Политическая философия Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня как в зарубежном, так и в отечественном в бердяеведении превалирует традиция интерпретации идейной эволюции Н.А.Бердяева, прежде всего, как философа.
Объектом курсовой работы является работы по социальной философии Н.А.Бердяева.
Предметом курсовой работы выступают философские и политические идеи этого ученого, составившие в совокупности его социально-политическую концепцию.
Целью курсовой работы является анализ социально-философских идей Н.А.Бердяева и характеристика их системного подхода, позволяющая говорить о существовании у него оригинальной философско-политической концепции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………......3-4
Глава1. Двойной образ государства в философско-политической концепции Н.А.Бердяева……………………………………………………..………….5-10
Глава 2.Трансформация идеи социальной революции в России в творчестве Н.А.Бердяева………………………………………………………………...11-16
Глава 3.Феномен войны как форма радикального изменения общества в интерпретации Н.А.Бердяева……………………………………….……....17-20
Глава 4. Н.А.Бердяев о достоинствах и недостатках течений социально-политической мысли в России………………………………………….... ..21-30
Заключение…………………………………………………………………..31-32
Список используемой литературы………………………………………....33-34

Вложенные файлы: 1 файл

курсач4курс.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В «Судьбе России» и в «Русской идее», определяя русский национальный тип, Бердяев привел и другие характеристики. В частности, он считал, что русский народ - самый анархический, но - одновременно - и самый державный, государственный народ в истории: «...может поражать противоречие между русской анархичностью и любовью к вольности и русской покорностью к государству, согласием народа служить образованию огромной империи»[11;с.59-60]. И здесь тоже возникают вопросы. Дело в том, что Бердяев отчасти изменил своему принципу антиномичности: с его точки зрения, анархизм перевешивает державность в характере русского народа, мыслитель даже называл его «народом анархическим по основной своей устремленности»[11;с.124], послушание же государственной власти связано лишь с колоссальным терпением и покорностью. Русские люди, по мнению Бердяева, очень остро чувствуют зло и грех любой государственной власти. С таким выводом не были согласны многие. Например, Н.Полторацкий рассуждал так: «В нашей истории действительно были явления анархического порядка, но если бы склонность к анархии была основной чертой русского народа, то, очевидно, у этого народа не было бы великого государства и не было бы почти тысячелетней истории. Кроме того, если даже признать, что у русских есть склонность к анархизму, это не значит, что подобную черту нужно возводить в достоинство и ее культивировать, как это делает Бердяев. Скорее, такую склонность следовало бы признать «великим злом» и всячески с этим злом бороться, как это делал хотя бы Константин Леонтьев»[14;с.135]. Противоположную точку зрения высказывал и С.Л.Франк, писавший (отнюдь не споря с Бердяевым, а совсем по другому поводу): «Из всех достижений западноевропейской культуры Россия издавна обрела только одно - сильную государственную власть, которая первоначально выросла в ней не из процесса секуляризации и не в борьбе с теократией, а из самых недр православной веры»[26;с.131]. Бердяев, воспевая анархизм как идеал свободной гармонии и даже как победу Царства Божьего над царством Кесаря, тоже, как и Полторацкий, апеллировал к истории русской мысли. Он убеждал читателя, что вся русская литература, как и вся русская интеллигенция 19 века, исповедовали безгосударственный идеал. Он называл имена К.Аксакова, А.Хомякова, М.Бакунина, Л.Толстого и даже Ф.Достоевского, почему-то и его причислив к анархистам, оговорившись, правда, что Достоевский и сам не совсем понимал, что он анархист. «Русский пафос свободы был скорее связан с принципиальным анархизмом, чем с либерализмом»[11;с.126], - был убежден Бердяев. Из всей истории русской мысли 19 века он вспомнил лишь одного представителя либерализма - Б.Чичерина, тут же противопоставив его взгляды «русской идее», дав понять, что Чичерин - абсолютно ненационален.

К сожалению, либерализм, действительно, не был среди господствующих течений русской мысли, хотя к имени Чичерина можно с полным правом добавить еще десяток имен, в том числе имя Вл.Соловьева (известна даже полемика Соловьева с Чичериным по поводу соотношения права и морали).

На основе выше изложенного можно сделать вывод, что идеологически Н.А.Бердяев относился отрицательно к советской власти. Эта власть, запятнавшая себя жестокостью и бесчеловечием. С помощью различных политических идей и течений, она держала народ в страшных тисках. Но в то же время, Н.А.Бердяеву она представлялась единственной властью, выполняющей хоть какую-нибудь защиту России от грозящих ей опасностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Николай Александрович Бердяев был необычайно талантливым, широко мыслящим ученым, который прекрасно знал не только русскую, но и западную философскую, богословскую и социальную мысль. В совокупности с усилиями других обществоведов религиозной направленности своего времени он основал особое - христианское направление с собственным персоналистическим подходом к ее предмету, объекту и методологии познания, состоящим в исследовании социальных и политических явлений как бы изнутри, в их сокровенной сущности. Следует согласиться с тем, что именно такой подход обусловил преимущественный спектр интересов всех русских религиозных мыслителей в исследовании политических процессов.

