Философия Омара Хайяма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Омар Хайям занимает первое место в ряду самых известных поэтов Востока, читаемых во всем мире. Миллионы книжечек его стихов, непрестанно переиздающихся в переводах на русский, все европейские и многие восточные языки, вот уже на протяжении столетия не могут насытить книжный рынок. Четверостишия Омара Хайяма - о смысле жизни человека, о незащищенности его перед лицом судьбы и времени, об очаровании мимолетных мгновений радости, стихи-афоризмы, в которых каждый из читающих находит нечто свое, сокровенное и еще не высказанное, -- стали общим духовным достоянием человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3
Часть I. Биография Омара Хайяма (18.05.1048 — 4.12.1131)………………………………………4-7
Часть II. Философия в рубаи (четверостишия) Омара Хайяма…………………………………..8-19
1. Раздумья о смысле человеческого бытия…………………………………………………….10-11
2. Смерть…………………………………………………………………………………………………………….11-12
3. Думы о любви………………………………………………………………………………………………..12-13
4. Раздумья о «пьянящем» вине………………………………………………………………………13-14
5. Размышления о счастье……………………………………………………………………………………..15
6. Размышления о земных удовольствиях (рай)………………………………………………15-16
7. Бог в понимании Омара Хайяма.………………………………………………………………….16-18
8. Тема добра и зла……………………………………………………………………………………………18-19
Часть III. Известные личности об Омаре Хайяме………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………21
Известные высказывания Омара Хайяма………………………………………………………………..22-24

Вложенные файлы: 1 файл

Философия О.Хайяма.docx

— 101.22 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (колледж) ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 
Реферат

Дисциплина: Основы философии

Тема: «Философия Омара Хайяма»

Студентки: Турановой Екатерины Александровны

Группа: БК-1   Курса: II

Специальность: 080108 «Банковское дело»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург, 2012 год

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3

Часть I. Биография Омара Хайяма (18.05.1048 — 4.12.1131)………………………………………4-7

Часть II. Философия в рубаи (четверостишия) Омара Хайяма…………………………………..8-19

1. Раздумья  о смысле человеческого бытия…………………………………………………….10-11

2. Смерть…………………………………………………………………………………………………………….11-12

3. Думы о  любви………………………………………………………………………………………………..12-13

4. Раздумья  о «пьянящем» вине………………………………………………………………………13-14

5. Размышления  о счастье……………………………………………………………………………………..15

6. Размышления  о земных удовольствиях (рай)………………………………………………15-16

7. Бог в понимании Омара Хайяма.………………………………………………………………….16-18

8. Тема добра  и зла……………………………………………………………………………………………18-19

Часть III.   Известные личности об Омаре Хайяме………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………21

Известные высказывания Омара Хайяма………………………………………………………………..22-24                       

 

Введение.

Для своей исследовательской  работы я выбрала тему «Философия Омара Хайяма». Философия средневекового Востока оказалась для меня наиболее интересной и по душе. И именно поэтому мне хотелось больше узнать о нём, изучить, исследовать его творчество, чтобы затем лучше понимать его поэзию. Поэзия Омар Хайяма – целый мир человеческих переживаний, переплетающихся в многообразной и остроумной гамме поэтических метафор, олицетворений. В творчестве Омара Хайяма отражена жизнь того времени, противоречивого и сложного. Для Хайяма характерен свободный полет мысли, резкое недовольство миром, желание улучшить его. Его поэзия по своей сути очень лирична, но вместе с тем в ней чувствуется большая напряженность, несогласие с существующими порядками, протест против насилия, несправедливости, подавления личности, бунт против запретов ислама.

Хайяму присущи свои особые изобразительные средства, свое особое построение фразы. Он подчеркивает равенство всех людей – независимо от социального положения все становятся прахом. Лирика Хайяма проста той величественной простотой, которая свойственна большим мастерам. От поэзии Хайяма веет и духом гордого одиночества, и жизнерадостным восприятием жизни.

Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века.

Омар  Хайям занимает первое место в ряду самых известных поэтов  Востока,  читаемых во всем мире. Миллионы книжечек его стихов,  непрестанно переиздающихся в переводах на русский, все европейские и многие восточные языки, вот уже на протяжении столетия  не могут насытить книжный рынок. Четверостишия Омара Хайяма -  о смысле  жизни человека, о незащищенности его перед лицом судьбы и времени, об очаровании мимолетных мгновений радости,  стихи-афоризмы, в которых каждый из читающих находит нечто свое, сокровенное и еще не высказанное, -- стали общим духовным достоянием человечества.

 Омар Хайям был выдающимся  математиком, астрономом и философом своего  времени,  писавшим, как чуть ли не все образованные люди иранского средневековья, стихи; биографию Хайяма-ученого мы знаем лучше, чем биографию Хайяма-поэта.

 

Часть I. Биография Омара Хайяма (18.05.1048 — 4.12.1131).

