Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:37, курсовая работа
Сегодня как в зарубежном, так и в отечественном в бердяеведении превалирует традиция интерпретации идейной эволюции Н.А.Бердяева, прежде всего, как философа.
Объектом курсовой работы является работы по социальной философии Н.А.Бердяева.
Предметом курсовой работы выступают философские и политические идеи этого ученого, составившие в совокупности его социально-политическую концепцию.
Целью курсовой работы является анализ социально-философских идей Н.А.Бердяева и характеристика их системного подхода, позволяющая говорить о существовании у него оригинальной философско-политической концепции.
Введение…………………………………………………………………......3-4
Глава1. Двойной образ государства в философско-политической концепции Н.А.Бердяева……………………………………………………..………….5-10
Глава 2.Трансформация идеи социальной революции в России в творчестве Н.А.Бердяева………………………………………………………………...11-16
Глава 3.Феномен войны как форма радикального изменения общества в интерпретации Н.А.Бердяева……………………………………….……....17-20
Глава 4. Н.А.Бердяев о достоинствах и недостатках течений социально-политической мысли в России………………………………………….... ..21-30
Заключение…………………………………………………………………..31-32
Список используемой литературы………………………………………....33-34
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава1. Двойной образ государства в философско-политической концепции Н.А.Бердяева………………………………………………
Глава 2.Трансформация идеи социальной революции в России в творчестве Н.А.Бердяева………………………………………………
Глава 3.Феномен войны как форма радикального изменения общества в интерпретации Н.А.Бердяева……………………………………….……
Глава 4. Н.А.Бердяев о достоинствах и недостатках течений социально-политической мысли в России………………………………………….... ..21-30
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………....3
Введение.
На рубеже XIX - XX столетий в России сложилась уникальная плеяда мыслителей, которые, будучи философами идеалистической и религиозной направленности, на всех этапах своего творческого пути обращались к осмыслению общественных процессов, искали наиболее адекватные способы их интерпретации.
В творчестве выдающихся русских обществоведов - В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского и ряда других мыслителей - дается глубокий и плодотворный анализ важнейших социально-политических проблем России. При этом особое внимание уделяется сущности взаимоотношений личности, общества и государства, феномену человеческой свободы, роли религии и церкви в жизни социума.
Особого внимания в ряду русских религиозных мыслителей заслуживает Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948), один из крупнейших представителей русского духовного ренессанса, который был, несомненно, ученым-обществоведом.
В трудах этого русского мыслителя, число которых достигает 500 и, которые представляют собой широчайшую палитру разнообразных социально-философских идей, во многом нашли свое отражение социально-политические события, переломные для судьбы России. В них дается глубокий и плодотворный анализ политического своеобразия страны, ее культуры и идеологии, своеобразия и роли в мировом сообществе.
В российский период творчества Н.А.Бердяева появлялись многочисленные отклики на его выступления и статьи, прежде всего, со стороны его единомышленников. В советский период анализ трудов этого ученого, остро полемизировавшего с марксизмом, в исторической литературе нельзя считать достаточно объективным.
Сегодня как в зарубежном, так и в отечественном в бердяеведении превалирует традиция интерпретации идейной эволюции Н.А.Бердяева, прежде всего, как философа.
Объектом курсовой работы является работы по социальной философии Н.А.Бердяева.
Предметом курсовой работы выступают философские и политические идеи этого ученого, составившие в совокупности его социально-политическую концепцию.
Целью курсовой работы является анализ социально-философских идей Н.А.Бердяева и характеристика их системного подхода, позволяющая говорить о существовании у него оригинальной философско-политической концепции.
Задача курсовой работы заключалась в том, что бы:
1. Обосновать своеобразие методологического анализа социально-политических явлений Н.А.Бердяева и показать её эволюцию;
2. Проанализировать взгляды Н.А.Бердяева на государство, человека и его места в политической системе общества, обратив внимание на драматизм взаимоотношения государства и личности;
3. Раскрыть особенности интерпретации Н.А.Бердяева эволюционного и революционного пути в развитии российского общества, экспликации причин и механизмов социальной революции.
4. Раскрыть феном войны, как экстремальной формы развития социального конфликта и определить роль войны в осуществлении политической революции.
Теоретической основой настоящего исследования послужили:
1. Социально-философские и социально-политические труды Н.А.Бердяева: «Царство Духа и царство Кесаря», «Философия неравенства», «Судьба России», «Русская идея».
2. Положения и выводы, содержащиеся в фундаментальных трудах таких ведущих философов, как С.Н.Булгакова, Е.Н.Трубецкого; Н.О.Лосского, С.Л.Франка и др. занимающихся анализом творчества этого ученого;
3. Исследования современных отечественных философов, историков, политологов таких, как И.А. Ильина, Розанов В.В., Кувакин В.А., а так же публикации по всем аспектам данной работы.
Методологическую основу курсовой работы составили
1.Сравнительно-исторический метод, который позволил рассмотреть эволюцию представлений Н.А.Бердяева о сущности и статусе революции в обществе.
2. Логический метод, с помощью которого можно было выделить главное в событиях политического общества России.
3. Метод системного анализа, позволил рассмотреть в концепции политические идеи, содержащиеся в творчестве Н.А.Бердяева.
Глава1. Двойной образ государства в философско-политической концепции Н.А.Бердяева.
В социальной философии Н.Бердяева, в связи с современными межнациональными конфликтами и этатизацией общества, заслуживают большого внимания такие вопросы, как роль государства в развитии и функционировании общества и человека.
Согласно точке зрения Н.Бердяева, изложенной в работе «Философия неравенства», индивидуальность, личность человеческая не дана изначально в природном и историческом мире, она в потенциальном состоянии дремлет в хаотической тьме, в зверином равенстве и освобождается, поднимается и развивается лишь путем трагической истории, путем жертв и борьбы, через величайшие неравенства и разделения, через государства и культуры с их иерархическим строем и принудительной дисциплиной.
Людям ХХ в., столь искушенным в познании, столь много испытавшим, не пристало уже, как справедливо отмечает Бердяев, строить идиллические теории о благостном естественном состоянии, о природном порядке, в котором будто бы торжествует индивидуальное и личное начало, и о разрушении этого состояния и природного торжества индивидуальности, и личности неравенством, принуждением и дисциплиной государств и культур. Всякий раз, когда свергается иерархический строй, когда хотят освободить личность от всякой дисциплины государства и культуры, поднимается звериный хаос, он истребляет личность, убивает образ человека. Свобода личности всегда имеет своим коррелятом тысячелетнюю дисциплину сложной культуры, претворяющей хаос в космос. Человеческая масса выводится из царства тьмы, из плена хаоса по ступеням в процессе воспитания. В мире хаотическом, в массах, окончательно потерявших всякую иерархическую дисциплину, личность погибает. Переход от хаоса к космосу есть возникновение неравенства бытия в равенстве небытия.
Н.Бердяев отмечает, что существует радикальное зло в самой природе человека и что нельзя освободить человека путем отрицания этого зла. Нельзя построить теорию прогресса, утверждая безгрешность человеческой природы, якобы испорченной и порабощенной иллюзиями религии, насилиями государства и социальными неравенствами. Бердяев критикует тех ученых, которые отрицают метафизическую глубину зла в человеческой природе и считают зло чисто социальным явлением, полностью зависящим от общественной среды.
Н.Бердяев неоднократно говорит о роли государства в жизни общества и человека, показывает его отрицательное и положительное значение. Так, в работе «Философия неравенства» русский философ пишет, что государство есть объективная природная и историческая реальность, которая не может быть ни создаваема, ни разрушаема по человеческому произволу.
Несмотря на то, что государство рождается в кровавых насилиях, что оно основано на неравенствах, на дифференциациях в строении общества, на различениях и расчленениях в народной стихии, в массе государство представляет собой также соединяющую, упорядочивающую и организующую силу. Принуждающая и насилующая природа государства сама по себе не есть зло, но она связана со злом и есть реакция на зло. Государственное сознание видит силу зла и слабость естественного добра в человеке. В нем нет слащавого оптимизма, в нем есть суровый пессимизм.
По мнению Бердяева, государство противится греховному хаосу, мешает окончательному распадению греховного мира, подчиняя его закону. В вышеуказанной работе Бердяев ссылается на идею Вл.Соловьева о том, что государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы окончательно помешать ей превратиться в ад. Грешное человечество не может жить вне государства, вне власти. Отмена закона государства для человечества, пораженного грехом, есть возвращение его к звериному состоянию.
Интересен взгляд Бердяева на то, в каком направлении должно развиваться общество и как ему видится наилучшее общественное устройство. Мыслитель считает, что мир движется к новой эпохе Духа Святого и теократии. Человечество должно организовываться путем объединения свободных религиозных общин. «Государство и закон – есть Ветхий Завет человечества, Церковь и Благодать – есть Новый Завет человечества». [12,186]Теократия возможна лишь на основе органически свободных общин, связанных силой любви. В концепции, отстаиваемой Бердяевым можно видеть элементы религиозного анархизма. Общество должно прийти к тому, что необходимость в государстве как внешней принудительной силе исчезнет, и союз людей будет основан на любви. Позднее мыслитель отказался от этой идеи, утверждая, что построить справедливое государство вообще невозможно, но в рассматриваемый период, в условиях русского культурного ренессанса начала XX века, это казалось ему вполне возможным. Во многом идея теократии была заимствована Бердяевым у В.Соловьева. Однако если у Соловьева при теократии продолжают существовать государство и земство, то у Бердяева они исчезают.
«Теократия - есть органическая общественность, когда люди благоговейно поклоняются общим святыням и перестают уже бороться друг с другом за власть, так как признают только правду власти Божьей и отрицают неправду власти человеческой… органическое единство человечества мыслимо только в религиозной соборности». [12,96] Теократия для Бердяева не только идеал общества, она – цель истории, только в ней окончательно решаются проблемы государства, анархизма, социализма, демократии. При этом «теократия в политическом отношении как бы анархизм, в экономическом отношении как бы социализм, в мистическом – самодержавие единого Бога». [12,104] Бердяев осознавал, что построение теократии – достаточно трудная задача, путь к ее выполнению он видел в «трудовом развитии», однако четкого ответа на вопрос как реально прийти к теократии Бердяев не дает и вообще его утверждения о ее возможности. Бердяев постоянно заявляет, что он надеется, верит … но спрашивается, какое мы имеем основание на это надеяться, кроме того, что «все это было бы очень хорошо».
Бердяев рассматривал проблемы общественного устройства, государства, права с позиций доктрины нового религиозного сознания, которая в целом носила мистический оттенок, однако многие мысли (особенно о соотношении права и государства, Царства Божия и царства Кесаря) Бердяев развивал и дополнял в более поздних своих работах.
Как отмечает Бердяев во многих своих работах, и в частности в работе "Царство Духа и царство Кесаря", необходимо проводить различение и разграничение двух царств: государства и церкви, царства кесаря и царства духа. Русский философ подчеркивает, что государство, как царство кесаря, становится царством зла лишь тогда, когда его обоготворяют, когда оно посягает на глубину человеческого духа, на бесконечную его природу.
Государство, по Бердяеву, должно иметь дело лишь с оболочкой человека, регулировать лишь внешние отношения людей. Государство не должно быть самодержавным, неограниченным, не подчиненным никаким внешним, сверхгосударственным началам. Государство не может быть основано лишь на любви. На любви основана церковь. Церковь - иное измерение бытия, чем государство. Следует отметить, что эти два царства сосуществуют, соприкасаются, но никогда не отождествляются и не исключают друг друга. Монизм в общественной жизни, исключительное преобладание лишь одного начала всегда ведет к тирании, к угасанию многообразия и богатства жизни.
Как и в дореволюционный период, Бердяев считает, что «есть две основные точки зрения на соотношение кесаря, власти, государства, царства этого мира и духа, духовной жизни человека, Царства Божьего». [11,449] Это соотношение можно понимать либо монистически либо дуалистически. Однако если в работе «Новое религиозное сознание и общественность» речь идет в основном о соотношении государства и права, здесь вопрос поставлен более широко. По версии христианского персонализма, которую ставит Бердяев, ценность личности выше ценности государства, личность и государство находятся в «разных кругах бытия». Рассматривая соотношение царства Кесаря и царства Духа, Бердяев приходит к выводу, что монистическое понимание такого соотношения приводит к тирании. Причем критике подвергается и религиозный и антирелигиозный монизм. За дуализмом же признается относительная правда. Пытаясь обосновать свою концепцию, Бердяев достаточно вольно толкует слова апостола Павла «Несть бо власти, аще не от Бога», считая, что они имеют исторический, а не религиозный характер. Бердяев обрушивается с критикой на все исторические формы государства, особенно нападая на «христианские теократии прошлого». «Теократия была одним из соблазнов, через которое проходило христианское человечество». Теократия относится Бердяевым к царству Кесаря. С этих позиций отвергается возможность христианского государства. При попытке построения такого государства человечество на протяжении всей своей истории приходило либо к Цезарепапизму, продолжению культа императора в христианском мире (в качестве примера приводится Византия и в определенной степени дореволюционная Россия), либо к Папоцезаризму (средневековые государства, на которые решающее влияние оказывало католичество). Смешение царства Духа и царства Кесаря происходит и в большинстве учений о государстве. Бердяев считал, что «…монистична и тоталитарна демократия Руссо и якобинцев». Кесарь (как символ государства и власти вообще) всегда имеет тенденцию подчинения себе всего человека, нарушения его прав.