Типология правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

В отличие от эмпирической теоретическая типология заостряет внимание на системности и закономерности связующих элементов между различными типами правопонимания, являясь при этом идеальной моделью, отражающей выявленную опытным путем систему всех правовых образов. Подобная классификация имеет более высокую по сравнению с эмпирической познавательную ценность, которая делает ее предпочтительной для использования в теоретических исследованиях.

Вложенные файлы: 1 файл

1.           Типология правопонимания.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

1.           Типология правопонимания.

Понимание права –  это такое состояние сознания, которому открыт, известен его смысл, его способность выражать обоснованность определенного поведения людей.

Современное правопонимание в отечественной правовой

науке представляется двояко. С одной стороны, это некая научная категория, включающая в себя общность теорий, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права, представление о его конкретных проявлениях, функциях, месте в системе наук и ее связях с другими отраслями знаний.

Правопониманием как  научной категорией является система

знаний о наиболее общих закономерностях становления  и ор-

мирования права, призванных логически и объективно истинными, и в качестве таковых включенных в состав науки правоведения, бытующей в данном, конкретном обществе.

С другой стороны, некоторые  авторы определяют правопонимание как  процесс и результат гуманитарной, мыслительной, целенаправленной деятельности человека познавательного характера, «включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению».

Правопонимание  – это интеллектуальная познавательная деятельность, ее отдельные элементы (восприятие, оценка, представления) и  система интерпретируемых правовых явлений, полученных в результате познавательно-правовой деятельности.

Тип правопонимания как  специфический вид научной парадигмы  представляет собой теоретико-методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического видения проблемы.

Парадигма - это группа теорий, объединенных единой методологией.

Типология правопонимания – метод научно-юридического познания, основу которого составляет теоретическое  расчленение правопонимания как  целостного системного феномена на элементы и группировка этих элементов по типам.

Значение типологии  обусловлено тем, что именно определенный тип правопонимания определяет парадигму, принцип и образец (смысловую  модель) соответствующего философского познания права и государства, собственно теоретико-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции философии права.

Типологию правопонимания, т.е. определенную классификацию различных  видов трактовки права и их разбивку на однотипные (однородные) группы, можно проводить по разным основаниям (критериям).

По способу  построения типологии подразделяются на эмпирические, представляющие собой количественную обработку опытных сведений, и теоретические, в рамках которых осуществляется определение постоянных признаков, систематизация и научная интерпретация результата, полученного в ходе сопоставления.

В качестве примера эмпирической типологии можно привести типологию, предложенную Г.Г. Бернацким, согласно которой выделяются такие философско-правовые направления, как:

1) теологическое –  сущность права состоит в Божьей  воле;

2) натуралистическое  – сущность права в естественном  разуме, господствующем мироздании;

3) объективно-идеалистическое  – сущность права выводится  из объективного духа сверхчувственного  духовного начала;

4) субъективно-идеалистическое  – сущность права в проявлении  сознания, разума и психики человека;

5) мистическое – сущность  права объясняется существованием  сверхчувственных

духовных сил;

6) экономическое –  сущность права зарождается в  экономических отношениях людей; политическое – сущность права усматривается в политических отношениях и политической деятельности;

7) социальное – сущность  права связана с социальными  отношениями в обществе;

8) формально-догматическое  – сущность права сводится к действующему законодательству.

Эмпирической можно  назвать типологию, которая отражена в трудах некоторых современных  авторов, склонных считать, что все  многообразие подходов, концепций правопонимания можно свести к так называемым «классическим» типам. В частности, это относится к существующей точке зрения, согласно которой «традиционно в теории права выделяются следующие подходы к пониманию права:

  1. Нормативный (основа: правило поведения – норма, Основоположники: И. Кант, Р. Штамплер, Г. Кельзен, П.И. Новгородцев);
  2. Психологический (нарду с нормами в понятие права включается правовое сознание, Родоначальник: Петражицкий, сторонники: А. Росс, Г. Гурвич, В. Лундшедт, К Оливеркрон, М. Рейснер);
  3. социологический (под правом понимает применение законов, юридическую практику и правопорядок, «живое право»);
  4. естественно-правовой;
  5. исторический (опираясь на реальные процессы формирования права и используя категории общей воли и убеждения, он утверждает, что суть этих процессов в самоорганизационной, стихийной, спонтанной природе развития права, его эволюции. Рассматриваются национальные, культурно-исторические особенности права, а также необходимость их учета в правотворческом процессе. Ограничивается произвол законодателя путем подчеркивания естественности развития права. Густав Гуго, Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта);
  6. и некоторые иные, менее крупные теоретико-правовые концепции»

В отличие от эмпирической теоретическая типология заостряет  внимание на системности и закономерности связующих элементов между различными типами правопонимания, являясь при этом идеальной моделью, отражающей выявленную опытным путем систему всех правовых образов. Подобная классификация имеет более высокую по сравнению с эмпирической познавательную ценность, которая делает ее предпочтительной для использования в теоретических исследованиях.

П.П. Баранов, В.Ю. Шпак, Е.Е. Несмеянов, А.И. Лукьянов, А.А. Контарев придерживаются такой теоретической типологии, в соответствии с которой концепции правопонимания классифицируются в соответствии с источником права. Так, если в качестве субъекта нормообразования выступает Бог, то такой тип правопонимания именуется теологическим. Человеческая природа, разум и совесть дают начало естественно-правовому подходу правопонимания. Правовые традиции, исторически установленные обычаи, менталитет нации порождают национально-консервативное правопонимание. Там же, где нормы права исходят от государства, имеет место позитивно-юридический подход к понятию права.

