Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:10, контрольная работа
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию знак, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определённой социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или чёрточек на бумаге. Определённый смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определённый смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определённая идея национального, государственного, религиозного сознания.
Степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием может быть различной, существуют так называемые иконические знаки (от греческого «икона» - образ), когда сама материя знака представляет, выражает это содержание. Например, знаки письменности по своему происхождению восходят к рисунку, обозначающему некоторое явление. В символах же типа знамени, герба, в культовых предметах эта связь между материей символа и символическим содержанием сохраняется, но становится более свободной. В развитом письменном и разговорном языке эта связь теряется вообще, слово как звук или сочетание букв, как правила не имеет ничего общего с выражаемым им смыслом. Своеобразную знаково – символическую функцию в истории культуры осуществляют реальные коллективные действия, имитирующие, «проигрывающие» жизненные ситуации, культовые религиозно – мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его смысл (скажем, боевая или охотничья пляска мужчин первобытного племени). Действие выступает не только как отношение к действительности, а как действительное отношение. Во всех ситуациях осуществления знаково – символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определённое содержание сознания, носят идеальный характер.
Понятие идеальности, идеального бытия
и характеризует специфический
способ существования этого
5.Список используемой литературы:
1. И.Т. Фролов «Введение в
2. В.Н. Калмыков «Философия» г. Минск 2008г.
3. Под редакцией профессора Ю.А. Харина «Философия» г. Минск 2005г.
4. Под редакцией О.А.
В.Г. Кузнецов, В.В. Миронов и др. «Философия» г. Москва 2003г.