ПРоблема доказательства Бога в новоевропейской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ проблемы Бога и его доказательств в новоевропейской философии. Задачи исследования:
– реконструировать основные положения метафизики Р. Декарта.
– рассмотреть учение о Боге в контексте рационалистического учения Р. Декарта.
– эксплицировать специфику обоснования Абсолюта в философии Б. Спинозы;
– рассмотреть особенности пантеистической натурфилософии Б. Спинозы;
– проанализировать место и роль проблемы Бога в метафизике плюрализма Г.Лейбница.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема доказательства Бога в контексте метафизических размышлений Рене Декарта
1. Основные принципы рационалистической метафизики Р. Декарта.
2. Доказательство существования Бога и его роль в философии Р. Декарта.
Глава 2. Пантеизм Спинозы и его значение
1. Особенности пантеистической натурфилософии Б. Спинозы.
2. Теория абсолюта в контексте рационалистической философии Б. Спинозы.
3. Глава 3. «Естественная теология» Лейбница: проблема доказательства Бога
1.Основные принципы метафизики Г. Лейбница.
2.Место и роль проблемы Бога в системе философии Г.Лейбница.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2012 готовый образец.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

Каждый из атрибутов (проявления) выражая бесконечность божественной субстанции, должен восприниматься сам  по себе, иначе говоря, один без помощи другого, но не как то, что существует само в себе и само по себе. В одной  из схолий Спиноза объясняет: «Ясно, что если даже два атрибута воспринимаются как различные, т.е. один без помощи другого, мы, тем не менее, не можем  заключить, что они представляют собой два существа или две  различные субстанции; в самом  деле, природе субстанций свойственно, что каждый из ее атрибутов воспринимается сам по себе, ибо атрибуты, которыми она обладает, всегда находятся с  ней вместе, один из них не может  быть произведением другого, но каждый выражает реальность или сущность субстанции. Следовательно, не абсурдно приписывать  одной и той же субстанции множество  атрибутов, напротив, в природе нет  ничего более ясного: каждое существо должно восприниматься в форме какого-либо атрибута, и есть множество атрибутов, выражающих его необходимость, т.е. вечность и бесконечность, в зависимости  от значимости. Следовательно, нет ничего более ясного: абсолютно бесконечное  существо, состоящее из бесчисленного  множества атрибутов, каждый из которых  выражает определенную вечную сущность». Спиноза хорошо показал, что Бог, или субстанция, рассматривается  целостно с атрибутами, и субстанцию невозможно рассматривать отдельно от атрибутов, а атрибуты отдельно от субстанции, ибо атрибуты есть лишь сущность Бога, т.е. его проявления.

Спиноза утверждает, что, несмотря на существование бесчисленного  множества атрибутов, нам известны только два: «мышление» и «протяженность» - именно эти две сотворенные субстанции, признанные Декартом, Спиноза сводит к атрибутам. Если у Декарта протяжение и мышление - атрибуты двух самостоятельных  субстанций, взаимодействие между которыми в человеке устанавливается Богом, то у Спинозы это два атрибута одной субстанции - Бога. Атрибуты совершенно независимы, т.е. не могут влиять друг на друга [20.,с.45].

Почему же из бесчисленного  количества атрибутов нам известны лишь два? Видимо, это происходит потому, что мы можем воспринимать мир  с помощью этих двух атрибутов. Также  при помощи атрибутов, которые можно  назвать собственными атрибутами Бога, мы познаем его, как действующего в себе самом, а не вне себя.

Протяжение составляет одно из свойств (атрибутов) бесконечной  субстанции, потому что без этого  свойства нельзя мыслить себе ни одной  конечной вещи. Оно является определяющим признаком тела. Протяжение само по себе неделимо, делимость - «видимость»  конечных вещей. Вслед за Декартом Спиноза  отрицает и существование пустоты.

Однако субстанция (Бог) не сводится к протяжению - ей присущ еще [как минимум] один атрибут - мышление. Термином «мышление» Спиноза обозначает все содержание [человеческого] сознания, в том числе и собственно разум, т.е. способность к логическим выводам. Бесконечный разум объявляется  Спинозой одним из бесконечных модусов. Единственное свойство бесконечного разума состоит в том, чтобы постигать  всегда все ясно и отчетливо. Так  как мышление является атрибутом  субстанции, то и каждая модификация  последней, т.е. каждая вещь, может быть представлена через него. Все вещи «хотя и в различных степенях, однако же все одушевлены» [21.,с.50].

Кроме того, теоретически достоинства  атрибутов равны, однако «мышление», способность думать самостоятельно, должно было бы отличаться от всех других атрибутов, быть привилегированным. Но это бы вызвало множество внутренних трудностей и заставило бы ввести иерархию, другими словами, вертикальный порядок, в то время как Спиноза  стремился к горизонтальному  порядку, т.е. к полному равноправию  атрибутов. Не создавая привилегий «мышлению», можно возвысить земное и обожествить  его. Спиноза дает классическую формулировку этого положения: «Порядок и связь  идей те же, что порядок и связь  вещей», т.е. это один и тот самый  «божественный» порядок. На самом деле, если протяжение является атрибутом  Бога, то протяженная реальность имеет  божественную природу. Бог - есть протяженность, но нельзя построить обратную фразу, а можно лишь сказать, что протяженность - есть атрибут Бога, потому как Спиноза  рассматривает их в своем единстве. Это вовсе не означает, что бог  имеет физическое тело, а только лишь, что он «протяжен». Действительно, тело не атрибут, а конечный модус  пространственности как атрибута, модус, который возвышает мир и помещает его в новую теоретическую  позицию, потому что он структурно прикреплен к божественному атрибуту.

Кроме субстанции и атрибутов  существуют модусы. Спиноза дает следующее  определение: «Под модусом я понимаю  состояние субстанции, т.е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется». Без субстанции и ее атрибутов  не было бы модусов, а мы не смогли бы их воспринимать. Точнее, следовало  бы сказать, что модусы вытекают из атрибутов и представляют собой  определения атрибутов: «Всякий  модус, обладающий необходимым и  бесконечным существованием, необходимо должен вытекать из абсолютной природы  какого-либо атрибута Бога, или из какого-либо атрибута, находящегося в состоянии  необходимой и бесконечной модификации» [13., с.67].

В структуре субстанции у  Спинозы можно увидеть различные  модусы, одни из них - бесконечные модусы, другие - конечные модусы, также есть сложные модусы. Однако Спиноза не переходит непосредственно от бесконечных  атрибутов к конечным модусам, а  вводит бесконечные модусы, которые  находятся посередине между атрибутами, бесконечными по своей природе, и  конечными модусами. Например, бесконечный модус бесконечного атрибута мышления - бесконечный разум и бесконечная воля, конечным модусом атрибута мышления является идея. Бесконечные модусы бесконечного атрибута протяженности - движение и состояние покоя, конечный модус атрибута протяженности - движение определенного предмета. Бесконечным модусом является также мир как совокупность, который хотя и меняется в деталях, но в целом остается тем же самым.

Как же пытается Спиноза  объяснить проблему перехода от бесконечного к конечному, т.е. от бесконечных  модусов к конечным модусам. Спиноза  сразу вводит ряд модусов и  частных модификаций и просто говорит, что одни происходят из других. Одно из суждений «Этики» специально оговаривает: «Все единичное, иными  словами, всякая конечная и ограниченная по своему существованию вещь может  существовать и определяться к действию только в том случае, если она  определяется к существованию и  действию какой-либо другой причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию. Эта причина  в свою очередь также может  существовать и определяться к действию только в том случае, если она  определяется к существованию и  действию третьей причиной, также  конечной и ограниченной по своему существованию, и так до бесконечности» [21., с.56].

