир состоит из материальной сущности «дэ» и духовной «Дао», пребывающих в единстве.
Лао-цзы излагает
учение, получившее название даосизм
(Бог, путь, разум, смысл) – одно
из важнейших понятий
Информация о работе Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм