Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:04, реферат
Целью работы является характеристика идей Платона по поводу понятия «любовь» в его философских работах. Задачами работы выделение основных этапов генезиса мысли Платона, а также выделение основных положений его учения; описание точек зрения современных философов по отношению к трудам Платона.
В работе будут использованы учебные пособия, монографии, статьи ученых-философов и историков, а также электронные ресурсы для более полного отражения сущности идей Платона.
По окончании работы буду сделаны определенные выводы, которые отразятся в заключении.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Отражение феномена любви в истории мировой философской мысли
§1. Взгляды философов на явление любви в процессе развития философской мысли………………………………………………………...
§2. Отношение к идее любви в античности……………………………...
Глава 2. Анализ произведений Платона, раскрывающих идею любви античной философии
§1. Идея любви в творчестве Платона и смысл ее реализации……….
§2. Эрос, разум, познание в философии Платона……………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
Эротическое отношение человека к другому человеку, к внешнему миру, к его прекрасной и благой сущности одновременно является и познавательным отношением. В любви и происходит познание как объекта вожделения, так и самого себя. Справедливо и обратное: в познание включено эротическое влечение. В известном смысле познание и эрос сливаются в единое целое в рамках человеческой души, и это единство обеспечивает постижение человеком мира, делает возможным его существование. «Наслаждаясь в субъективных ощущениях любви, — поясняет комментатор Платона, — мы в сущности некоторым объективным образом приобщаемся бытию мира вето истине, свершаем некоторый акт чистейшего познания». Наиболее совершенной формой любви в платоновской философии предстает любовь к истине, к мудрости. «Священная любовь к мудрости» ведет к тому, что человек, достигнув этой мудрости, тем самым достигает своего предназначения, заключающегося в том, чтобы не потеряться в этом мире, не раствориться бесследно в нем, а быть «как один живой аккорд в бесконечной гармонии целого».
Поскольку эрос сливается с познанием, постольку требует признания и единство философии любви с философией познания — как считал Лосев, «синтез гносеологии с Эросом». В связи со сказанным Лосев утверждал: «...бессознательно, но Платон...сумел согласовать с Эросом свою теорию познания, так что последняя получает в «Пире» уже особый и новый смысл»29. Кроме того, ссылаясь на специальную работу, содержащую анализ соотношения эроса и познания, Лосев пришел к выводу, что они сопоставимы прежде всего по объектам, которые относятся либо к низшему, либо к высшему уровню. К низшему уровню объектов познания относятся зримые виды (изображения, тела), а эроса — красивые тела и красивые души. К высшему уровню объектов познания относятся умопостигаемые виды (математические образы, идеи), а эроса — прекрасное, идея прекрасного. Эрос и познание сопоставимы также и по способам их осуществления, опять-таки низшим и высшим. К низшим способам познания относятся мнение, предположение, вера, а к низшим формам эроса — то, что названо эротикой, т.е. созерцание и порождение с целью обретения бессмертия в телесном. К высшим способам познания относятся мышление, достоверное знание, а к низшим формам эроса — высшее созерцание и порождение духовного, истинной добродетели, а не ее призраков.
Однако дело не только во внешнем сравнении познания и эроса как различных сфер, но и в осознании их органической взаимосвязи, выражающейся во взаимном влиянии друг на друга, во взаимном порождении друг друга. К этому подводит платоновская философия, основную мысль которой С.Н. Булгаков резюмировал следующим образом: «Истина открывается только любви, эротическому безумию, экстазу»30.Такое постижение истины и есть путь к благу, блаженству, бессмертию.
Таким образом, размышления Платона об эросе, разуме, познании выводят его необходимым образом к единству философии бытия, философии человека, философии любви, философии разума и познания, которое нуждается в дальнейшем осмыслении и обосновании.
Заключение
Таким образом, в данной работе представлен анализ состояния проблемы пола и любви в творчестве Платона, её историко-философском аспекте. В результате рассмотрения философских мыслей Платона сквозь призму понимания любви можно сделать следующие выводы:
В диалоге «Пир» Платон подробно разбирает идею любви, показывая что истинная любовь дается человеку только с помощью разума. Это такая любовь, которая способна соединить человека с вечными началами бытия, быть определенной формой бессмертия.
Эрос трактуется как любящее начало, которое не то же самое, что предмет любви. Предмет любви должен быть прекрасен сам по себе. Эрос же — не предмет, а именно начало, нечто стремящееся. Но стремиться к чему-либо можно только тогда, когда имеешь в этом недостаток. Поэтому Эрос некрасив, а также недобр, так как красота, добро и благо для Платона — понятия близкие. Это однако не означает, что он зол. Отсутствие завершенных характеристик красоты и добра у Эроса свидетельствует лишь о том, что он хочет их приобрести. По мысли Платона, Эрос является полубогом, получеловеком. Отсюда он находится в процессе постоянного становления. Все, что он приобретает, от тут же теряет. Через этот образ выражается идея человеческого стремления к совершенству как восхождению к прекрасному и доброму самому по себе. Платон достаточно прозорли¬во выводит желание из недостатка каких-либо качеств. Особенно интересно то, что путь восхождения к прекрасному и доброму, связанный, в частности, со стремлением к преодолению своей конечности, оказывается путем создания новых форм, рождением нового бытия в физическом и духовном смысле.
Любовь в такой трактовке предстает как стремление к вечному обладанию благом. Данная мысль очень важна, так как позволяет не принять распространенное мнение о том, что весь идеал Античности ориентирован исключительно на созерцательное отношение к миру. Любовь у Платона, несомненно, содержит момент стремления к бессмертию в смысле увековечивания себя в земных делах, в памяти потомков, в мыслях своих учеников.
Список литературы