Типология правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

В отличие от эмпирической теоретическая типология заостряет внимание на системности и закономерности связующих элементов между различными типами правопонимания, являясь при этом идеальной моделью, отражающей выявленную опытным путем систему всех правовых образов. Подобная классификация имеет более высокую по сравнению с эмпирической познавательную ценность, которая делает ее предпочтительной для использования в теоретических исследованиях.

Вложенные файлы: 1 файл

1.           Типология правопонимания.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Вершины могущества как  в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XII веке. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее постороении огромную роль сыграл доминиканский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 года), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно,  и вопросов государства, закона, права. Оних речь идет в труде "О правлении властителей", в произведении "Сумма теологии" и др. В своих произведениях ученый–богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догмам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть "животное общительное и политическое". В людях изначально заложено стремление к объединению. По этой причине и возникает политическая общность (государство). Процедура учреждения государственности аналогична, по мнению богослова, процесу сотворения мира Богом. Деятельность монарха схожа с активностью Бога, который, прежде чеи приступить к руководству миром, вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Весьма своеобразна разработанная Аквинатом особая теория закона. Согласно ей, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в Боге, тождествен ему; он существует сам по себе  и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Говоря о позитивном законе, Фома Аквинский фактически вел речь о феодальном законодательстве. Классово–политический подтекст сопряжения человеческого закона – через закон естественный – с законом вечным абсолютно ясен: законодательство феодальных государств надлежит соблюдать в принципе столь же неукоснительно, сколь указания божественного разума. Однако очень важно учесть, что Фома Аквинский отрицал значение человеческого закона именно как закона за теми актами светской власти, которые противоречили предписаниям закона естественного.

Наконец, еще один вид  закона – божественный. Он дан в  Библии и необходим по двум причинам. Во–первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во–вторых, из–за несовершенства человеческого разума, люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его может лишь Библия.

На  фундаменте этики, как основной социально–практической функции христианства, Фома Аквинский построил и концепцию права. Для него оно было прежде всего сферой правды, справедливости. Вслед за римскими юристами он считал справедливостью постоянное стремление воздавать каждому свое. Действие, воплощающее подобное стремление и уравненное с другим действием, есть право. Уравнивание двух этих действий, происходящее на основе их внутренней природы, дает естественное право. Если уравнивание совершается в соответствии с человеческими установлениями, то имеет место право позитивное.

Таким образом, как в  своей теории закона, так и в концепции права Фома Аквинский настойчиво проводил мысль: правовым человеческое установление становится только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Несмотря на то, что Фома Аквинский является воинствующим защитником папства и феодально–монархического строя, его идеология несла в себе черты справедливости и гуманизма, а его схоластическая система была признана "единственно истинной философией католицизма".

4.           Православное правопонимание.

Уже на первых этапах развития нашего этноса мы сталкиваемся с отсутствием правовых форм в общественном сознании, что создает в дальнейшем благоприятную почву для их осмысления как навязанных извне и не соответствующих духу русского народа, вполне заменимых другими регуляторами общественных отношений (религией, моралью, обычаями, патриархально-семейными традициями).      

В период становления государства  на Руси такое правопонимание только начинает формироваться, и огромное влияние на это процесс оказывает христианство, принятое на Руси в Х в. Православное христианство формировало мировоззрение, которое определяло как политическое мышление, так и правосознание. Анализ религиозной культуры Руси позволяет сделать вывод, что вплоть до XVIII в. идея правды возникала в правовой культуре в контексте религиозного мировоззрения.      

Другим важным моментом, характеризующим  правовую культуру того времени, является факт, что на Руси христианская церковь, в отличие от церкви на Западе, выступала  за усиление и централизацию государственной  власти.     

Словами «правда» или «неправда» («кривда») в средневековой Руси можно было обозначить практически  любые деяния человека. В эпоху  Киевской Руси правда выступала и  как закон, что отразилось в документах славянского права. Идея правды была тесным образом связана с представлениями о справедливости, в том числе и о справедливости как законе власти.     

Поиск правды, правдоискательство вырастает в традицию, которая  тесно связана с российской ментальностью, с представлениями о лучшем устройстве социума и месте человека в нем. В православной культуре носители правды должны обладать совокупностью определенных качеств, таких как приверженность духовной жизни и пренебрежение жизнью материальной, подвижничество, аскетизм и служение.     

Идея правды тесно связана в русской православной культуре с идеей святости. Поиск и нахождение смысла жизни человека – жить по правде, по справедливости, по совести – приводили к становлению Святой Руси.     

Таким образом, приобщаясь к  христианской культуре, русские мыслители  приобретают категориально выраженный аппарат для формирования новых фундаментальных построений. Правда выражает должное, то, что должно быть, поэтому проблема поиска правды выливается в процесс поиска идеала, должного, что определяется Богом, который определяет правду и судит по ней.

