Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель исследования: анализ проблемы Бога и его доказательств в новоевропейской философии. Задачи исследования:
– реконструировать основные положения метафизики Р. Декарта.
– рассмотреть учение о Боге в контексте рационалистического учения Р. Декарта.
– эксплицировать специфику обоснования Абсолюта в философии Б. Спинозы;
– рассмотреть особенности пантеистической натурфилософии Б. Спинозы;
– проанализировать место и роль проблемы Бога в метафизике плюрализма Г.Лейбница.
Введение
Глава 1. Проблема доказательства Бога в контексте метафизических размышлений Рене Декарта
1. Основные принципы рационалистической метафизики Р. Декарта.
2. Доказательство существования Бога и его роль в философии Р. Декарта.
Глава 2. Пантеизм Спинозы и его значение
1. Особенности пантеистической натурфилософии Б. Спинозы.
2. Теория абсолюта в контексте рационалистической философии Б. Спинозы.
3. Глава 3. «Естественная теология» Лейбница: проблема доказательства Бога
1.Основные принципы метафизики Г. Лейбница.
2.Место и роль проблемы Бога в системе философии Г.Лейбница.
Заключение
Список литературы
Далее следует отметить, что Декарт, будучи еще и математиком, во многом доверяет числам. Он признает, что вещи действительно присущи первичные качества, такие как протяженность, величина, количество и т.д. Математические аксиомы истинны, мы можем на них опираться. «Телесные вещи существуют. Правда, быть может, они существуют не вполне такими, какими воспринимают их мои чувства, поскольку такое чувственное восприятие у многих людей весьма туманно и смутно; однако в них, по крайней мере, содержится всё то, что я постигаю ясно и отчётливо…»[8., с.102] Согласно Декарту, вещи материальны.
Декарт получил лишь одно несомненное утверждение - о самом существовании познающего мышления. Но в последнем заключено много идеи, некоторые из них (например, математические) обладают высокой очевидностью идеи разума. В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир. Как сказать что все это не только идеи разума, не самообман, но и существующее на самом деле? Это вопрос об оправдании самого разума, о доверии к нему. Декарт разрешает эту проблему следующим образом. Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт самого человека свидетельствует о том, что мы существа ограниченные и несовершенные. Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму. Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, то сама эта идея вложена в нас сам ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. [8. ,с 143]. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им же. Так Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму. Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль существовании врожденных идей в качестве одного из основных положений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идеи объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи.
У Декарта человеческий дух обладает непосредственной достоверностью своего существования сам по себе, что и делает его духом. Бог является принципом достоверности только для того, что отлично от духа, для чувственного мира, но не для достоверности духа. Бог - принцип подтверждения достоверности, ее объективной авторизации, подтверждающий, что то, что для духа ясно и отчетливо и, следовательно, достоверно, и в действительности истинно. Обращение к Богу нужно для перехода от субъективной достоверности к объективной.
Существование Бога Декарт, выводит из первого принципа своей философии. Если я сомневаюсь, значит я не совершенен. Но тогда откуда берется мысль о том, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, присутствующий во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое существо, также ограниченное. Тогда эта мысль должна происходить от другого более совершенного и бесконечного существа - Бога. Эта идея вложена богом. Приняв во внимание отличие разумной природы от телесной, Декарт говорит: «познав отчетливо, что разумная природа во мне отлична от телесной, и сообразив, что всякое соединение свидетельствует о зависимости, а зависимость очевидно является недостатком, я заключил отсюда, что состоять из двух природ было бы несовершенно для Бога, и следовательно, он не состоит из них».[8., с.117]Таким образом бог является духовным началом.
Причиной, по которой многие убеждены, что трудно познать Бога или даже собственную душу, является, по мнению Декарта, то, что люди никогда не поднимаются выше того, что может быть познано чувствами. Нельзя пользоваться воображением и чувствами для понимания сущности Бога.
Отличительной чертой новоевропейской философии от средневековой в вопросе доказательства бытия Бога, является совершенно новый метод доказательства. Бог выступает здесь не как всеопределяющая сущность нашей жизни, а как гарант истинности, гарант достоверного знания. Новоевропейские мыслители используют рациональный подход в доказательстве бытия Бога, объясняя логичную необходимость, в отличии от мыслителей средневековья, трактующих слово божие. Первым рациональный подход к доказательству Бога применил Декарт. Философ считает, что первопричиной всех вещей является Бог. Бог также является создателем вещей, но при этом они все же материальны, протяженны. Мыслитель делает попытку доказать существование Бога. Основные аргументы Декарта: 1. Моя идея Бога не могла произойти от меня самого, потому что «...более совершенное, то есть содержащее в себе больше реальности, не может следовать или находиться в зависимости от чего-нибудь менее совершенного». [8.,с.358] Причина должна обладать не меньшей реальностью, чем следствие. «Предположение о том, что более совершенное является следствием менее совершенного и находится в зависимости от него , столь же противоречит разуму, как и то, что из ничего происходит что-то». [7.,38] Принцип причинности, о котором Декарт прямо не говорит, для него вполне достоверен и вытекает из «когито» и из правила ясности и отчетливости. Далее, идеи могут возникать из других идей, но это не может продолжаться до бесконечности. Конечная причина «объективной» реальности идеи может быть только в «формальной» (или «актуальной», т.е. действительной) реальности. «Объективное» не может быть порождено потенциальным. Ведь потенциальное обладает гораздо меньшим онтологическим статусом, чем идеальное, и есть, «собственно говоря, ничто».[8.,с.39] Это утверждение направлено против тех, кто говорит, что идея Бога - средоточие моих потенциальных совершенств. Бог обладает совершенствами актуально. А идея Бога, «будучи весьма ясной и отчетливой, содержит в себе больше объективной реальности, чем всякая другая». Вывод: идея Бога происходит от НегоСамого. Следующие аргументы носят чисто антропологический характер.2. Человек может сомневаться, т.е. сознавать свое несовершенство, только исходя из идеи чего-то более совершенного, чем он сам. Человек познает свою конечность только исходя из понятия бесконечного. «Понятие Бога первее понятия меня самого». 3. Декарт говорит о тварности человека. «Нечто, знающее более совершенное, чем оно само, не само создало свое бытие, так как оно при этом придало бы себе самому все те совершенства, сознание о которых оно имеет...» Но человек несовершенен и зависим. Если бы человек не зависел ни тот чего, он сам был бы Богом. 4. Существование человека не является необходимым. «Ведь из того, что я существовал некоторое время тому назад, не следует, что я должен существовать и теперь, если только какая-нибудь причина не создает меня в настоящее мгновение сызнова, то есть сохраняет меня»(принцип причинности в своеобразном преломлении). Сам человек не обладает способностью сохранять свое существование. Декарт считает, что нельзя отделить сущность Бога от его существования. В данном случае сущность Бога не мыслиться без существования Бога. Значит Бог действительно существует. Таково доказательство Бога у Декарта.
Глава 2. Пантеизм Спинозы и его значение
2. 1. Особенности пантеистической натурфилософии Б. Спинозы.
Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции.[3., с.10]
Идейное развитие Спинозы началось и в течение нескольких лет продолжалось в еврейском, религиозном училище, где кроме религиозных текстов изучались и произведения некоторых еврейских философов-схоластиков. На будущего философа значительно повлиял своими философскими взглядами еврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды базировались на пантеизме, т. е. более или менее последовательном отождествлении бога и природы.
Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап превращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияние на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т. Гоббс и Т. Бэкон. Однако, Спиноза пошел дальше их.
В философской системе Спинозы не заметно, резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия. Философская система Спинозы наиболее близка к системе Декарта. Он разделял как рационалистический метод Декарта, так и его физические представления. Не случайно, что одна из шести крупных работ Спинозы посвящена доказательству идей Декарта. Однако, в отличие от Декарта, который основное внимание уделял методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.
Не могла не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Это было время зарождения буржуазных и прогрессивных отношений. Спиноза родился и провел всю жизнь в первой в мире буржуазной республике, и был свидетелем самой значительной буржуазной революции - английской. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где существовала наибольшая в тех условиях свобода вероисповедания, и были наилучшие возможности для научных исследований. В этой стране и провел всю жизнь Спиноза. Также в это время наибольшее развитие получили математика и механика, благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих наук сказалось и на философии, основным направлением которой стал механистический рационализм.
Главное отличие философской системы Спинозы от большинства философских учений XVII века - это ее этическая направленность. [3.,с.25]. Он считал, что философия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека, как в природе, так и в обществе и государстве. Окончательный вид философской системы Спинозы приняло в главном труде его жизни - "Этике".
2. 2. Теория абсолюта в контексте рационалистической философии Б. Спинозы.
Занимающие около одной страницы определения, с которых начинается «Этика», почти полностью содержат основу спинозизма - новую концепцию «субстанции», определяющую смысл всей системы.
Вопрос о субстанции представляет
собой, в основном, вопрос о бытие
- ядре метафизики. Субстанция становится
одним из центральных метафизических
понятий еще со времен Аристотеля.
По Аристотелю все, что существует,
в действительности является либо субстанцией,
либо формой ее проявления; вопрос «Что
такое бытие?» равнозначен
Субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой.
Обращаясь к Спинозе, видим, что он понимал субстанцию глубже, повторяя Аристотеля. Он утверждает, что «в природе нет ничего кроме субстанции и ее проявления» [13.,с.45], т.е. он утверждает существование только одной субстанции, которая для своего существования ни в чем другом, кроме себя, не нуждается. Спиноза пишет: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться» [23.,с.83].
Следовательно, существует одна субстанция, которая и есть причиной самой себя. Понятие «причина самой себя» (causa sui) - является важнейшим понятием метафизики Спинозы. Он пишет: «Под причиной самой себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующее». [13.,с.46] Можно сделать вывод о совершенности субстанции, о том, что кроме нее ничего более совершенного быть не может. Она существует необходимо, ее существование непосредственно совпадает с ее сущностью. Субстанция не может не существовать, поскольку она бы утратила свою абсолютную совершенность, так, она не требует творения, т.е. какой-либо высшей субстанции. «Субстанция чем-либо иным производиться не может. Значит, она будет причиной самой себя, т.е. ее сущность необходимо заключает в себе существование, иными словами, ее природе присуще существование», - утверждает Спиноза, доказывая теорему 7 первой части «Этики». «Субстанция - вечна, поскольку «вечность - самое существование», субстанции свойственна вечность существования (так как она есть causa sui - причина самой себя), и она бесконечная» [23., с.150]
Таким образом, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Спиноза пишет: «Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема». Следовательно, первое и высшее начало для своего существования ни в чем другом, кроме себя, не нуждается и является причиной самого себя «causa sui»; такая реальность не может быть воспринята иначе, как неизбежно существующая. В этом смысле субстанция совпадает с Богом: «Под Богом я разумею существо бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность». Чем более субстанция, или Бог, имеет реальности и бытия, тем больше присуще ей атрибутов. Атрибуты же являются проявлениями субстанции. Таким образом, Декартовы «res cogitans» и «res extensa» у Спинозы становятся двумя из бесконечных атрибутов субстанции, а мысли и вещи стали проявлениями («модусами») субстанции, иными словами, тем «что воспринимается только через субстанцию» [23,с.120].
Данная субстанция - Бог:
свободная, ибо существует и действует «единственно по законам своей природы»,
вечная, потому что существование заключается в ее сущности,
является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо» [23., с.93].
Следовательно, из необходимости
божественной природы должно вытекать
бесконечное множество вещей
бесконечно многими способами. Из этого
вытекает, что очень важно, что
Бог является имманентной причиной
всех вещей, а не действующей извне,
следовательно, он неотделим от вещей,
исходящих от него. Эта абсолютная
необходимость существования
Субстанции должны быть присущи основные, определяющие ее свойства - атрибуты (составляющие ее сущность). Спиноза утверждает бесконечное число атрибутов бесконечной субстанции, каждый из которых существует необходимо (т.е. «сам по себе»).
В Определениях «Этики» Спиноза дает такую трактовку атрибута - это «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность». Субстанция (Бог), будучи бесконечной, выражается и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов. Поскольку атрибуты являются формой проявления субстанции, то их бесчисленное количество исчерпывает сущность субстанции, ибо мы не можем представить себе, что есть атрибуты и еще что-то [13.,с.73].
Информация о работе ПРоблема доказательства Бога в новоевропейской философии