Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:10, контрольная работа
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
Попытка рационального объяснения нерациональных явлений в познании – сложная философская задача. Причинами таких явлений может быть стремление к экономии и времени дискурса; вследствие этого тривиальная информация, легко восстанавливаемая в случае надобности, не проговаривается. Но с другой стороны, неосознаваемые моменты являются включёнными в механизмы мыслительной деятельности людей. Действие этих механизмов обусловлено биологическими, психическими, и социальными причинами. Сами эти механизмы могут быть даже заложены в генетическом наследственном аппарате человека и развиваться, «включаясь» в определённое время и в определённых условиях настолько, насколько последние позволяют это сделать. Но и это ещё оказывается недостаточно. Существуют приобретённые стереотипы мыслительной, творческой, познавательной и любой другой деятельности, функционирующие на всех уровнях бессознательного и отражающие особенности социальной, коллективной и индивидуальной психики людей. Бессознательное (неосознаваемое) существует и в психике, и в мыслительной деятельности. Психика и мышление более широкие категории, чем сознание. Осознаваемые и неосознаваемые факторы являются внутренними причинами или побудительными мотивами деятельности людей, внешние причины и факторы связаны с социокультурными и материальными условиями. Всё в целом составляет систему факторов, определяющих жизнь человека.
Одно из интересных исследований, в котором рассматриваются состояния сознания, близкие к «движущим причинам» действий людей, - «Методология истории» А.С. Лаппо – Данилевского. В нём анализируется понятие «консензус», содержанием которого служат сходные состояния, возникшие у разных индивидов под действием одинаковых жизненных условий. Материальные предпосылки жизни людей в снятом виде проявляются в качестве общих черт их индивидуального сознания. Лаппо – Данилевский использует понятия «общая группа состояний сознания» (подчёркивая момент общности), «психологический тип данной нации» (подчёркивая возможную масштабность глобальных психологических особенностей), «коллективная психология» (указывая на существование психологических особенностей у замкнутых коллективов людей, объединённых по разным основаниям: по профессиональным интересам, ведомственно – групповым связям, салонно- светским признакам).
Объективное
содержание и субъективное выражение
«продуктов культуры» едины, неразделимо
слиты в познаваемом явлении,
научные описания которого должны быть
разделены, а следовательно, различны
будут и логические основания, на
которые опираются научные
Для понимания объективного смысла предназначены феноменолого – герменевтические методы со свойственными им логическими приёмами, а для «симпатического со – переживания» - психологические научные методики, логические основания которых, в свою очередь, имеют собственную специфику. Источники всякого конкретного действия и переживания находятся в духовном укладе. Именно он определяет жизнь не только отдельного человека, но и общества. Психологические методики должны «уметь» выявлять не только психологически осознаваемое, но и психологически неосознаваемое, так как действительный субъект не может быть тождественен абстрактному субъекту познания, в нём есть все сферы бытия. В том числе бессознательная и даже подсознательная.
Сознание и самосознание. Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.
Если
рассматривать сознание как
Наиболее важным из них выступает понятие образа как мысленного отражения действительности в голове человека. Это – особая субъективная картина реальности, В некотором отношении образ можно отождествить с понятием «психическое отражение», адекватность которого зависит от психических возможностей и от состояния психики человека. Такая трактовка сводит понятие образа к перцептивным и рациональным формам знания (ощущение, представление, восприятие, понятие). Существует также расширенное понимание образа, в которое включаются культурные. Мировоззренческие, научные и общественные характеристики сознательной деятельности людей. В этом случае мы иногда говорим об образе мира, образе жизни, идеальном образе науки, типичном образе современного человека.
Совокупность
внутренних или внешних
Сознание представляет собой единство трёх моментов: ощущения человеком своего существования, ощущение присутствия в данном месте в данный момент и идентификации себя в мире (различия себя и мира). Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов расценивается как разрушение сознания.
Основными характеристиками
сознания являются соотнесённость его
с миром знания, идеальность, интерсубъективность,
предметность и направленность; сознание
раскрывается в его связи с
логикой и действительностью, а
также с бессознательным.
Сознание связано с мышлением, но его социальная
сущность не может быть объяснена с точки
зрения физиологических особенностей
человеческой психики.
Самосознание - динамическое исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой его
формой, которую иногда называют самочувствием,
является элементарное осознание своего
тела и его вписанности в мир
окружающих вещей и людей.
Следующий,
более высокий уровень
Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чём – то уникального неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.
Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль.
Самосознание – настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже своё тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть всё, кроме самого себя. Восприятие зеркального отражения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определёнными формами самосознания.
Отношение человека к самому себе необходимо его опосредовано его отношением к другому человеку. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Как показывают современные исследования, в процессе развития самосознания осознание себя и осознание другого человека похожего на меня и вместе с тем отличного от меня возникают одновременно и предполагают друг друга.
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развёрнутости. Когда человек воспринимает какую – то группу предметов, то с этим , необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т. д.
Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто сознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и пределка самого человека попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчёт в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего – то в себе навсегда отказаться, в чём – то ещё более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.
Казалось бы, что может быть элементарнее простого самопереживания, выраженного в утверждении «мне больно»? Однако обратим внимание на то, что обычно осознание собственной боли связано с определённой локализацией этого переживания, и эта локализация иной раз бывает ошибочной (что знакомо каждому, у кого, например, болели зубы). Если в сознании человека всплывает какой – то образ, то он пытается определить его, то есть выяснить, о чём он говорит, к какому конкретному лицу или событию жизни относится. Нередко человек ошибается в осмыслении отдельных образов: например, ошибочно локализует в пространстве и времени предмет того или иного воспоминания, неверно соотносить данный образ с тем или иным лицом. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя.
Важно, однако, подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.
3. Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Сознание – продукт общественного развития.
В принципиальном споре между основными
лагерями философии вокруг сущности
сознания, его отношения к бытию, материи
наиболее острым и трудным для материалистической
философии был вопрос о происхождения
сознания из материи.
Сознание, «мыслящий дух» является, таким образом, атрибутом, необходимым признаком материи, без обладания которым материя не полна, не завершена.
Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определённые изменения. Каждый из взаимодействующих объектов, процессов и т. д. , воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определённый «след» в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия.
Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, способствовало преодолению созерцательности предшествующей философии. Это вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяет выделять новые предметы и их свойства, включённые на данном этапе исторического развития в объективную реальность.