Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:10, контрольная работа
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов. Стоимость материальна, потому что это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой материалистического понимания истории и исследования объективных законов функционирования и развития общества.
Информация реализует способ существования движущейся материи, проявляется в процессе отражения. Трём основным уровням материи – неживой, живой и социальной – соответствуют основные усложняющиеся виды информации: элементарная (спонтанно возникшие информационные связи неорганической природы), биологическая (информационные структуры органической природы) и социальная (информационные структуры, созданные деятельностью человека). Возрастание разнообразия и уровня организации универсума на базе накопления информации свидетельствует о направленности развития от низшего к высшему.
Марксистская философия, опираясь на лучшие традиции предшествующих мыслителей, признаёт, что весь мир находится в состоянии непрерывного движения, которое внутренне присуще материальным объектам и не нуждается для своего существования во вмешательстве божественных сил, в первотолчке. Мир – не совокупность законченных вещей, а совокупность процессов.
Основа социальной формы движения – целесообразная деятельность людей, и прежде всего, по Марксу, способ производства материальных благ. Человек выступает как объект и субъект истории. В конечном счёте история – это деятельность людей, преследующих свои интересы.
Пространство и время как самостоятельные категории появляются уже в философии Древнего Востока, где они рассматриваются наряду с такими первоначалами, как огонь, вода, земля. У Аристотеля среди девяти основных категорий называются время, место, положение. В философии Древней Греции начинают складываться основные концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Первая рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира; вторая – как способ существования материальных объектов. Такое понимание пространства и времени находит наиболее яркое выражение в философии Аристотеля и Лукреция Кара.
В философии
Нового времени основной
По мнению современных исследователей, теория относительности ликвидировала всеобщее время и оставила только локальное время, которое детерминируется интенсивностью полей тяготения и скоростью движения материальных объектов. Эйнштейн сформировал принципиально новые и важные в методологическом отношении положения, которые помогли лучше осознать особенности пространства и времени в различных сферах объективной реальности.
Сознание – продукт общественного развития. Имеется целый ряд способов расширения и развития сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно – практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализация личности. Что означает расширение сознания? Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделяемых и представленных ему миров: к миру идей, понятий, значений, научных знаний; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков; к миру производительной предметно – практической деятельности.
Информационное отражение возникает у живых организмов, способных к самосохранению самовоспроизводству, психическое отражение – у животных, которые способны осуществлять ориентировочную деятельность во внешнем мире и активно решать возникающие в связи с этим задачи. Этот принципиальный философско – методологический подход к анализу форм отражения распространяется и на человеческое сознание, несмотря на его несомненное качественное отличие от генетически предшествующих ему форм отражения.
Возникновение
сознания связано, таким образом, прежде
всего с формированием культуры
на основе практически –
В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения её к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности.
Фиксация
в сознании плана совместной деятельности,
её целостности являются необходимым
условием устойчивого воспроизводства
выработанных способов совместной деятельности.
Без их закрепления в виде определённых
представлений, норм и установок
сознания, регулирующих, программирующих
отношение общественно
К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определённые нормы сознания, в которых закреплён, отражён опыт культуры – производственный, познавательный, нравственный, опыт общения. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать своё отношение к действительности и тем самым выделять себя как субъекта такого отношения, осознавать себя в качестве такого.
Взгляд
сознания на мир – это всегда
взгляд с позиций этого мира
культуры и соответствующего
ему опыта деятельности. Отсюда
и характерное для всех видов
сознания – практически –
предметного, теоретического, художественного,
нравственного и т. д. –
Программируя
целенаправленное активное отношение
человека к миру, мобилизуя на преобразующее
реальное действие, сознание охватывает
всю полноту и богатство
Выделяя себя из мира в качестве носителя определённого отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как – то в своём сознании вписывать себя в мир.
Говоря о типах и уровнях отражения, следует выделить отражение в неживой природе, живой природе и на социальном уровне. В неживой природе имеет место тип отражения, как простейшее отражение, связанное с любыми видами материальных взаимодействий. На уровне неживой природы отражение этого типа проявляется самостоятельно, тогда как в живой природе и обществе оно составляет предпосылку возникновения и функционирования видов отражения более высоких уровней. Отражение, охарактеризованное как информационное отражение, в эволюции материального мира появляется на стадии живой природы. В информационном отражении выделяются такие его виды, как раздражимость простейших одноклеточных животных и растений, возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека (нейрофизиологическое отражение) и, наконец, психическое отражение. Отражение на социальном уровне включает формы общественного сознания и индивидуальные формы отражения, связанные с работой человеческой психики и сознания. Особое положение занимает отражение на социальном уровне в технике связи и управления, где человек создаёт искусственные системы, использующие естественное свойство отражения, присущее всей природе, и делает его основой специфической формы информационного отражения.
Характеристика
образа как схемы, программы будущего
поведения, как способности «
В философии
понятие идеальности
В контексте общеприродной эволюции появление сознания связано с усложнением форм отражения. У истоков сознания как социокультурного продукта стояла практическая деятельность человека, которая многократно приводила в соответствие манипулирование материальными объектами и их мысленные проекции, выливавшиеся в устойчивые интеллектуальные схемы, логические фигуры. «Переход от действия к слову – символу, а затем к комбинаторике понятий, судя по всему…, воспроизводится как на уровне индивидуального развития, так и в истории человечества.
В отличие от зарубежных исследователей, отождествляющих сознание с социолингвистическим поведением, Э. В. Ильенков определяющим фактором возникновения и развития сознания считал не функционирование языка, а «функционирование общественно – трудовой деятельности». Согласно Д. И. Дубровскому, стоявшему на позициях информационного подхода к сознанию, сознание возникает как эмерджентное качество биологической материи, превращаясь в обществе и культуре в самоорганизующуюся систему.
В диалектико – материалистической
философии сознание предстаёт как
духовная, идеальная сторона бытия,
как его обнаружение и
4.Сознание и язык.
Основой возникновения языка, равным образом как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Благодаря общению людей совершенствовались орудия труда, а навыки в их употреблении становились достоянием всего коллектива. Для передачи трудовых навыков и опыта последующим поколениям механизма условных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен, что мог передаться не иначе как в обобщённом виде, в его внутренних и существенных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка.
Мышление и язык неразрывно связаны между собой, однако это не означает что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и, вместе с тем, средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языковую форму, т. е. оно реализуется в определённой системе средств общения. Такими средствами являются различные виды речи: письменная, устная, внутренняя.
Язык выступает не только средством внешнего воплощения мысли (в словах или письменной речи), обобщения, но и средством оформления мысли. Если человек и не говорит вслух, всё равно его мысли облекаются в форму слов. Если человек не может выразить то, что хотел бы сказать, то это означает отсутствие оформления мысли. Пользование языком основано на существовании ассоциативной связи между звуковым комплексом, речедвигательным аппаратом и зрительными, осязательными и другими восприятиями, соответствующими воспринимаемому предмету.
Ни сам язык, ни конкретные механизмы, реализующие процессы речи, не заложены изначально в человеке, не «записаны» в его мозгу. Примером этого могут служить случаи, когда дети с момента своего рождения жили среди животных. Они не умели говорить и обладали крайне примитивным мышлением.
Таким образом, не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка. Язык и мышление развиваются вместе со становлением общества.
Возникновение и развитие сознания как социально – культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание.