Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:48, контрольная работа
Философия - это особая дисциплина, которая изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире. Она рассматривает человека «изнутри» - душу человека, его глубинные, сокровенные переживания, его попытки обрести истину, осознать смысл жизни, показать величие мудрости и добра, приобщиться к красоте мира.
Возникновение китайской философии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э. Сложившиеся потом отдельные философские идеи, темы и термины, уже содержались в древнейших памятниках культуры.
Китай представляется как страна всеобщего благоденствия, учености, просвещенности, уважения и почитания старших, терпимости к их недостаткам. Восточный человек сильно отличается от западного и русского.
Введение 2
1. Основные философские школы Древнего Китая 3
1.1. Конфуцианство 3
1.2. Даосизм 7
Заключение 12
Список использованных источников 15
Природа, жизнь людей и общества подчиняются единственному закону – дао, закону всех вещей. Дао вместе с ли, обозначающей воздух, эфир, образуют основу мира, в котором нет ничего постоянного, неизменного, все находится в пути, все движется и изменяется, все развивается и преобразуется. Вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян. Инь и ян – основные категории китайской философии на протяжении всей истории китайской философской мысли. Они являются такими силами, которые находятся в единстве, но в то же время взаимодействуют и противоборствуют. Инь – это отрицательное, темное, женское, пассивное, слабое; ян – положительное, светлое, мужское, активное, сильное. Борьба двух противоположностей – инь и ян – рассматривалась как источник движения окружающего мира. В борьбе инь и ян выражается дао. Если нарушается естественный закон дао, то происходят несчастья. Люди не должны нарушать закон дао, потому они должны стремиться не к действию, а к спокойствию.
Деятельность человека, по мнению Лао-цзы, ведёт к противоречию его с миром, а потому он проповедует теорию «недеяния». По его мнению, все должно идти само по себе. Умного человека это недеяние, однако, может привести к свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Не надо бороться, а надо вернуться к простой, естественной жизни первобытного общества. Возврат к «естественному» - первобытному состоянию и внутриобщинному равенству – «золотому веку», является социальным идеалом древнего даосизма, его утопией.
Даосизм, который ещё называют учением о «пути», возник в Китае в VI – V в. до н.э. Лао-цзы призывал следовать природе, жить естественной жизнью. В современной философии идея Лаоц-зцы о «недеянии» получила дальнейшую разработку. Теперь принцип «недеяния» интерпретируется как огромные возможности, ещё не воплотившиеся в реальных делах. Это своего рода скрытые, свёрнутые ресурсы. Они вовсе не похожи на скрытый напор, натиск, волю. Духовная активность есть лишь вовлеченность в круговорот судьбы. Здесь дух изначально гармоничен, поэтому проявление своеобразного личного Я в нем неуместно.
Лао-цзы, как и многие последующие философы, считал, что самое главное, самое глубокое в человеке, что составляет его сущность, нельзя выразить словами, нельзя превратить в набор знаний. Мудрец не просто знает – он понимает, мудрость выше знания. Можно знать и ничего не понимать. Лао-цзы считал, что люди часто стремятся к совершенно излишним вещам – к славе, богатству, чувственным наслаждениям, вместо того, чтобы вести подлинно мудрую жизнь: познавать себя, вглядываться в окружающий мир, по возможности заглядывать в будущее и грустить о прошлом.
В отличие
от метафизического
Лао-цзы говорил, что побеждать других можно только разумом, разумными доводами, разум – самое «мягкое» орудие, и в то же время самое сильное. Физическая наступательная агрессивность вызывает только, отпор, а терпимость, снисходительность к недостаткам заставляют человека задуматься и попытаться понять.
Кто знает других, тот умен.
Кто знает самого себя – тот мудр.
Это древняя философская мысль, высказанная Лао-цзы, это подлинное начало любой философии: самое главное – знать себя. Поскольку люди в глубине своей все одинаковы, то, познавая себя, ты начинаешь понимать все мысли, характеры и тайные движения чужой души.
Кто превозмогает других, тот силён.
Кто превозмогает себя – тот могуществен.
Кто умеет быть довольным, тот богат.
Конечно, самое трудное – победить себя, свою лень, инерцию, безделье. Если человек не справляется с самим собой, то ему нельзя командовать и распоряжаться другими людьми.
Кто не хлопочет о жизни, мудрее того, кто ценит жизнь.
Эта мысль проходит красной нитью через всю философию. Победить страх смерти, смело смотреть ей в лицо – только после этого человек начинает по-настоящему ценить и понимать жизнь, полнокровно проживать каждую минуту.
Идеальным
человеком считается тот, в
котором истинная натура возобл
Сторонники
даосизма проявляют полное
Даосизм признавал объективность мира, выступая против обожествления неба. Эта теория учила, что небо, как земля всего лишь часть природы. Мир в представлении даосов состоял из мельчайших частиц ци и находился в постоянном изменении, где все бесконечно переходило в свою противоположность: «Неполное становится полным, кривое – прямым, пустое – полным, ветхое – новым». Они отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения обожествлённым явлениям природы.
Современниками теории даосизма были:
Даосизм призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с дао. Человек принадлежит больше миру природы, а не социума, значит поведение человека должно согласовываться с природой и вселенной. Даосы считают, что информация обо всей вселенной заложена в каждом человеке, и чтобы прийти к восприятию этой информации можно только путем медитации.
Общая идейная направленность древнего даосизма, осуждение им социальной несправедливости отвечали настроениям общинных масс, в чём и крылась причина его популярности.
Заключение
Философия Китая обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». А чтобы эти ценные плоды получить, человек должен овладевать философской мудростью: ему следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека.
Философия древнего Китая интересовалась проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания.
Мировоззренческий характер
философии Китая является
С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. Так конфуцианство учило заботе о престарелых, уважительном и милосердном к ним отношение, терпимости к их недостаткам, умению использовать ценное их жизненного опыта.
Много ценных диалектических
мыслей в конфуцианстве и
Философия Китая очень остро сконцентрировала свое внимание на проблеме познания человека. Проблема человека исследуется с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями правителям, старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение в обществе.
Философия Китая развивается в тесном взаимодействии с религией и даже стать религией, пример – конфуцианство.
Для китайской философии характерно самопознание, познание души, материя рассматривается как некая «помеха» душе. Рассмотрение социальной проблематики, в Китае связывается с проблемой «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми.
Много внимания уделяется проблеме закона. Одни философы его отвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя.
Следует отметить, что философия Китая является его «душой», во многом определяет лицо духовной цивилизации. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности Китая: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.
Вся духовная
цивилизация Китая несет в
себе отношение к бытию личност
В целом же философия древнего Китая оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие государства.
Список использованных источников:
1. История китайской философии: пер. с кит. / М.Л. Титаренко. - М.: Прогресс, 1989. - 552 с.
2. Философия: учебник / под. ред. проф. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
3. Философия: учебник / под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 996. - 512 с.
4. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Никитич. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 1072 с.
5. Горелов А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Горелов. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
6. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Аблеев. - М.: АСТ; Астрель, 2002. - 416 с.
7. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура: учебник / под. ред. Ю.А. Ростовцев. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
8. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: учебник / А.Е. Лукьянов. - М.: Радикс, 1994. - 112 с.
9. История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нересянца, М., 1999.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Пространство и время – как форма бытия
1.1 Пространство и время
как философские категории.
1.2 Основные свойства
пространства и времени.
1.3 Социально-экономическое
пространство и время
Заключение
Список использованных источников
Введение
В обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с понятием пространства и времени, для нас это нечто привычное, известное и даже к какой-то мере очевидное. Однако в истории философии напряженно обсуждались сложные вопросы, которые возникали вместе с попытками осознать значение этих понятий.
Бытие - одна из главных философских категорий. Изучение бытия осуществляется в такой "отрасли" философского знания, как онтология. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по существу, ставит проблему бытия в центр любой философской концепции. Однако попытки раскрыть содержание этой категории сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно. На этом основании некоторые мыслители полагали, что категория бытия - это "пустая" абстракция. Гегель писал: "Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие". Ф.Энгельс, полемизируя с немецким философом Е.Дюрингом, также считал, что категория бытия мало чем может нам помочь в объяснении единства мира, направления его развития. Однако в XXI веке намечается "онтологический поворот", философы призывают вернуть категории бытия ее подлинное значение.
Информация о работе Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм