Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:55, реферат
Лучше всего эти проблемы можно рассмотреть, опираясь на исторический, генетический подход, проникая в общую логику процесса возникновения нравственного способа ориентации людей, отвечая на вопросы, когда, каким образом, почему и в каких формах возникают элементы этого способа жизненной ориентации. Ведь известно, что природу социальных явлений лучше всего можно понять именно в процессе их возникновения и развития.
1. Введение
2.Религиозная этика
3.Натуралистическая этика
4. Первобытная нравственная культура
5.Социально-историческая этика
6.Вывод
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский Государственный Институт Электроники и Математики
(Технический университет)
Реферат на тему
"Природа нравственных отношений"
по дисциплине:
"Социальная философия"
Проверил доктор философских наук профессор
Дробан А.Т.
Выполнила студентка группы А-81
Сисакян Анаис
Москва 2012
План
1. Введение
2.Религиозная этика
3.Натуралистическая этика
4. Первобытная нравственная культура
5.Социально-историческая этика
6.Вывод
ъ
Введение
Значение проблемы происхождения морали выходит за рамки этики - ею занимаются историки культуры, этнографы, антропологи, психологи и историки. Для этики эта проблема имеет не просто исторический интерес, а позволяет через генезис нравственной культуры рассмотреть ее истоки и природу, понять вызывающие ее к жизни причины, вскрыть условия возникновения нравственности, а тем самым ее назначение и функции. Через анализ проблемы происхождения морали можно лучше понять природу моральных ценностей, их структуру и конфигурацию, направление нравственного развития общества.
Далеко не все этические теории обращались непосредственно к проблеме генезиса нравственности, однако все они так или иначе объясняют источник нравственных требований, основание нравственных ценностей, показывают необходимые условия для существования морали в жизни.
Лучше всего эти
проблемы можно рассмотреть, опираясь
на исторический, генетический подход,
проникая в общую логику процесса
возникновения нравственного
При всем ее разнообразии в понимании этих вопросов в истории этической мысли и нравственных исканий можно условно выделить три основных направления, отличающихся по вопросу о происхождении и природе морали.
Религиозная этика
Религиозная этика считает, что нравственная культура - нормы, принципы, идеалы, понятия о добре и зле, как и способность человека им следовать, - даны ему Богом. Именно поэтому они имеют абсолютный, вечный и неизменный характер и общезначимое, одинаковое для всех содержание. Вообще авторитет морали в религиозных нравственных учениях опирается на представление о всемогуществе и всеблагости Творца. Бог оказывается необходимой инстанцией, придающей морали ее объективность, всеобщность, духовную возвышенность и благородство.
Люди же с их
приверженностью простым
Однако Бог есть, и человек как лучшее его творение несет в себе не только плотское, греховно-эгоистическое начало, но и нечто высшее, то, чем он "подобен Богу", - дух Божий, постоянно напоминающий о себе человеку голосом совести.
Поэтому подлинная нравственность может проявиться только в самоотверженном любовном служении высшему духовному началу в человеке, которое и конкретизируется в нравственных заповедях, поучениях, нормах.
Так, в иудаизме
и христианстве закон божий, выражающий
основные обязанности человека и
ограждающий его от произвола, анархии
и беззакония, дается людям Богом
через пророка Моисея. Это знаменитые
десять заповедей, регулирующих отношения
человека к Богу и другим людям: "почитай
отца твоего и мать твою", "не убивай",
"не прелюбодействуй", "не кради",
"не произноси ложного
Позднее в христианстве они дополняются "заповедями блаженства" из Нагорной проповеди Христа, его многочисленными притчами, поучениями, примерами собственной жизни, которая сама превращается в нравственный идеал благородства и бескорыстия. Все эти ценности несут людям ученики Христа - апостолы и христианская церковь.
Получается, что
без веры в Бога, без опоры, на
авторитет божественного
Таким образом, источником нравственных ценностей и требований, образующих нравственную культуру общества, в религиозной этике является воля Бога, не просто определяющая их содержание, а буквально создающая его своим волением.
Однако именно здесь
можно усмотреть слабости этой позиции.
Еще можно было бы предположить,
что мир нравственных ценностей
в силу своего запредельного характера
по отношению к земной человеческой
жизни оказывается непостижим и
недоступен человеку без помощи Бога,
и Он помогает человеку постичь эти
ценности. Но такая интерпретация
взаимоотношения человека с Богом
и нравственностью неприемлема
ни для одной религиозной
Поэтому-то религиозные
обязанности человека стоят здесь
неизмеримо выше обязанностей нравственных.
Хорошо, когда они совпадают и
не вызывают напряженного морального
конфликта в душе верующего. Но так
бывает далеко не всегда, и тогда
верующий обязан безо всякого сомнения
отдавать предпочтение воле Бога, которая
может прямо противоречить
И хотя та история закончилась благополучно, и Бог сжалился над Авраамом и его сыном, новозаветная евангельская нравственность настаивает на логике подчинения нравственных обязанностей религиозному долгу.
Так, в качестве "первой и наибольшей заповеди" Иисус Христос провозглашает требование "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим", и только вторая заповедь оказывается направленной на человека- требует возлюбить ближнего, как самого себя.
Эта логика обесценивает
религиозную нравственность, ибо
ценность человека здесь оказывается
вторичной и производной от послушания
Богу. Она же придает религиозной
нравственности характер фанатизма, зачастую
граничащего с изуверством (о
чем свидетельствуют
Далее, религиозная этика делает даже вполне благочестивое поведение верующих сомнительным с точки зрения чистоты их нравственных мотивов, ибо следование добру ради угождения Богу и спасения души делает эти мотивы явно корыстными.
Натуралистическая этика
В противоположность религиозной натуралистическая этика стремится вывести нравственные ценности и требования из природы вообще и природы человека как ее частицы. Натуралистическая традиция в этике имеет длительную историю. Еще начиная с античности, философы стремились вывести и обосновать принципы организации жизни человека, соответствующие его природе и способствующие достижению им счастья. Однако вплоть до второй половины XIX в. натуралистическая этика носила умозрительный, спекулятивный характер, не была подкреплена конкретными научными данными, а поэтому оставляла большой простор для критики.
Так, уже в античности
требование жить в согласии с природой
для достижения добродетели и
счастья наталкивалось на возражение,
что и безнравственные
В Новое время философы также извлекали из "человеческой природы" зачастую противоположное содержание. Большинство полагали, что в естественном состоянии человек скорее зол, нежели добр, а Руссо был уверен, что человек от природы добр, а портит его жизнь в обществе. Понятно, что и добродетельную жизнь в согласии с природой они понимали по-разному, вследствие чего религиозная этика с ее абсолютными нравственными ценностями, основанными на авторитете Творца, выглядела для массового сознания более убедительно.
Только после создания Ч. Дарвином теории эволюционного развития натуралистическая этика получила прочное естественнонаучное основание, по крайней мере, так казалось ее сторонникам. Как известно, эта теория нанесла сильнейший удар по теологической картине мира, продемонстрировав естественный характер происхождения человека и его органическую связь со всем миром природы.
Главной идеей Дарвина стало положение о том, что не Бог, а природа в процессе эволюционного развития посредством естественного отбора по принципу биологической целесообразности порождает все многообразие и сложность природы, как и ее высшее порождение - человека с его способностями, в том числе умственными и нравственными.
Основой органической
эволюции, по Дарвину, является способность
живых существ
Выжившие особи, обладающие биологически полезными признаками и свойствами, передают их по наследству последующим поколениям. Именно таким образом происходят естественная селекция, отбор и культивирование определенных свойств и качеств, появление более развитых форм организации жизни.
Доказывая органическое
единство человека и животного мира,
Дарвин постоянно подчеркивал общее
между человеком и его
Однако сам Дарвин
вовсе не стремился к обоснованию
этики теорией естественного
отбора и эволюции, ибо область
цивилизации и культуры находилась
за пределами его научных
Нравственность
рассматривалась ими как
Отсюда делается
вывод, что для обоснования
Привлекательность
современной разновидности
Эволюционная этика
стремится рассматривать
Но позиции эволюционной
натуралистической этики
Во-первых, она постепенно оттесняет и подменяет этику и культурологию естествознанием как подлинно научным, опирающимся на эмпирический материал познанием, а во-вторых, делает саму мораль, нравственное воспитание, духовные усилия человека по самосовершенствованию все более бессмысленными. Ведь если согласиться, что нравственные ценности определяются природой, ее эволюционным развитием, - следовательно, они не зависят от воли и сознания людей. Следовательно, будет бессмысленно и даже аморально хвалить или порицать человека за совершенные поступки.