5.4. Природа ценностей и
их роль в социально-гуманитарном
познании (ценность, норма, идеал)
Понятие «ценности» и его содержание
сделалось предметом философской рефлексии
сравнительно недавно. Большинство исследователей
начинают изложение истории ценностной
проблематики с философского учения Германа
Лотце (1817–1881), отдельные специалисты
усматривают ее начало в философии И. Канта
(П. П. Гайденко), т. е. опять-таки помечая
исходный пункт теоретического осмысления
ценности периодом не ранее середины XVIII
столетия. Данное отличие понятия «ценности»
от других фундаментальных философских
понятий, таких как «сущность», «истина»,
«благо», «свобода», «познание» и др., получивших
определение уже в античной мысли и лишь
различным образом переосмысливаемых
в ту или иную эпоху, не случайно.
Рассуждения о ценностях в рамках
античного и средневекового мировосприятия
по своей сути неверны, а главное, бессмысленны.
Предсказуемое возражение – мол, ни одна
эпоха не может не иметь ценностей: человек
всегда должен во что-то верить, что-то
ценить и к чему-то стремиться – не лишено
оснований, и все же оно не попадает в цель.
В диалоге «Государство», в определенной
степени посвященном изложению совершенного
государственного устройства, величайшей
добродетелью Платон называет справедливость. Однако было бы неверным
утверждать, что Платон считал справедливость
высшей и общезначимой «ценностью», хотя
именно справедливость в наибольшей степени,
согласно Платону, способствует всеобщему
благу.
Греческим эквивалентом русского слова
«ценный», давшим название учению о
ценностях – аксиологии, – является прилагательное axios– «достойный, стоящий». Таким
образом, по-гречески можно было сказать:
«достойный человек», «достойная победа»,
«достойная жизнь». При этом заметим, что
понятие «достойный» лишено всякого момента
оценки. О каком-либо сущем можно сказать
как о достойном только тогда, когда оно
само «за себя говорит». Напротив, согласно
современной трактовке понятия «ценности»,
в нем выделяют два аспекта: оцениваемого
и оценивающего, – что позволяет современным
исследователям говорить о «субъектных»
и «предметных» ценностях.
По своему определению ценности
«служат нормативной формой ориентации
человека в социальной и природной реальности»[138]138
Ценность // Философская
энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 462–463.
[Закрыть].Основанием для подобного
истолкования понятия «ценности» и его
функционального назначения послужила
трансцендентальная философия И. Канта
(1724–1804). В рамках его учения получает
осознание имманентное свойство разума,
который в практической сфере реализует
себя как воля устанавливать закон нравственного
поступка исходя из свободной причинности.
«Сфера нравственности, согласно Канту,
устанавливается свободным законодательством,
т. е. принципами, которые человек устанавливает
сам, но которым, поскольку они носят всеобщий
характер, он подчиняет свою волю, а потому
автономия (самозаконность) воли есть
основа ценностей»[139]139
Гайденко П. П. Научная
рациональность и философский разум. М.,
2003. С. 496.
[Закрыть]. Таким образом, ценности
не относятся к сфере сущего, т. е. не существуют
сами по себе, но полагаются и, следовательно,
принадлежат сфере должного в качестве
требований, повелений, целей.
Единичные вещи, определимые только
идеей, т. е. исходя из принципов чистого
разума, Кант называет «идеалами». Так,
он говорит:
«Добродетель и вместе с ней
человеческая мудрость во всей их
чистоте суть идеи. Но мудрец… есть идеал,
т. е. человек, который существует только
в мысли, но который полностью совпадает
с идеей мудрости»[140]140
Кант И. Критика чистого
разума. М., 1994. С. 346.
[Закрыть].
В общей форме это различие звучит
так: «Как идея дает правила, так идеал служит в таком
случае прообразом для полного определения
своих копий»[141]141
Там же.
[Закрыть]. Таким образом, если
ценности являются всеобщими установлениями
разума, то идеал есть конкретное воплощение
этого установления и, прежде всего, конкретный
прообраз того или иного поступка.
С понятием «ценности» неразрывно связано
также понятие «нормы», которое
в сфере социально-гуманитарных
наук подразумевает прежде всего
ее служебную или инструментальную
функцию по отношению к ценностям и идеалам.
В данном контексте норма приобретает
предикат «социальная» и, согласно определению,
обеспечивает упорядоченность и регулярность
социального взаимодействия индивидов
и групп.
Греческие добродетели не являются
ценностями, как не являются они идеалами
или нормативами потому, что они не существуют
в качестве законов, никем не предписываются
и не назначаются. В определенном смысле
они существуют сами по себе, «от природы»,
правда, понятой в своеобразном, греческом
смысле. Греческие добродетели естественны для человека, т. е. определены
его природой, сущностью, предназначением.
Когда все сущее раскрывает истину своего
бытия через свой «фюзис», природу, то
природа всякого сущего, в том числе и
человека, как таковая является наивысшим
и наилучшим благом как таковым. Быть человеком
– вот главное. Женщине – быть матерью,
а мужчине – доблестным мужем, что, напомним,
подразумевает не только достойную жизнь,
но и достойную смерть (здесь уместно вспомнить
рассказ Геродота о матери, испросившей
у Богов счастья для своих доблестных
сыновей, победителей Олимпийских состязаний, –
смерти во славе).
Столь же неверно было бы говорить
о «ценностях» средневекового человека.
В эпоху, основой мировосприятия
которой выступало христианское
вероучение, истина и благо, совершенство
и всемогущество безраздельно принадлежали
Богу, сотворившему все сущее единой волей
Своей, из ничего. Соответственно, именно
божественное совершенство полагало меру
благости и достоинства всему сущему.
Вещи уже не говорили сами за себя, как
это было в античной Греции. Всматривание
в природу вещей сделалось бессмысленным
занятием, потому что она оказалась слепа
и бездушна. В рамках средневекового мировосприятия
сущее в целом получило характер иерархии,
вселенской «лестницы», венчаемой Творцом,
на ступенях которой располагались все
сотворенные вещи. Высота положения каждой
из этих вещей определялась при этом мерой
божественного в ней. И хотя слово «ценность»
в средневековье звучит, оно все же имеет
принципиально иное значение, нежели современное
понятие ценности, которое изучает наука
о ценностях, или аксиология.
Потребность в ценностях впервые
появилась тогда, когда прежние
авторитеты – как античный (природа),
так и средневековый (божественное
Слово) – оказались исчерпаны и лишены
силы. Настала новая эпоха, поставившая
человека с его свободой и безграничным
стремлением к познанию в центр бытия
всего сущего. Отныне в ведении человека
оказались не только вопрос об истинности
знаний, но и вопросы значимости и достоинства
поступков.
Первое теоретическое исследование
содержания понятия «ценности» было
реализовано Г. Лотце в рамках
его учения, именуемого «телеологическим
идеализмом» и в значительной
степени основанного на философском
учении Канта. В своем фундаментальном
сочинении «Микрокозм» Лотце выводит
понятие разума как «ценностно-воспринимающего» (wertempfindende Vernunft):он в отличие от рассудка,
реализующего функцию научного познания,
результатом которого является расчлененное
и всегда неполное знание о мире, обеспечивает
познающего единообразной картиной мирового
целого. Согласно Лотце, познание сущего
есть познание должного. Так, он говорит:
«Только уразумение того, что должно
быть, откроет нам уразумение и
того, что есть; ибо не может быть
в мире никакого течения судьбы,
независимо от целей и смысла целого, откуда
каждая часть получила не только свое
существование, но и ту дееспособную природу,
которой она так гордится»[142]142
Лотце Г. Микрокозм. М.,
1866. Т. 1. С. 442.
[Закрыть].
Ряд задач, поставленных Лотце, получили
развитие в философском творчестве
его ученика и основателя баденской
(фрайбургской) школы неокантианства
– В. Виндельбанда (1848–1915). В своей статье
под названием «Кант» Виндельбанд определяет
функцию философского знания таким образом:
философия не должна более «быть отражением
мира, ее задача – довести до сознания
нормы, которые придают мышлению ценность
и значимость»[143]143
Виндельбанд В. Кант // Виндельбанд
В. Избранное. Дух и история. М., 1995. C. 115.
[Закрыть]. Таким образом, всякое
знание, добытое наукой, согласно Виндельбанду,
должно пройти проверку философией на
предмет значимости полученного знания.
Кроме научного знания, оценке с точки
зрения необходимости и общезначимости
со стороны философии должны подвергаться
также различного рода оценочные явления,
основания и цели этих явлений, относящиеся
к этической и эстетической сферам духовной
жизни. Таким образом, задача философии
сводится к тому, что она «подвергает испытанию
фактический материал мышления, воления,
чувствования с точки зрения необходимого
и общего значения, и исключает и отбрасывает
все, что не выдерживает этого испытания»[144]144
Виндельбанд В. Что такое
философия? // Там же. С. 39.
[Закрыть].
Благодаря такого рода миссии философия
и получает название «общего исследования
высших ценностей».
Виндельбанд говорит так: «Философия
есть критическая наука об общезначимых
ценностях»[145]145
Виндельбанд В. Кант // Виндельбанд
В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 40.