К теоретической типологии  следует отнести типологию, предложенную русским ученым Н.Н. Алексеевым, берущую за основу классификации критерий «формы выражения – общественного сознания – реальных общественных отношений». В соответствии с данной типологией Н.Н. Алексеев выделял три основных подхода к правопониманию: юридическая догматика, юридический социологизм и теория естественного права. Критерий, предложенный Н.Н. Алексеевым, лег в основу многих теоретических трудов современных ученых, которые, придерживаясь предложенной еще в начале XX века классификации, по-своему интерпретировали социальное назначение указанных подходов к правопониманию. Обычно такая интерпретация сводится к тому, что авторы признают важность каждого из типов понимания права ввиду того, что они являются отражением одной из сторон феномена права. В частности, такого мнения придерживается О.Э. Лейст, указывая, что «каждая из концепций выражает реальную сторону права и служит его осуществлению. Так, нравственное видение права важно и для правового развития, и для действующего права. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно становится декларацией, системой текстов или моральных пожеланий». Исходя из этого, О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция  права, по мнению О.Э. Лейста, основана на понимании права как определенного порядка общественных отношений, выраженного в действиях и поведении индивидов. То есть в социологической концепции акцент переходит

с содержания юридических  правил на практику их действия и практическую реализацию норм.

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через массовое или официальное правосознание. Поэтому право в соответствии с данной концепцией не является текстом закона, а представляет собой содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Концепция «триединства» права присутствует у В.К. Бабаева, В.М. Баранова, В.А. Толстика, которые указывают на три основных подхода к современному пониманию права: нормативный, философский, социологический. В нормативном подходе право понимается как система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения. Право в философском подходе – это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. То есть не что иное, как естественное право, которое, к слову сказать, не является правом в юридическом смысле. В социологическом подходе право рассматривается как совокупность отношений, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь открывает.

Теоретическая типология, предложенная Ю.Я. Баскиным, созданная на основании выявления системообразующего критерия «природа – человек – общество», фиксирует устойчивые признаки правовых проявлений, показывает их сходства и различия. Данная типология выделяет метафизическое правопонимание, полагавшее, что причины возникновения права лежат вовне социальных факторов; антропологическое правопонимание, связывавшее право с природой человека; социологическое правопонимание, признававшее, что право есть продукт человеческих отношений.

Как вариант типологии, предложенной Ю.Я. Баскиным, но с добавлением чувственного элемента в общественные отношения, И.В. Гойман-Калининский, Г.И. Иванец, В.И. Червонюк выделяют четыре подхода к правопониманию. Естественно-правовой – идеи и представления о праве. Нормативный подход, в котором за основу понимания авторы берут исходящие от государства предписания в виде норм права. Социологический – действия или отношения, имеющие правовую природу. Психологический – психические ощущения правовой действительности индивидуумов.

Теоретической можно  признать типологию В.В. Гриба, который, рассматривая критерии соотношения  основных подходов к правопониманию, к числу последних относит юридический и социологический позитивизм, а также юснатурализм (естественное право). Указанные подходы к правопониманию классифицируются в ключе соотношения права и закона. Автор утверждает, что юридический позитивизм эти понятия отождествляет, в контексте социологического позитивизма взаимосвязь права и закона рассматривается с точки зрения соотношения правоотношений и норм позитивного права. Юснатуралистический, или естественно-правовой, подход рассматривается авторами как соответствие права и закона, так и их противопоставление.

Р.З. Лившиц выделяет три подхода к правопониманию. Нормативный, по которому право – это нормы, закрепляющие правила поведения людей, социологический – сложившиеся в обществе отношения и нравственные гуманные идеи и принципы. При этом он также указывает на два взаимосвязанных и взаимопротиворечивых начала – естественное право и позитивное, которые были и остаются осями координат в развитии права.

Другим ярким представителем типологии  правопонимания, где за основу разделения подходов взято «противопоставление права и закона», является В.С. Нерсесянц. С этих позиций и в рамках развиваемой им либертарно-юридической теории автор проводит принципиальное различие между двумя противоположными подходами к правопониманию, которые он именует юридическим (от лат. слова jus – право) и легистским (от лат. слова lex – закон). «Для юридического правопонимания право это не просто произвольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и самостоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, словом, – своим принципом. Этим принципом права является принцип формального равенства, выражающий существо и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов». В легистском правопонимании автор видит «официально данное, действующее позитивное право». Выводя такую типологию подходов к правопониманию, В.С. Нерсесянц считает, что она охватывает все существующие трактовки права, допуская при этом значительные различия между подходами внутри обозначенной классификации.

Различение и отождествление права и закона в качестве критерия типологии использует также В.А. Четвертин. Он выделяет позитивистский и непозитивистский типы правопонимания. Позитивистский подход под правом подразумевает «любые законы, административные акты, судебные решения и вообще любые приказы государственной власти независимо от их содержания», при этом сам тип делится на легистское и социологическое правопонимание. Непозитивистский тип правопонимания противопоставляя право и закон, отдает приоритет праву, объясняя это тем, что «право правильно не потому, что оно записано в законе и существует в официальной форме, а по содержанию. Законы должны быть правовыми, должны содержать правовые нормы, но в действительности законы по содержанию могут быть и не правовыми, произвольными». Из непозитивистского, в свою очередь, выделяются этическое и юридическое правопонимания, а также как разновидность юридического лебертарное. Именно оно, по мнению автора, дает «собственно юридическое понятие права, т.е. то понятие, которое соответствует слову, термину «право».

Информация о работе Типология правопонимания