Философия Любви Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:04, реферат

Краткое описание

Целью работы является характеристика идей Платона по поводу понятия «любовь» в его философских работах. Задачами работы выделение основных этапов генезиса мысли Платона, а также выделение основных положений его учения; описание точек зрения современных философов по отношению к трудам Платона.
В работе будут использованы учебные пособия, монографии, статьи ученых-философов и историков, а также электронные ресурсы для более полного отражения сущности идей Платона.
По окончании работы буду сделаны определенные выводы, которые отразятся в заключении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Отражение феномена любви в истории мировой философской мысли
§1. Взгляды философов на явление любви в процессе развития философской мысли………………………………………………………...
§2. Отношение к идее любви в античности……………………………...
Глава 2. Анализ произведений Платона, раскрывающих идею любви античной философии
§1. Идея любви в творчестве Платона и смысл ее реализации……….
§2. Эрос, разум, познание в философии Платона……………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

     Введение 

     Изучение  сущности понятия «любовь» в истории мировой философской мысли определяется тем, что она послужила значительным по своей силе толчком в процессе формирования отношения человека к себе и обществу в целом. Рассмотрение феномена любви в историко-философском смысле позволяет прийти к пониманию ключевых моментов в осмыслении любви, связанных с выражением единства и целостности личности.

     Попытка осмысления феномена любви как диалектики «Мужского» и «Женского» начал стало мифологическое мировосприятие. Мифологическая картина мира строилась на принципе дихотомии1 полярных космических сил – «Мужского» и «Женского», причем «Мужское» считалось носителем активного творческого начала, «Женское» воспринималось как пассивная природная сила. «Мужское» символизировало свет, твердость, Солнце, огонь, тепло; к «Женскому» относились тьма, податливость, Луна, вода, земля. Оппозицию «мужское-женское» продолжал длинный ряд бинарных отношений: чет-нечет, правое-левое, целое-делимое, день-ночь, жизнь-смерть и т. д. В различных религиозных и культурных традициях соотношение «Мужского» и «Женского» рассматривалось то как конфликтное, то как иерархически соподчиненное, то как взаимодополняющее, равное друг другу2.

     Античная философия сохранила мифологическую традицию в отношении к оппозиции «мужского» и «женского». Словом «Эрос» как «Логос» и «Космос» - с античных времен обозначается одна из великих энергий и сущностей бытия. Все элементы мира (вещи и существа) образуются и разрушаются, соединяются и распадаются посредством господства двух основных сил - Любви (Дружбы) и Вражды (Ненависти). Эта соединяющая сила - Эрос - упоминается в античных философских текстах у Парменида, Эмпедокла, Демокрита и других мыслителей.

     Учение  о любви Платона собрало в  себе главные идеи античности, которые выражают сущность Эроса. В своем диалоге «Пир» Платон дает образ любви как стремления к рождению и обретению бессмертия и говорит о категории людей, у которых плодовито не тело, но душа, рождающие свои творения в искусстве, науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим союз близких душ. Вся сущность «платонической» любви отражается в его диалоге «Пир», где путем взаимодействия чувств и разума Платон пытается объяснить и дать понятие этой сложной субстанции интимных отношений.

     Целью работы является характеристика идей Платона по поводу понятия «любовь» в его философских работах. Задачами работы выделение основных этапов генезиса мысли Платона, а также выделение  основных положений его учения; описание точек зрения современных философов по отношению к трудам Платона.

     В работе будут использованы учебные  пособия, монографии, статьи ученых-философов  и историков, а также электронные  ресурсы для более полного  отражения сущности идей Платона.

     По  окончании работы буду сделаны определенные выводы, которые отразятся в заключении.

 

      Глава 1. Отражение феномена любви в истории мировой философской мысли 

     §1. Взгляды философов  на явление любви  в процессе развития философской мысли 

     Изучение  сущности любви в истории мировой  философской мысли определяется тем, что она является значительной силой в процессе формирования отношения человека к себе, другим, обществу в целом. Рассмотрение феномена любви в историческом ключе позволяет прийти к пониманию ключевых моментов в осмыслении любви, связанных с выражением единства и целостности личности.

     Учение  Платона сконцентрировало в себе основные идеи античности, выражающие сущность Эроса. Он воспринял и творчески переработал идею андрогинии и две существующие концепции Эроса: Гесиода, где Эрос представлялся слепой космической силой, возникающей из первоначального Хаоса3; орфической, где Эрос являет собою разумное, светлое божество4.

     Если  первый Эрос был космическим, то второй - Эросом лирическим, Эросом творчества и индивидуального влечения. По определению А.Ф. Лосева «Эрос Гесиода и орфиков есть космическое начало, начало животворящее и всепроникающее. Оно устрояет мир, и без него ничто не стало быть, что стало быть5». Платон также закладывает понятие Эроса в основу своей философии. В диалоге «Федр» Платон дает психологическую концепцию Эроса. В этом диалоге преимущественно критикуется «пестрая Афродита» (гомосексуальная любовь), в нем еще нет ни слова о женщине. В «Пире» тема Эроса трактуется на более широких общефилософских основаниях, утверждается идея андрогинизма, идущая от мифологического понимания мира. Легенда об андрогинах гласит, что прежде жили существа, совмещавшие в себе особенности обоих полов. Они были необыкновенно сильны и помышляли о низвержении богов. Тогда Зевс разрезал их на две половинки, обрекая на вечные поиски друг друга, ради обретения былой силы и целостности. Поэтому «любовью называется жажда целостности и стремление к ней». Соединение мужчины и женщины - дело божественное. Зачатие и разрешение суть проявление бессмертного начала в смертном.

     Появление христианства способствовало утверждению  нового идеала всеобъемлющей любви  как основы человеческого бытия. В концепцию был внесен новый, неведомый античности, этический  аспект, когда сострадание и милосердие обретают статус нравственности.

     Если  античная философия выделила два основных вида любви - чувственную (Афродиту земную) и божественный Эрос (Афродиту небесную), то христианство дополнило это понимание сострадательной всепрощающей любовью к ближнему, которая делает человека свободным, равным Богу.

     Если  основным ветхозаветным принципом общения человека с Богом был «страх Божий», то в Новом Завете утверждается любовь, подчиняющая себе этот страх. Любовь в Новом Завете понимается очень широко, охватывая все ее аспекты. Она является высшей ценностью, высшим благом, выступает пределом нравственного и бытийного совершенства - «совокупность совершенства»). «Бог есть любовь» - в этой краткой формуле заключен глубинный общечеловеческий смысл христианства. Любовь очищает дух человека и открывает духовное богатство, заключенное в нем самом, в глубинах его сердца, под которым в христианстве подразумевается не физическое сердце, а некий душевно-духовный центр человека.

     Любовь, таким образом, обретает статус духовности и отделяется от чувственности полового инстинкта и даже противопоставляется ему. Соответственно представлению о любви в христианстве получили освящение семейно-брачные отношения. Истинный брак основывается на соблюдении супругами принципа единобрачия. Супружеские узы считаются священными и нерасторжимыми, ими в какой-то мере оправдывается грех чувственной любви. Августин - крупный представитель эпохи Средневековья - в своем трактате «О супружестве и похоти» о связи сладострастия и супружества отмечает, что «то, что они в супружестве совершают с целью продолжения рода, является благом брака; однако то же самое до бракосочетания... является постыдным пороком похоти ... Поэтому супружество следует прославлять, ибо оно из порока похоти делает некое благо ...»6.

     Таким образом, христианская культура, продолжая и развивая лучшие традиции Античности в понимании любви, сделала новый шаг на пути изучения этого сложнейшего феномена человеческого бытия. Она усмотрела в любви важнейший творческий принцип, на котором основывается бытие. Особое внимание было уделено социально-нравственному пониманию любви как основному принципу общественных взаимоотношений. Было обращено внимание на двойственный характер любви (её позитивный и негативный смысл) и на первый план безоговорочно выдвинута духовная любовь во всех её аспектах. В эпоху Ренессанса интерес к теме любви значительно возрос и изменил религиозно-христианские представления о ней. Гармония и красота человека в эпоху Возрождения нашли свое отражение в философском и художественном творчестве М. Фичино, Пико делла Мирандоло, А. Данте, Д. Бокаччо, Л. да Винчи и др. Наивысшего пафоса ренессансное представление о сущности и значении любви достигло в философском учении Дж. Бруно7. Любовь, по его мнению, это всепроникающая космическая сила, которая делает человека непобедимым. Человеком овладевает желание стать причастным божественной Природе, пребывать в «интеллектуальной любви к богу».

     Говоря  об Эросе эпохи Возрождения невозможно обойти вниманием творчество немецкого мистика и пантеиста Я. Беме8. Он творчески переработал христианское вероучение и идею андрогинизма. Любовь была для него также космической силой. Бог, первоначально имеющий в себе любовь и раздор, саморазделяясь, образовал все вещи и явления. Таким путем возник и Адам, который первоначально был андрогином («мужской девой» и «девическим мужчиной»). Охваченный космической силой, андрогин разделился, в результате чего любовь утратила единство с мудростью, потеряла совершенство, которым обладала в божественном лоне. Началом нового соединения любви с мудростью послужил акт искупления Христом грехов человеческого рода. Будущее любви мыслитель видел в соединении её с мудростью, в распространении среди людей «разумной любви».

     Таким образом, можно сказать, что в эпоху Ренессанса проблема природы и сущности любви ставилась и разрешалась двояко: с одной стороны, человек возвращался природе и самому себе, с другой - сохранялось и углублялось понимание, идущее от Августина, того, что тайны человеческого существования и существа, их связи с космическими или божественными силами невозможно постичь разумом. В XVII в. наблюдается отход от подобной гуманистической традиции, на смену которой приходит длительная эпоха господства разума.

     Основоположником рационалистического понимания любви в эпоху Нового времени считается Р. Декарт. В своем трактате «Страсти души» он объясняет двойственную (духовно-телесную) природу человека психологическим способом, и видит в ней единственное реальное основание страстей. Страсти, в свою очередь, являются единственным основанием для познания сущности человека9. Основным видом страсти он называет «вожделение» - любовь или ненависть, которые лежат в основе других примитивных страстей..

     Определение любви у Б. Спинозы построено  в духе картезианских абстракций: «...любовь есть не что иное, как удовольствие (радость), сопровождаемое идеей внешней причины...»10. Б. Спиноза развивает идеал человека, сумевшего свои телесные страсти подчинить господству разума. Высшим аффектом он считает «интеллектуальную любовь к Богу», которая понимается им как любовь к познанию бесконечной и неисчерпаемой Природы. Именно в познании Природы человек наиболее выражает свои потенции, достигает единения с универсумом, приобщаясь к Вечности, бесконечности.

     В целом, можно сказать, что для философии Нового времени было характерным низведение любви до уровня одной из страстей (аффектов) как закономерного следствия картезианских установок в данных социокультурных условиях. Рационалистическая мысль, отдающая предпочтение духовной субстанции, подчеркивает роль интеллектуальной любви (к Богу, Природе, мудрости, науке и другим рациональным ценностям). На смену рационализму приходит эмпиризм Дж. Локка и Т. Гоббса, который переносит акценты с духовной субстанции на телесную, с «божественной любви» на «земную». Они рассматривают любовь как сильное желание приятного, связывают её с получением удовольствия.

     Прямой  путь от французского метафизика XVII в. (Р. Декарта) ведет к французскому материалисту XVIII в. Ж.О. Ламетри, от «когито» к «Человеку-машине». Неудивительно, что пользуясь методами естествоиспытателя, Ж.О. Ламетри не находит принципиальной разницы между животным инстинктом совокупления и человеческим чувством. Аналогичные мысли выражаются в сенсуалистических трактатах П. Гольбаха, К. Гельцевия, Э.Б. де Кондильяка, Д. Дидро, Ф. Вольтера, которые постоянно подчеркивают сенсуалистически-физиологическую обусловленность любви. По мнению Ф. Шеллинга, история рационализма становится историей заблуждения. «Во Франции и Англии философия утратила почву, подвергалась вырождению, философов заменили естествоиспытатели, и только в Германии она нашла свое истинное Отечество»11. Относительно понимания любви с этой мыслью нельзя не согласиться, так как оно получило свое новое развитие в философской мысли Германии, и, прежде всего, в художественном мышлении и творчестве немецких романтиков.

     Немецкий  романтизм явился теоретической  и литературной подготовкой иррационализма. Романтики стали едва ли не первыми, кто по достоинству оценил роль Средневековья в развитии европейской культуры. Любовь они рассматривали как могущественную творческую силу, превращающуюся в новую мистику. В центре их внимания находился человек со своей жизнью и деятельностью.

     Решительно  отвергает всякий мистицизм в  истолковании любви Г.В.Ф. Гегель. К  этой теме он испытывает неослабевающий интерес и постоянно к ней обращается. В ранней работе «Любовь и религия» он определяет силу «позитивной» любви как равноценную религиозной силе. В другой ранней работе «Дух христианства и его судьба» Г.В.Ф. Гегель вновь обращается к вопросу о сравнении любви с любовью христианской и приходит к заключению, что любовь есть всеобщее объединение всех конкретно-единичных индивидов, которого христианская любовь не может достичь. В его зрелой философской системе мы встречаем тему любви и семьи в «Философии права» и «Лекциях по эстетике». В «Философии права» любовные отношения приобретают духовно-нравственный характер в отказе от самоограниченности и обособленности индивида. Он выделяет два основных момента любви: 1) нежелание быть самостоятельным лицом для себя, ощущение собственной недостаточности и неполноты; 2) обретение своей значимости в лице другого, когда он, в свою очередь, обретает эту значимость во мне12. Брак рассматривается им как непосредственное нравственное отношение, в котором реализуются две функции личности: 1) природная жизненность в качестве действительности рода и его процесса; 2) внешнее единство естественных полов преобразовывается в духовное единство, в самосознающую любовь.

Информация о работе Философия Любви Платона