[Закрыть]. Апеллируя тем самым
к критической философии Канта, цель которой
заключалась в том, чтобы сформулировать
трансцендентальные условия возможности
познания, Виндель-банд усматривает цель
философии в том, чтобы задавать результатам
научного познания критерии необходимости
и значимости. А поскольку подлинной целью
познания выступает истинность, то таким
образом понятие истины получает ценностное измерение. И хотя мир
ценностей, согласно представителям баденской
школы неокантианства, относится к некой
идеальной сфере, независимой от эмпирических
данных, а также от человеческих потребностей
и желаний, судьба истины неизбежно оказывается
в руках человека и его произволения.
Выяснение вопроса о роли ценностей
в социально-гуманитарном познании
восходит к творчеству Г. Риккерта (1863–1936),
другого представителя баденской школы
неокантианства и теоретика методологии
гуманитарных наук. Риккерту принадлежит
заслуга различения наук о природе и наук
о духе. При этом новым оказалось не само
различение, но основание для этого различения,
которое Риккерт обнаружил в познавательном
методе, соответственно, естественных
и исторических наук. Если целью естественнонаучного
познания является всеобщее, т. е. установление всеобщих
законов природы и формирование универсальных
понятий, то для исторических наук интерес
представляет индивидуальное и его уникальность.
Однако наука отвечает своей сущности
только тогда, когда она подходит к явлениям
в их случайности и многообразии с меркой
объективности и необходимости. Таким
образом, Риккерт ставит вопрос: что в
сфере индивидуального и особенного, каковой
является история, сохраняет характер
объективности и общезначимости? Ответ
на этот вопрос звучит следующим образом:
«Лишь то, что „имеет культурную ценность
или находится в отношении к ней“»[146]146
Риккерт Г. Науки о природе
и науки о культуре. М., 1993. С. 90.
[Закрыть].
«Ни один историк, – поясняет Риккерт, –
не интересовался бы теми однократными
и индивидуальными процессами, которые
называются Возрождением или романтическою
школою, если бы эти процессы благодаря
их индивидуальности не находились в отношении
к политическим, эстетическим или
другим общим ценностям»[147]147
Риккерт Г. Границы естественно-научного
образования понятий. СПб., 1993. С. 315–316.
[Закрыть].
Таким образом, объективность культурной
науки, каковой также является история,
находится в прямой зависимости
от так называемой «системы общезначимых
ценностей». При этом если Риккерт
рассматривал ценности и их иерархию
как нечто надисторическое, то М. Вебер,
развивавший теорию ценностей Риккерта,
трактует ценности как установку той или
иной исторической эпохи.
5.5. Специфика субъектно-объектных
отношений и особенности методологии
социально-гуманитарного познания
Характеристика того или иного
типа познания определяется совокупностью
определений объекта познавательной
деятельности, которому должно соответствовать
искомое знание, и метода (путей
достижения субъектом этого знания).
Уже характеристика самого объекта
задает частично, но не полностью,
определенность метода. Конечно, человеческая
деятельность есть нечто отличное от происходящего
в природе. Вопрос состоит в том, различаются
ли они сущностно или только привходящими
характеристиками. Если верно первое,
то должны быть установлены принципиально
иные, чем в объяснении природы, законы,
объясняющие человеческую деятельность;
если верно второе, то в естественнонаучном
и социально-гуманитарном познании даже
при различии предметов может иметь место
сходство характеристик знания, которое
мы хотим получить и, соответственно, методов
достижения этого знания.
В этом вопросе важно следующее:
поскольку методы естественных наук
(математические и физические методы)
сформировались раньше, чем методы
социально-гуманитарного познания,
то именно они чаще всего и без сомнения
в справедливости и возможности этого
действия используются в качестве образца
в науках, направленных на изучение человеческой
деятельности. Однако раннее по времени
не всегда значит первое по существу дела.
У социально-гуманитарного познания есть
собственные необходимые законы и специфические
методы. И можно отметить, что эти методы
могут не просто сосуществовать в тех
или иных сферах познания с методами естественных
наук, но и задавать образец. Это можно
пояснить следующими примерами. Во-первых,
и в современном естествознании мы часто
изучаем синтетические продукты человеческой
деятельности; в этом случае очень важно
не просто относиться к ним как к совершенному
аналогу природного объекта, а учитывать
ту принципиальную разницу, которую внесла
человеческая деятельность (например,
разницу между природными и синтезированными
лекарственными средствами). Во-вторых,
в современных теориях, объясняющих познавательное
проблемы квантовой механики, существует
представление о том, что «никакое квантовое
явление (phenomenon)не может рассматриваться
таковым, пока оно не является наблюдаемым
(регистрируемым) явлением»[148]148
Севальников А. Ю. Проблема
объективности в науке: история и современность
// Наука: возможности и границы. М., 2003.