Ответ Спинозы означает следующее: модус, соответствующий природе  бесконечного атрибута Бога, также  бесконечен, прочее же связано с  конечной модификацией и имеет определенное существование. Бог, или субстанция, является причиной самого себя «causa sui», а также причиной бесконечного атрибута и бесконечного модуса. Бесконечное порождает только бесконечное, а конечное порождено конечным, невозможно вывести из бесконечного модуса конечный модус. Однако, каким же образом в рамках бесконечной божественной субстанции бесконечные атрибуты преобразуются в конечные модусы, как рождается конечное Спиноза оставляет без объяснения. Для Спинозы всякое определение является отрицанием, и абсолютная субстанция, абсолютно позитивное существо, такова, что не подлежит определению, т.е. отрицанию. Итак, мы видим, что у Спинозы, как и у Декарта, возникает дуализм, в данном случае - это отношения конечного и бесконечного. Мир конечных модусов и единичных вещей существует обособленно от бесконечной божественной субстанции с ее бесконечными атрибутами, т.е. причинная цепь конечных модусов составляет отдельный мир и никакого подчинения бесконечного над конечным нет. [20.,с.68].

Что же можно сказать о  сложных модусах? Оказывается, что  человек и есть сложный модус. Спиноза трактует человека как единство души и тела. Человек - не субстанция, не атрибут, он состоит из определенных модификаций атрибута Бога. Иначе  говоря, из модусов мышления - идей и  модусов протяженности - тела, образуется предмет разума, т.е. еще один вид  модусов - сложный модус. Душа или  разум человека - это идея или  познание тела.

Итак, мы видим, что существующая субстанция объясняет все многообразие явлений природы (в том числе  и человека). Она является единственной реальностью, конечные же вещи - лишь ее состояния или модификации. Любая  вещь - единичное проявление субстанции, «то, что существует в другом и  проявляется через другое».

Пантеизм Спинозы является важным понятием, которое завершает  его учение о единой субстанции. [20.,с 163]. На основании выше рассмотренных вопросов можно сделать заключение, что под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов - бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога.

Следует заметить, что понятие  природы по Спинозе понимается иначе, нежели декартовская природа, ограниченная двумя субстанциями. Ибо Спиноза  показывает, что Бог осуществляется в природе (посредством атрибутов  и модусов), природа же - это и  есть проявление форм Бога. В теореме 15 Спиноза утверждает: «Все, что только существует, существует в Боге и  без Бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо» [13.,с.76].

Следовательно, Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне. Также  можно заключить, что некоторая  часть Бога присутствует в каждой вещи. Происходит единство природы  Бога и сущности. Так как проявление Бога происходит через бесчисленное количество атрибутов и модусов, то, следовательно, эти бесконечные  проявления исчерпывают Бога, и это  означает, что все вещи уже сотворены.

   Далее рассмотрим понятие природа. В учении Спинозы это понятие подразделяется на «природу порождающую» и «природу порожденную». Природой порождающей (natura naturans) Спиноза называет Бога, а природой порожденной (natura naturata) он называет мир, следовательно, порождающая природа - это причина, а порожденная природа - следствие этой причины, которое, однако, содержит причину внутри себя. Можно сказать, что причина имманентна по отношению к объекту. В свою очередь, объект имманентен по отношению к своей причине по принципу: все в Боге.

Точное пояснение Спинозы  по данной теме: под «natura naturans» следует  понимать «то, что существует само в  себе и представляется само через  себя, иными словами, такие атрибуты субстанции, которые выражают вечную и бесконечную сущность, Бога, поскольку  Он рассматривается как свободная  причина» (свободная в том смысле, что зависит только от собственной  природы). «Под «natura naturata» я понимаю  все, что следует из необходимости  природы Бога, иными словами, - каждого  из Его атрибутов, т.е. все модусы атрибутов Бога, поскольку они  рассматривались как вещи, которые  существуют в Боге и без Бога не могут ни существовать, ни быть представляемы» [14.,с.202]

Таким образом, мы видим, что  есть две совершенно разные природы: порождающая и порожденная.

Порождающая природа - Бог  существует сам через себя (т.е. причина  самого себя) и сам в себе, как  проявление в атрибутах, т.е. проявление атрибутов - это и есть бесконечной  причиной Бога. Бог есть также свободная  причина, потому как действует по законам своей природы без  чьего-либо принуждения. А так как  все вытекает из необходимости божественной природы, Бог есть имманентная причина  вещей. Бог не является внешним по отношению своих действий.

Порожденная природа - мир, который  вытекает из необходимости природы  Бога и атрибутов, т.е. мир вытекает из внешнего и по необходимости природы  Бога. Мир есть порожденная природа.