 «Понятие  правды в антиномии закона  и благодати» - в основном на базе анализа трактата митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати» выявляется религиозная основа содержания идеи правды и ее мировоззренческой нагрузки.     

Трактат написан в русле  христианской средневековой традиции, продолжает ее. Иларион употребляет  слово «закон» в значении религиозно-обрядовых  правил, имея в виду и иудаизм, и  христианство. «Закон», с одной стороны, символизирует Ветхий завет, с другой же стороны - олицетворяет внешние предписания, которые сдерживают человека. Слово «благодать» употребляется Иларионом в его древнем значении и означает «милость, божественная благосклонность». Под правдой же понимается следование князем положительному закону, поскольку в этом проявляется разумность правления, мужество и стойкость, неприятие произвола.     

Закон необходим для постижения и достижения благодати, специфика  которой - в ее ориентации на правду-справедливость, а правда выражается в высоком  нравственном состоянии человека. Данная нравственно-правовая парадигма оказалась в дальнейшем основополагающей для многих правовых сочинений в России, которые исходили из противопоставления благодатного права праву несправедливому и неправедному.      

Исходя из этого, можно предположить, что специфика правовой культуры России, значительно более тесно связанная и переплетенная с религией и моралью, нежели западноевропейская правовая культура, создавалась в оппозиции правды – закону.     

Далее анализируются и  другие известные произведения русского средневековья, в которых указывается на тесную связь правды и закона, суда и справедливости, справедливость рассматривается как законность, которая является принципом, распространяющимся на всех и устанавливающим ответственность от рядовой личности до государственных мужей.     

Если раньше социально-политические и другие идеи высказывались и  разрабатывались преимущественно  в рамках теологии священнослужителями, то в конце XV – начале XVI веков  в России активно к этому процессу подключилось дворянство, обладающие высокой для того времени образованностью.      

Во время царствования Ивана Грозного становление философии  самодержавия достигло апогея. Наиболее ярко это выразилось в сочинениях представителя служилого дворянства И.С. Пересветова.     

По И.С. Пересветову, «правда» означает высшее нравственное совершенство, имеющее к тому же религиозную  окраску, свойственную идеологии феодализма: «правда – веры красота». Но при  этом понятие «правдой» он считает  не отвлеченное правило, не абстрактный догмат или принцип, а его конкретное воплощение в личности, в поступках, в поведении, в жизни человека. Под правдой Пересветов также понимает соразмерность наград и наказаний, воздаяний и возмездий по отношению к той или иной личности. Он убежден: русское государство должно избавиться от пороков, а для этого в нем должна быть введена «правда», т.е. проведены определенные социальные и политические реформы. Царская власть должна быть неограниченной, благодаря этому она способна охранять правду и справедливость.     

Взгляды И.С. Пересветова  были близки позиции протопопа Сильвестра. Сильвестр высоко ценит царя Ивана IV за введение правового суда и за борьбу с врагами государства. Но осуществлять правду царь должен с  кротостью, милосердностью, воплощающей идею правды.     

Их современник Максим Грек отмечает три добродетели, которые  должно пестовать в православном царстве: праведность суда, целомудрие и кротость. Царь призван наказывать своих подданных с целью их исправления, а не уничтожения благодаря слишком суровым казням за малейшие прегрешения.      

Другой современник И.С. Пересветова Ермолай-Еразм отмечал, что душа всякого человека умудряется правдой. Он считал, что истинная любовь – нестяжание земных благ. Чтобы  стать совершенным, следует раздать свое богатство нищим, перестать творить зло, которым является корыстолюбие. Это и есть правда.     

Интереснейшим интерпретатором  традиционной правовой проблематики является Федор Карпов. Он различает слова  «правда» и «справда». Правда означает полноту исполнения Слова Божьего, справда же – понятие вполне приземленное; справда» означает исправление дел, правильное отношение     

Итак, понятие правды как  компонент российского самосознания исторически неразрывно связано  с религиозностью народа. Правда имеет облик и свойства нравственного идеала. В правовой культуре средневековой Руси идея правды становится центральной в иерархии высших ценностей жизни.     

Так, постепенно, начиная  с истоков, в русской правовой мысли вызревает противопоставление права и нравственности, причем, приоритет отдается нравственности и нравственным началам жизни.

5.           Исламское правопонимание.

Одним из наиболее крупных  явлений в средневековой цивилизации  на Востоке стало мусульманское  право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифоф, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман – Коран и Сунна.

1. Шариат с самого  начала сложился и развивался  как строго конфессиональное  право. Оно было органически  слито с теологией ислама, пронизано  его религиозно–этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально–нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой – определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно–нравственного начала нашло свое отражение  в своеобразие правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально–религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию.

2. Важнейшим источником  шариата считается Коран –  священная книга мусульман, состоящая  из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду.  Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644 – 656 гг.). В само Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе (например, нормы брачного, наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.).

Информация о работе Типология правопонимания