Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 09:48, контрольная работа

Краткое описание

Философия - это особая дисциплина, которая изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире. Она рассматривает человека «изнутри» - душу человека, его глубинные, сокровенные переживания, его попытки обрести истину, осознать смысл жизни, показать величие мудрости и добра, приобщиться к красоте мира.
Возникновение китайской философии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э. Сложившиеся потом отдельные философские идеи, темы и термины, уже содержались в древнейших памятниках культуры.
Китай представляется как страна всеобщего благоденствия, учености, просвещенности, уважения и почитания старших, терпимости к их недостаткам. Восточный человек сильно отличается от западного и русского.

Содержание

Введение 2

1. Основные философские школы Древнего Китая 3

1.1. Конфуцианство 3

1.2. Даосизм 7

Заключение 12

Список использованных источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Цель работы: рассмотреть и проанализировать пространство и время как философские категории, уделив особое внимание субстанциальной и реляционной концепциям,  а так же рассмотреть социально-экономическое пространство и время, их основные свойства.

Актуальность  данной темы заключается в том, что любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

1. Пространство и время – как форма бытия

 

      1. Пространство и время как философские категории. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени

 

Важнейшими формами  бытия материи являются пространство и время. Пространство – это атрибут  материи, который характеризует  ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов материальных систем. Время – выражает длительность существования материи, последовательность смены ее состояний. Эти категории – предельно общие абстракции.

Пространство и время  как объективные формы бытия  материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством  и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство, и время являются формами отражения, материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.

В истории философии  и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция  рассматривает пространство время  как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и  независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем, виде сформулированная Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютон, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.       

2. Реляционная концепция  рассматривает пространство и  время не как особые, не зависимые  от материи сущности», а как  формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

По мере формирования новых представлений о природе пространства и времени благодаря развитию естествознания меняются и представления об их свойствах. Стало ясно, что в границах микромира пространство и время существенно отличаются от своих аналогов на уровне макромира или мега мира. Свой ритм и темп имеют биологическое пространство и биологическое время, точно также специфично социальное пространство и социальное время.

Вследствие этого ни субстанциональная, ни реляционная  концепции не располагают абсолютной истиной, поскольку мы имеем дело как с абсолютными характеристиками пространства и времени, так и с относительными.

 

 

      1. Основные свойства пространства и времени. Качественное многообразие форм пространства  и времени: в неживой, живой и социальной материи

 

При анализе этих вопросов необходимо учитывать не только то, что пространство и время неразрывно связаны с движением материи, но и наличие субординации между ними: “Движение есть сущность времени и пространства”. Приведем два соображения в пользу этого тезиса.

Во-первых, пространство и время - это стороны движения материи.

То, что свойства пространства (и времени) в определенных пределах не зависят от отдельных объектов (явлений) еще не означает, подчеркнем, что эти свойства вообще не зависят  от материи.

Во-вторых, если бы частицы вещества, образующие тело, обладали только притяжением или только отталкиванием, тело не могло бы иметь конечной протяженности (в одном случае имея нулевые размеры, в другом - бесконечные). На это указал И.Кант в “докритический” период своего творчества. Это еще раз подтверждает правильность положения, согласно которому ни один объект не может рассматриваться как носитель лишь какого-либо одного вида движения, взаимодействия. Таким образом, протяженность (основной момент пространства) обусловлена характером движения, взаимодействия частиц материи, именно - единством присущих им отталкивания и притяжения. Ситуация с временем аналогична.

Поскольку сущность пространства и времени - это движение, постольку

    1. наиболее существенные свойства пространства и времени - это проявление свойств движущейся материи;
    2. понимание пространства и времени в главном определяется пониманием движения, взаимодействия.

К всеобщим свойствам  пространства и времени как атрибутов  материи, прежде всего, относятся: объективность, абсолютность (как универсальных форм бытия материи), необходимая связь друг с другом и с движением материи, неисчерпаемость, единство прерывного и непрерывного в структуре.