Следовательно, пантеизм Спинозы  заключается в том, что Бог  проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует  как имманентная причина, не являясь  внешним по отношению ко всему  миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т. к. все находится  в Нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической.

Также мы можем понять, почему Спиноза не приписывал Богу разум, волю и любовь. Бог - есть субстанция, в  то время как разум, воля и любовь являются модусами атрибута мышления. Как было сказано выше, атрибуты являются проявлениями, а модусы - состояниями  проявления субстанции. Отсюда следует, что модусы - бесконечные или конечные - принадлежат к порожденной природе - миру, причиной которой является субстанция - Бог. «Разум, будет ли он в действительности конечным или бесконечным, равно как и воля, желание, любовь. Должны относится к порожденной природе «natura naturata»» [14., с.79].

Следовательно, Бог является причиной и, как было сказано выше, имманентной причиной, а модусы являются только следствиями этой причины, т.е. разум, любовь и т.д. являются только следствиями этой причины. Нельзя сказать, что Бог задумал сотворение мира разумом, что он желал его создание в результате свободного выбора или сотворил его из любви, ибо все это апостериорно Богу и от него происходит. И приписывать эти свойства Богу означало бы путать порождающую природу с порожденной.

Читая  «Этику»  Спинозы, можно понять: Бог присутствует во всем и является причиной всего. Бог Спинозы - это библейский Бог, на котором философ с юности сосредоточил свое внимание, но втиснутый в схемы метафизики и определенных картезианских гипотез, неличностный Бог с волей и разумом. Спиноза считает, что воспринимать Бога как личность означало бы сделать его антропоморфным. Аналогичным образом, Бог не творит по свободному выбору нечто отличное от себя; будучи не действующей извне причиной, а имманентной, он неотделим от вещей, исходящих от него. Он - не Провидение в традиционном смысле, он представляет собой безличную абсолютную необходимость. Эта необходимость абсолютна, поскольку Бог - субстанция - дан в качестве причины самой себя, от него неизбежно проистекают бесконечно во времени и в пространстве бесконечное множество атрибутов и модусов, образующих мир. Вещи неизбежно происходят из сущности Бога так же, как из сущности геометрических фигур неизбежно выводится теорема. Различие между Богом и геометрическими фигурами состоит в том, что последние не являются причинами самих себя. Пантеизм Спинозы является важным понятием, которое завершает его учение о единой субстанции. На основании выше рассмотренных вопросов можно сделать заключение, что под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов - бесконечных и конечных. Однако, одни без других существовать не могут, все неизбежно имеет причинно-следственную связь с природой Бога, ничего не существует случайно и мир является необходимым следствием Бога. Природой порождающей (natura naturans) Спиноза называет Бога, а природой порожденной (natura naturata) он называет мир, следовательно, порождающая природа - это причина, а порожденная природа - следствие этой причины, которое, однако, содержит причину внутри себя. Можно сказать, что причина имманентна по отношению к объекту. В свою очередь, объект имманентен по отношению к своей причине по принципу: все в Боге. «Под «natura naturata» я понимаю все, что следует из необходимости природы Бога, иными словами, - каждого из Его атрибутов, т.е. все модусы атрибутов Бога, поскольку они рассматривались как вещи, которые существуют в Боге и без Бога не могут ни существовать, ни быть представляемы» [14.,с.79]. Порождающая природа - Бог существует сам через себя (т.е. причина самого себя) и сам в себе. Как проявление в атрибутах, т.е. проявление атрибутов - это и есть бесконечной причиной Бога. Бог есть также свободная причина, потому как действует по законам своей природы без чьего-либо принуждения. А так как все вытекает из необходимости божественной природы, Бог есть имманентная причина вещей. Пантеизм Спинозы заключается в том, что Бог проявляет себя во всем (в каждой вещи) и присутствует во всем, действует как имманентная причина, не являясь внешним по отношению ко всему миру. И поскольку ничего вне Бога не существует, т. к. все находится в Нем, то концепцию единой субстанции Спинозы можно назвать пантеистической.

Информация о работе ПРоблема доказательства Бога в новоевропейской философии