С. 131.
[Закрыть]. То есть до тех пор,
пока оно не оказывается элементом человеческой
деятельности.
Итак, осознание того, что социально-гуманитарное
познание специфично, что оно есть
поиск специфического знания о предмете,
приходит не сразу. Для этого должно
оформиться представление о существенном,
принципиальном отличии человеческой
деятельности (деятельности разумного
существа, способного ставить цели и выбирать
средства для их реализации) от происходящего
в природе. Только после этого можно говорить
об особенностях методологии социально-гуманитарного
познания. Для этого необходимо иметь
следующие взаимосвязанные предпосылки.
1. Представление об автономии человеческого
разума, его независимости от мира природы.
Разумная деятельность подчиняется иным,
нежели природные, законам; это значит,
что эти законы ни даны Высшим Разумом,
координирующим существование природного
мира и человека и потому синхронизирующим
эти два порядка законов, ни могут быть
взяты из природы. Эти специфические законы
человеческий разум дает себе сам и потому
не подчиняется им, но уважает их.
2. Представление о том, что законы, которые
человеческий разум дает себе сам, не могут
быть открыты и установлены раз и навсегда,
потому что человек не есть самотождественная
(всегда себе равная) вещь. Это, в свою очередь,
связано в двумя обстоятельствами. Во-первых,
человек – существо конечное, т. е. исторически
определенное, и потому может иметь место
различие в исторически определенном
функционировании этих законов. Во-вторых,
человек – существо универсальное, т. е.
социальное, и потому эти законы не индивидуальны
и «субъективны», но социальны; т. е. это
законы совместной человеческой деятельности,
законы взаимодействия, и потому мы можем
понимать себя, свою деятельность только
в своем отношении к другому, и наоборот.
Из этих предпосылок возникновения
социально-гуманитарного познания
как специфического типа познавательной
деятельности, предпосылок, которые безусловно
возникают только в определенном социально-историческом
контексте, становится понятен необходимый
характер отношений субъекта (того, кто
познает) и объекта (того, что познается).
Человек познает самого себя через свое
отношение к другому и другого (другую
человеческую деятельность) – через его
отношение к себе. В этом контексте может
быть понятно высказывание известного
отечественного философа М. М. Бахтина,
определяющего особенности гуманитарных
наук:
«В гуманитарных науках точность –
преодоление чуждости чужого без
превращения его в чисто свое»[149]149
Бахтин М. М.Эстетика словесного
творчества. М., 1979. С. 371.
[Закрыть].
Соответственно, если в научном
исследовании предполагается возможность
чистого различия, проведения строгих
границ между субъектом и объектом,
а не наоборот – их взаимосвязь
и взаимозависимость, – то это исследование
не относится к типу социально-гуманитарного
познания.
Теперь мы должны определить особенности
путей (методов) социально-гуманитарного
познания. Эти особенности связаны
с теми сущностными определениями,
которые отличают человеческую деятельность
от происходящего в природе. Коротко остановимся
на основных особенностях, отметив при
этом, что мы, конечно, не говорим здесь
о конкретных методических процедурах,
используемых в социально-гуманитарных
науках. Речь идет о том, чтобы отметить
те общие положения, которые могут объяснить
принадлежность тех или иных способов
исследования к типу социально-гуманитарного
познания.
1. В социально-гуманитарном исследовании
не может не приниматься во внимание историческая
определенность человеческой деятельности
как существенная для исследователя. Искомое
знание должно подчеркивать эту определенность
и, соответственно, останавливаться скорее
на описании особенностей, чем на подведении
под общий закон. Эту специфику социально-гуманитарного
познания подчеркивают представители
баденской школы неокантианства Г. Риккерт
(1863–1936) и В. Виндельбанд (1870–1876). Вот что
пишет Риккерт в своей работе «Науки о
природе и науки о культуре»:
«Виндельбанд „номотетическому“
методу естествознания… противопоставляет
„идеографический“ метод истории, как
направленный на изображение единичного
и особенного. „Действительность становится
природой, если рассматривать ее с точки
зрения общего, она становится историей,
если рассматривать ее с точки зрения
индивидуального“. Точно таким же образом
я сам пытался, с целью получения двух
чисто логических понятий природы и истории.
