Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Вложенные файлы: 1 файл

Сознание в философии..docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Особенность такого понимания материи состоит  в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также  свойства и отношения этих предметов. Стоимость материальна, потому что  это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой  материалистического  понимания  истории и исследования объективных  законов функционирования и развития общества.

Информация  реализует способ существования  движущейся материи, проявляется в  процессе отражения. Трём основным уровням  материи – неживой, живой и  социальной – соответствуют основные усложняющиеся виды информации: элементарная (спонтанно возникшие информационные связи неорганической природы), биологическая (информационные структуры органической природы) и социальная (информационные структуры, созданные деятельностью человека). Возрастание разнообразия и уровня организации универсума на базе накопления информации свидетельствует о направленности развития от низшего к высшему.

Марксистская  философия, опираясь на лучшие  традиции предшествующих мыслителей, признаёт, что весь мир находится в состоянии  непрерывного движения, которое внутренне  присуще материальным объектам и не нуждается  для своего существования во вмешательстве божественных сил, в первотолчке. Мир – не совокупность законченных вещей, а совокупность процессов.

Основа социальной формы движения – целесообразная деятельность людей, и прежде всего, по Марксу, способ производства материальных благ. Человек выступает как объект и субъект истории. В конечном  счёте история – это деятельность людей, преследующих свои интересы.

Пространство  и время как самостоятельные  категории появляются уже в философии  Древнего Востока, где они рассматриваются  наряду с такими первоначалами, как  огонь, вода, земля. У Аристотеля среди девяти основных категорий называются время, место, положение. В философии Древней Греции начинают складываться основные концепции пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Первая рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира; вторая – как способ существования материальных объектов. Такое понимание пространства и времени находит наиболее яркое выражение в философии Аристотеля и Лукреция Кара.

 В философии  Нового времени основной субстанциональной  концепции были положения И.  Ньютона об абсолютном пространстве  и времени. Он утверждал, что  абсолютное пространство по своей  сущности безотносительно к чему  – нибудь внешнему остаётся  всегда одинаковым и неподвижным.  Абсолютное время рассматривалось  как чистая длительность.

По мнению современных исследователей, теория относительности ликвидировала  всеобщее время и оставила только локальное время, которое детерминируется  интенсивностью полей тяготения  и скоростью движения материальных объектов. Эйнштейн сформировал принципиально  новые и важные в методологическом отношении положения, которые помогли  лучше осознать особенности пространства и времени в различных сферах объективной реальности.

Сознание  – продукт  общественного развития. Имеется целый ряд способов расширения и развития сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно – практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализация личности. Что означает расширение сознания? Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделяемых и представленных ему миров: к миру идей, понятий, значений, научных знаний; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков; к миру производительной предметно – практической деятельности.

Информационное отражение возникает у живых организмов, способных к самосохранению самовоспроизводству, психическое отражение – у животных, которые способны осуществлять ориентировочную деятельность во внешнем мире и активно решать возникающие в связи с этим задачи. Этот принципиальный философско – методологический подход к анализу форм отражения распространяется и на человеческое сознание, несмотря на его несомненное качественное отличие от генетически предшествующих ему форм отражения.

Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с  необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определённое общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация так или  иначе входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к  содержанию «коллективных представлений» сознания постольку, поскольку они  реально участвуют в совместной деятельности.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения её к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности.

Фиксация  в сознании плана совместной деятельности, её целостности являются необходимым  условием устойчивого воспроизводства  выработанных способов совместной деятельности. Без их закрепления в виде определённых представлений, норм и установок  сознания, регулирующих, программирующих  отношение общественно развитого  человека к внешнему природному и  социальному миру и к самому себе, оказывается невозможной совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определённые нормы сознания, в  которых закреплён, отражён опыт культуры – производственный, познавательный, нравственный, опыт общения. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать своё отношение к действительности и тем самым выделять себя как субъекта такого отношения, осознавать себя в качестве такого.

 Взгляд  сознания на мир – это всегда  взгляд с позиций этого мира  культуры и соответствующего  ему опыта деятельности. Отсюда  и характерное для всех видов  сознания – практически –  предметного, теоретического, художественного,  нравственного и т. д. – своеобразное  удвоение отражения – фиксация  непосредственно данной ситуации  и рассмотрение её с позиции  общей нормы сознания. Тем самым  сознание носит чётко выраженный  характер целенаправленного отражения  действительности; его нормы, установки,  представления всегда заключают  в себе определённое отношение  к действительности.

Программируя  целенаправленное активное отношение  человека к миру, мобилизуя на преобразующее  реальное действие, сознание охватывает всю полноту и богатство сущностных сил человека, оно пронизывает, стимулирует  все его возможности, настраивая и перестраивая его психику. Нормы  и представления сознания носят  общественный характер, как по своему происхождению, так и по способу  функционирования. 

Выделяя себя из мира в качестве носителя  определённого  отношения к этому миру, человек  с самых ранних этапов существования  культуры вынужден как – то в  своём сознании вписывать себя в  мир.           