Общий вклад Н.А.Бердяева в политическое познание можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, этот мыслитель разработал ряд глубоких идей об обществе, подтвержденных ходом исторического развития человечества;

Во-первых, Н.А.Бердяев показал необходимость существования в обществе высших ценностей, духовной культуры личности и общества морально-нравственных норм, которые предопределяют политику и социальное поведение;

В-третьих, он провел глубокий анализ ряда конкретных исторических событий, опиравшийся на изучение их духовных основ и идейных источников;

В-четвертых, этот ученый дал исчерпывающую и адекватную характеристику современной ему эпохи, социальных последствий войны и революций, их негативной направленности;

Наконец, он обратился к научному анализу духовных основ современных ему идеологий, - демократии, либерализма, консерватизма, социализма и анархизма, выявил их основные постулаты, показал сильные и слабые стороны .

В целом, идеи и построения, а также взгляды на другие многочисленные политические проблемы и явления - государство, нацию, войну и революцию, консерватизм, либерализм, анархизм, социализм и демократию, разработанные Н.А.Бердяевым, являются, по существу, целостной философской концепцией, которая органично вписывается в структуру философского знания.             

 

Идеи Н.А.Бердяева актуальны и сегодня. Экономическая нестабильность, различные политические проблемы, культурная деградация создает ситуацию нестабильности  в обществе. Ситуация, которая все более и более нагнетается, впоследствии приводит к революции, которая хоть и является злом, но избежать ее не возможно.

              Социально-философские и социально-политические труды Н.А.Бердяева такие, как «Царство Духа и царство Кесаря», «Философия неравенства», «Судьба России», «Русская идея», представляют собой системный анализ самой ситуации в России, политических течений, которые способствовали тому, что в эволюции наступил этап революции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. А.Белый. Между двух революций. – Москва: Худ. Литература, 1990.

2. А.Белый. Символизм как миропонимание. – Москва: Худ. Литература, 1994.

3. А.В.Гулыга. Н.А.Бердяев. Жизнь и творчество.//Н.А.Бердяев. Сочинения. – Москва: Раритет, 1994.

4. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от Соловьева к Флоренскому. - Новосибирск: Наука, 1990.

              5. Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл.Соловьева к С.ЛФранку). Москва: ФОЛИО, 2000.

6. Бердяев Н.А. Демократия, социализм и теократия // Библиотека «Вехи», 2000.

7. Бердяев Н.А. Духи русской революции.// Из глубины. Сборник статей о русской революции. – Москва: Моск. Университет, 1990.

8. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Москва: Наука, 1990.

9. Н.Бердяев о русской философии. Ч. 2. – Свердловск: Уральский университет, 1991.

10. Бердяев Н.А. Судьба России. //Н.А.Бердяев. Русская идея. Судьба России. – Москва: «Издательство В.Шевчук», 2000

11. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря.- Москва: Бердяев Н.А. Царство Божие и царство кесаря // Путь: Орган русской религиозной мысли, Кн. I (I-VI). - Москва: Информ-Прогресс, 1992.

12.Бердяев Н.А. Философия неравенства. Москва: ИМА-ПРЕСС, 1990.

              13. Гулыга А.В. Русская идея как постсовременная проблема // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А.Васильев. Москва: Айрис-пресс, 2004.

14. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). - Москва: Книга 1993.

                15.Иванов В. О русской идее // Русская идея. - Москва: Республика, 1992.

              16. Ильин В.Н. Бердяев и судьба русской философии // Звезда. №11 – Москва,1995..

              17. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Москва: МПРарог, 1992.

              18. Карпец В. Монархический путь: не влево и не вправо, а вверх // Россия и Европа: опыт соборного анализа. Москва: Наследие, 1992.

              19. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., Пресса,1991.

              20. Православие и современность: философско-социологический анализ Отв. ред. Б.А.Лобовик. Киев: Наукова думка, 1988.

              21. Семочкина М.Б. Восхождение к Смысло-Образу России: историософия Н.Бердяева и марксизм // Марксизм и Россия: сборник. М., 1990.

              22.Серафим (Соболев) архиеп. Русская идеология. СПб: Изд-во им. А.С.Суворина, 1992.

23. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье... Пути и судьбы русской эмиграции. – Москва: Наследие,1990.

24. Культура России: смысл, символы, ценности. – Томск: Томский университет, 1996.

25. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм.//Н.А.Бердяев. Pro et contra. Книга 1. - Санкт-Петербург: Русский христианский гуманитарный институт, 1994.

26. Шестов Л. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия.//Н.А.Бердяев: pro et contra. Антология. Книга 1. - Москва:Библиотека «Вехи», 2004.

 

 

34

 

 



Информация о работе Политическая философия Бердяева