Очень важна и для  философии, и для частнонаучного знания проблема пространственной бесконечности и вечности материального мира. Эта проблема очень сложна. Так, рассмотрение на современном уровне бесконечности пространства требует выделения его метрических и топологических свойств, анализа их обусловленности и так далее. Поэтому совсем кратко выделим следующее. Поскольку абсолютно изолированных объектов не существует (существовать - значит взаимодействовать), постольку всякий материальный объект - это элемент некоторой материальной системы. Но наряду с материей как единой и единственной субстанциальной основой мира вещей не существует ничего, что в каком-либо смысле могло ее ограничивать... Неисчерпаемость материи означает, что пространственную бесконечность материального мира нельзя понимать как его “дурную” бесконечность. Что касается вечности материального мира, то решающим аргументом здесь является указание на несотворимость и неуничтожимость движущейся материи (нечто не возникает из ничего и не превращается в ничто).

Изучение механического  движения макротел (с нерелятивистскими  скоростями) привело к созданию механики Ньютона, в рамках которой пространство - однородно и изотропно (ибо при любом переносе, повороте в нем изолированной системы, как целого ее механические свойства не меняются);

  • бесконечно (тело сколь угодно долго сохраняет состояние равномерного движения при отсутствии взаимодействий);
  • время - однородно (ибо закон сохранения энергии означает, что течение времени не меняет энергии изолированной системы);
  • пространство и время не связаны друг с другом (ибо в механике Ньютона допускается существование бесконечной скорости передачи импульса, т.е. допускается существование вневременных процессов в пространстве).

Таким образом, в современной  науке нет места абсолютно  пустым пространству и времени, а потому и С-пониманию их сущности.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, единство непрерывного и прерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность, вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и  топологическими свойствами. Первые выражают их протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность, одномерность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядочен¬ность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются, преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

С возникновением живой  природы возникают биологические  пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).

Специфические особенности  биологического времени находят  свое выражение во временных ритмах, которые представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических ритмах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.

 

 

1.3 Социально-экономическое  пространство и время

 

С возникновением общества возникают социальные пространство и время. Социальное пространство —  это всеобщая форма существования  различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное пространство — это по существу «вторая природа», где люди организуют пространство в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Так, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов античности или средневековья.

Социальное время —  это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события текут быстрее, т. е. увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества.

Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.

 

 

Заключение

 

В последние годы во все  большем круге смежных гуманитарных и естественных наук, а также в науках о человеке появляется все возрастающее понимание решающего значения пространства и времени. Как ученые, так и практики постепенно осознают, что почти любой физический процесс и действия человека имеют свою географию, а также историю. На каком-то уровне довольно банально звучит утверждение, что все существует в пространстве и времени, но на более продвинутом и содержательном уровне этот постулат превращается в остро осязаемое ощущение ”временной пространственности”, которая раскрываясь, наиболее полно освящает взятую тему. Нельзя не думать о XXI веке иначе, как о ”веке пространственных представлений”, то есть о времени, когда в человеческом сознании вновь вернется во всей своей масштабности географическое мышление. Умозрительно все большее и большее количество ученых приходят к выводу, что определенное место всегда определяется в более широком, зачастую многомерном пространстве. В практическом плане это означает, что любое перспективное решение опосредовано не только временем (когда это будет), но и местом (где это будет), а это ”где” всегда фиксируется в пространстве, структурированном весьма сложным путем.

Даная контрольная работа состоит из трех разделов, в которых  анализируется пространство и время как форма бытия:

• в первом разделе приведены теоретические определения пространства и времени относительно философии, а так же две основные их  концепции (субстанциальная и реляционная);

• во втором разделе представлена информация описывающая основные свойства пространства и времени, а также качественное многообразие форм пространства  и времени: в неживой, живой и социальной материи;

• в третьем – по итогам проделанной работы представлены определения и описания  социальных пространства и времени;

Подводя итоги проведенной  работы можно сказать, что постижение категорий бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. Атрибуты бытия (движение, пространство, время) абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом.

Философия – это история  философии, это ее наследие за много  веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в поисках ответов на вечные вопросы бытия.

Информация о работе Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм