Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 00:55, реферат
Лучше всего эти проблемы можно рассмотреть, опираясь на исторический, генетический подход, проникая в общую логику процесса возникновения нравственного способа ориентации людей, отвечая на вопросы, когда, каким образом, почему и в каких формах возникают элементы этого способа жизненной ориентации. Ведь известно, что природу социальных явлений лучше всего можно понять именно в процессе их возникновения и развития.
1. Введение
2.Религиозная этика
3.Натуралистическая этика
4. Первобытная нравственная культура
5.Социально-историческая этика
6.Вывод
Именно этими качествами "естественного", "неиспорченного" цивилизацией человека восхищались европейцы, сталкиваясь с племенами, живущими по законам родового общества.
Однако как раз
все эти привлекательные с
точки зрения цивилизованного человека
содержательные характеристики нравственной
культуры первобытного общества она
в последующие эпохи
Перед исследователем
процессов культурно-
Ибо эпоха разложения родового общества и становления классового с нравственной точки зрения выглядит как катастрофический упадок нравов, когда на смену одномерной и непротиворечивой, однозначной коллективистской нравственности приходят "самые низменные побуждения - вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния".
"Самые гнусные
средства - воровство, насилие, коварство,
Конечно, исторически
переходные периоды всегда сопровождались
падением нравов и моральным хаосом.
Но в данном случае проблема выглядит
гораздо глубже - можно ли считать
моральную культуру классового общества
более совершенной и развитой,
нежели то состояние непосредственного
коллективизма и уравнительного
равенства, когда нравы исчерпывают
все содержание морали, выступая в
качестве непреложных, не требующих
самостоятельной осмысленной
И в чем тогда
заключается пресловутый
Рассмотрение этих вопросов предполагает обращение ко всей истории развития нравственной культуры, но некоторые существенные моменты этого развития можно видеть уже на материале разложения родового строя и становления классового общества.
Разумеется, нет
никаких оснований
Непосредственный
коллективизм и уравнительное равенство
составляли в такой же мере силу
и величие родовой
В то же время такой
уклад был однозначно задан объективными
условиями существования
Индивид выступает
здесь носителем
Система традиционного
регулирования поведения не требует
и не предполагает такой способности,
и ее дисциплина носит безотчетно-
Обычаи и традиции являются мощным средством воспроизведения прошлого социального опыта, утверждения уже сложившихся отношений, но именно в силу этого они препятствуют появлению ростков нового и тормозят общественное развитие.
Формирующееся в рамках родового строя представление о ценности человеческой жизни оказывается еще очень слабым, легко сочетается с дикими и жестокими суевериями, косными обычаями и вообще распространяется только на представителей своей общности. Сами обычаи и традиции носят локально-замкнутый характер, распространяясь только на "своих", почему для благоприятных отношений с "чужими" так важны оказываются обычаи усыновления, побратимства, нахождения общего предка среди животных или явлений природы.
Это означает, что составляющие сущность развитой морали представления о ценности человеческой жизни, хотя и зарождаются в родовом обществе, могут получить свое подлинное развитие только в преодолении зависимости индивидов от принадлежности и подчиненности родовой общности. "Власть первобытной общности должна была быть сломлена, - и она была сломлена" (Ф. Энгельс).
Все это означает, что переход к классовому обществу не только в социальном, но и нравственном отношении был гигантским шагом вперед. Ибо он вырвал индивида из абсолютной зависимости от коллектива, индивидуализировал социальное бытие, а тем самым и сознание человека, заложил основу для формирования личностного сознания с его способностью к самоанализу, самооценке, выбору.
Этот переход
создал предпосылки для осознания
ценности человека независимо от его
родовой, а позднее - национальной, сословной
и классовой принадлежности, для
представления о моральном
Поэтому, хотя и можно восхищаться нравственной чистотой, простодушием и наивной доверчивостью первобытного человека, его бескорыстием и самоотверженностью, столь трудными для современного человека, следует признать, что они есть результат незрелых социальных отношений и неразвитого, неискушенного сознания.
Здесь уместны слова Гегеля о том, что "невинность еще не есть добродетель". Чтобы стать таковой, она должна пройти через горнило испытаний, через искушения и соблазны, постижение всех выпадающих на долю человека трудностей и стать результатом сознательного и свободного выбора.
Для полноты картины
можно отметить, что вследствие господства
в первобытном обществе дисциплины
безотчетно-принудительного
С этой точки зрения поведение под воздействием непреложной силы обычаев, традиций и давления коллектива не может считаться моральным.
Другие же исследователи,
которые делают упор не на характер
мотивации поведения
Истина, по-видимому, лежит посередине, и полнее всего она выражена в позиции А. И. Титаренко. Он согласен, что особенностью зрелой нравственности являются наличие развитой личностной мотивации и способность сознательного выбора, которые отсутствуют в поведении по логике обычая. Однако становление морали предполагает совершенствование не только ее ценностного содержания, но и способов ее осуществления, вследствие чего, полагает он, некорректно некритически переносить характеристики развитых способов нравственной регуляции на ее исторически низшую, исходную, ступень.
Поэтому, считает
он, морали в первобытном обществе
действительно не существует в качестве
идеального долженствования общественного
сознания, совокупности идеальных норм,
противостоящих реальному поведению.
Но это именно потому, что в силу
социальной незрелости общества мораль
исчерпывается здесь
Система запретов, обычаев и традиций, управляющая жизнью первобытного коллектива, является поэтому подлинным фундаментом нравственности, и лишь с разложением патриархальных, общинных форм жизни она превращается во второстепенный и вспомогательный регулятор.
Вывод
Социально-историческая
этика рассматривает
Нравственные установления, запреты, обычаи и традиции, составляющие содержание нравственной культуры первобытного общества изначально выражают интересы коллективной общности. Они выступают поэтому важнейшим средством сохранения, сплочения и развития первобытного коллектива, где зарождаются первые представления об особенной, неприродной ценности человеческой жизни, распространяемые первоначально только на членов собственной общности.
С развитием общества
развивается и нравственность, приобретающая
все более сложную структуру
и содержание, а также предполагающая
выработку новой формы
Дифференциация общества и индивидуализация социального бытия человека требуют согласования индивидуальных и общественных интересов. Индивидуальные интересы, выражающие непосредственные жизненно необходимые потребности людей, усваиваются ими гораздо легче и быстрее, нежели общественные интересы, и поэтому проще превращаются в побудительные мотивы поведения. Общий интерес имеет более отдаленный и перспективный характер и не дается индивиду непосредственно.
Мораль поэтому выступает как проявление общественной воли, выражающей общий, общественный интерес, направленный на поддержание целостности общественной жизни и взаимное согласование интересов составляющих общество индивидов. В этом своем качестве она выступает как важнейшее средство прогрессивного развития общества и духовного совершенствования человека.
Список литературы
1. Дарвин Ч. Происхождение
видов путём естественного
2. Кривогуз И.М. Политология: Учеб. для студ. высш.учеб.заведений.- М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии, 1972
4. Сэв Л. Марксизм и теория личности
5. Фрейд З. «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921)