 Говоря о типах и уровнях отражения, следует выделить отражение в неживой природе, живой природе и на социальном уровне. В неживой природе имеет место тип отражения, как простейшее отражение, связанное с любыми видами материальных  взаимодействий. На уровне неживой природы отражение этого типа проявляется самостоятельно, тогда как в живой природе и обществе оно составляет предпосылку возникновения и функционирования видов отражения более высоких уровней. Отражение, охарактеризованное как информационное отражение, в эволюции материального мира появляется на стадии живой природы. В информационном отражении выделяются такие его виды, как раздражимость простейших одноклеточных животных и растений, возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека (нейрофизиологическое отражение) и, наконец, психическое отражение. Отражение на социальном уровне включает формы общественного сознания и индивидуальные формы отражения, связанные с работой человеческой психики и сознания. Особое положение занимает отражение на социальном уровне в технике связи и управления, где человек создаёт искусственные  системы, использующие естественное свойство отражения, присущее всей природе, и делает его основой специфической формы информационного отражения.

Характеристика  образа как схемы, программы будущего поведения, как способности «преднастройки»  к действию позволяет понять и  такое важное свойство образа, как  его идеальность. Прежде всего надо подчеркнуть, что идеальность является лишь одним из свойств образа, а именно таким свойством, которое характеризует содержание образа, то есть того отражения действительности, которое произведено в образе.

В философии  понятие идеальности используется для обозначения того способа  существования, который характерен для содержания образа, то есть представленности в образе объективной реальности. Идеальное существование образа представляет собой определённую субъективную реальность, реальность отражения живым  существом действительности. Эта  реальность проявляется в возможности  будущего действия, в существовании  известной программы, проекта действия во внешнем объективном мире на основе образа. Нет какого – то совершенно самостоятельного мира идеальных образов, Которые существовали бы наряду с предметами материального мира и независимо от последних. Не существует никакой особой субстанции,  «вещества» идеальности. Идеальность представляет собой специфические свойства, характеризующие свойства, характеризующие предметную направленность, отнесённость к предметам объективного мира результатов психического отражения как определённого способа организации, регуляции вполне материального взаимодействия живых существ с окружающим миром.

В контексте  общеприродной  эволюции появление  сознания связано с усложнением  форм отражения. У истоков сознания как социокультурного продукта стояла практическая деятельность человека, которая многократно приводила  в соответствие манипулирование  материальными объектами и их мысленные проекции, выливавшиеся в  устойчивые интеллектуальные схемы, логические фигуры. «Переход от действия к слову  – символу, а затем к комбинаторике понятий, судя по всему…, воспроизводится как на уровне индивидуального развития, так и в истории человечества.

В отличие  от зарубежных исследователей, отождествляющих  сознание с социолингвистическим поведением, Э. В. Ильенков  определяющим фактором возникновения и развития сознания считал не функционирование языка, а «функционирование общественно – трудовой деятельности». Согласно Д. И. Дубровскому, стоявшему на позициях информационного подхода к сознанию, сознание возникает как эмерджентное качество биологической материи, превращаясь в обществе и культуре в самоорганизующуюся систему.

В диалектико – материалистической  философии сознание предстаёт как  духовная, идеальная сторона бытия, как его обнаружение и раскрытие. Как человек осознаёт нечто, так  же он и действует; изменение нашего понимания есть возможность иного  действования. Сознание – совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которых  человек воспринимает, переживает, оценивает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Сознание и язык.

Основой возникновения  языка, равным образом как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Благодаря общению людей  совершенствовались орудия труда, а  навыки в их употреблении становились  достоянием всего коллектива.  Для  передачи трудовых навыков и опыта последующим поколениям механизма условных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен, что мог передаться не иначе как в обобщённом виде, в его внутренних и существенных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка. 

Мышление  и язык неразрывно связаны между  собой, однако это не означает что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и, вместе с тем, средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языковую форму, т. е. оно реализуется в определённой системе средств общения. Такими средствами являются различные виды речи: письменная, устная, внутренняя.

Язык выступает  не только средством внешнего воплощения мысли (в словах или письменной речи), обобщения, но и средством оформления мысли. Если человек и не говорит  вслух, всё равно его мысли  облекаются в форму слов. Если человек  не может выразить то, что хотел бы сказать, то это означает отсутствие оформления мысли. Пользование языком основано на существовании ассоциативной связи между звуковым комплексом, речедвигательным аппаратом и зрительными, осязательными и другими восприятиями, соответствующими воспринимаемому предмету.

Ни сам  язык, ни конкретные механизмы, реализующие  процессы речи, не заложены изначально в человеке, не «записаны» в его  мозгу. Примером этого могут служить  случаи, когда дети с момента своего рождения жили среди животных. Они не умели говорить и обладали крайне примитивным мышлением.

Таким образом, не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка. Язык и мышление развиваются вместе со становлением общества.

Возникновение и развитие сознания как социально – культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание.

Информация о работе Сознание