формулировать логическую основную проблему
классификации наук по их методам, и в
этом смысле я противопоставляю генерализирующему
методу естествознания индивидуализирующий
метод истории»[150]150
Риккерт Г. Науки о природе
и науки о культуре // Риккерт Г. Науки о
природе и науки о культуре. М., 1998. C. 74–75.
[Закрыть].
2. Известно уже ставшее классическим
высказывание немецкого историка культуры
и философа В. Дильтея (1833–1911): «Природу
мы объясняем, душевную жизнь мы понимаем».
Было бы неверно понимать противопоставление
понимания и объяснения как противопоставление
непосредственности восприятия (вживания
во внутренний опыт) и опосредования общезначимым
объяснением. И в одном, и в другом случае
речь ведь идет о науках. «Понимание» должно
относиться к восприятию целостной жизни
и в этом смысле должно рассматриваться
как объяснение конкретно-историческое
и телеологическое, принимающее во внимание
цели и мотивы, а собственно «объяснение»
как метод познания природы концентрируется
на установлении закономерных причинных
связей. Что принципиально у самого В.
Дильтея в отношении характеристики понимания,
так это «основополагающий опыт общности»,
который является необходимой предпосылкой
социально-гуманитарного познания:
«Все понятое несет на себе как
бы печать знакомого из такой общности.
Мы живем в этой атмосфере, она постоянно
окружает нас. Мы погружены в нее. Мы повсюду
у себя дома в общественном и историческом
мире, мы понимаем смысл и значение всего,
мы вплетены в эти общности»[151]151
Цит. по: Плотников Н. С.
Жизнь и История. Философская программа
Вильгельма Дильтея // Дильтей В. Собр.
соч. Т. 1. М., 2000. С. 217.
[Закрыть].
Однако при этом может и должна
иметь место историческая дистанция
между понимающим и тем жизнепроявлением,
которое должно быть понятно. Преодоление
этой дистанции, достижение понимания
в «развитой», «научной» форме
– задача герменевтики. Получаемое
в результате знание – «не наивная понятность
непосредственной коммуникации, но артикулированное…
знание общности, обеспечивающей возможность
осознанного общения»[152]152
Цит. соч. С. 279.
[Закрыть].
3. Проблематичность методологии гуманитарных
наук связана с тем, что необходимо преодолевать
не только крайности объективизма, но
и крайности субъективизма. По меткому
выражению известного современного социолога
П. Бурдье, необходимо преодолеть «дуалистическое
видение, признающее либо только прозрачные
для самосознания акты, либо вещи, детерминированные
извне»[153]153
Бурдье П. Практический
смысл. СПб.; М., 2001. С. 110.
[Закрыть]. Проблема этого преодоления
ранее была уже обозначена фразой Бахтина
(преодолеть чуждость чуждого, не делая
его своим). В этом контексте могут быть
поняты две методологические особенности.
Во-первых, методология социально-гуманитарного
познания характеризуется необходимостью
постоянного соотнесения условий формирования
объекта с условиями его воспроизведения
в качестве предмета познания в познавательной
ситуации. Во-вторых, в социально-гуманитарном
познании знание может достигаться путем
отнесения к ценности, но при этом должна
существовать свобода от оценочных суждений
(так считает, например, Макс Вебер). Ценность
при этом со времен неокантианства понимается
как нечто общезначимое, а оценочное суждение
– как утверждающее мировоззренческий
приоритет познающего субъекта.
Для описания особенностей метода социально-гуманитарного
познания существует слово, которое
постепенно завоевывает себе законное
место в языке науки. Это слово – диалог. Диалог – значит, «субъект»
и «объект» равноправны, но взаимосвязаны,
и их взаимосвязь – в событии, в понимающей
деятельности.
«Нет ни первого, ни последнего слова
и нет границ диалогическому контексту…
Даже прошлые, то есть рожденные в диалоге
прошлых веков, смыслы никогда не могут
быть стабильными (раз и навсегда завершенными,
конечными) – они всегда будут меняться
(обновляясь) в процессе последующего,
будущего развития диалога. В любой момент
развития диалога существуют огромные,
неограниченные массы забытых смыслов,
но в определенные моменты дальнейшего
развития диалога, по ходу его они снова
вспомнятся и оживут в обновленном. виде.
Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого
смысла будет свой праздник возрождения»[154]154
Бахтин М. Эстетика словесного
творчества. М., 1979. С. 373.
[Закрыть].
В заключение, возвращаясь к вопросу
о том, какая методология должна
задавать образец исследований –
естественнонаучная или социально-гуманитарная, –
хотелось бы отметить, что в современном
мире признается возможность и необходимость
диалогических отношений не только
человека с человеком, но и человека с
природой.
<< предыдущий лист |
следующий лист >> |
Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 |