О жизни Омара Хайяма известно очень немного. Выдающийся персидско-таджикский поэт и философ Омар Хайям (полное имя Гиясаддин Абу-ль-Фахт Ибрахим Омар Хайям) в середине века был больше известен как ученый, математик и астроном, автор многочисленных математических и философских работ. Как поэт Хайям стал популярен только в XIX веке. Большую часть жизни он провел в таких городах как Балх, Самарканд, Исфахан.

О.Хайяма родился в 1048 году или несколькими годами раньше, в Нишапуре. Нишапур, расположенный на востоке Ирана, в древней культурной провинции Хорасан, был, по определению историков, величайшим городом XI  века. Обнесенный высокой стеной с башнями, он занимал территорию  в сорок квадратных  километров; согласно описаниям арабских географов, в нем было не менее пятидесяти больших улиц. Лежащий на  оживленных караванных путях, Нишапур был ярмарочным городом для многих, даже отдаленных, провинций Ирана и Средней Азии и для близлежащих стран. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. В возрасте 10 лет Омар изучал арабский язык.

О  семье  Омара  Хайяма сведений не сохранилось. Литературное имя  поэта - Хайям, что означает "палаточник", "палаточный мастер",  позволяет высказать предположение, что отец поэта – или его  дед  - принадлежал к ремесленным кругам. Во всяком случае, семья располагала достаточными  средствами, чтобы предоставить сыну возможность многолетней серьезной учебы.  Омар  Хайям учился  сначала в Нишапурском медресе, имевшем в это время славу аристократического учебного заведения, готовящего  крупных чиновников для государственной службы, затем продолжал образование в Балхе и Самарканде.

Он  овладел  широким кругом точных и естественных наук, развитых  в его время: математикой, геометрией, физикой, астрономией; специально  изучал  философию, теософию, корановедение, историю, правоведение  и весь комплекс филологических дисциплин, входящих в понятие средневековой образованности: был начитан в родной поэзии,  знал  в совершенстве арабский язык и арабскую литературу, владел основами стихосложения. Омар Хайям был искусен в астрологии и врачевании, профессионально изучал теорию музыки.

Он ознакомился  с достижениями античной науки - трудами  Архимеда, Евклида, Аристотеля, переведенными  на арабский язык. Главным направлением его научных занятий становится математика.  В  двадцать  пять лет он делает свои первые крупные  научные открытия. Математический труд "Трактат о доказательствах  проблем алгебры  и ал-мукабалы", написанный им в Самарканде в шестидесятые годы XI века, приносит Омару Хайяму славу выдающегося ученого. Ему стали оказывать покровительство меценатствующие правители.

В возрасте шестнадцати  лет Хайям пережил первую в  своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке  научный и культурный центр. В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником.

Научная  деятельность Омара Хайяма протекала сначала  в Бухаре при  дворе  караханидского  принца  Хакана Шамс ал-Мулка (1068 - 1079). Летописцы XI века отмечают, что бухарский правитель окружил Омара Хайяма почетом и "сажал его рядом с собой на трон". В 1074  году  Омар  Харям был приглашен на службу к царскому двору,  к могущественному султану Малик-шаху (1072-1092), в город Исфахан. 1074  год стал знаменательной датой в жизни Омара Хайяма: ею начался двадцатилетний период его особенно плодотворной научной деятельности, блестящей по достигнутым результатам. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом.

Город  Исфахан  был в это время столицей мощной централизованной  сельджукидской державы, простиравшейся от Средиземного моря на  западе  до  границ Китая на востоке, от Главного Кавказского хребта на севере до Персидского залива на юге. Омар Хайям был приглашен султаном Малик-шахом -- по настоянию Низам ал-Мулка - для управления дворцовой обсерваторией. Собрав у себя  при дворе "лучших астрономов века", как об этом говорят источники,  и выделив крупные денежные средства для приобретения самого  совершенного  оборудования, султан поставил перед Омаром Хайямом задачу - разработать новый календарь.

В течение пяти лет Омар Хайям вместе с группой  астрономов вели  научные  наблюдения  в обсерватории, и к марту 1079 года ими был  разработан  новый  календарь, отличавшийся высокой степенью точности.  Этот календарь, получивший название по имени заказавшего его  султана "Маликшахово летосчисление", имел в своей основе  тридцатитрехлетний  период, включавший восемь високосных годов; високосные годы следовали семь раз через четыре года и один раз через пять лет.

Проведенный  расчет  позволил временную разницу  предлагаемого года  по сравнению  с годом тропическим, исчисляющимся  в 365,2422 дня,  свести  к девятнадцати секундам. Следовательно, календарь, предложенный Омаром Хайямом, был на семь секунд точнее ныне действующего  григорианского календаря (разработанного в XVI веке), где  годовая ошибка составляет двадцать шесть секунд. Хайямовская календарная реформа с тридцатитрехлетним периодом оценивается современными  учеными как замечательное открытие. Однако она не была в свое время доведена до практического внедрения.

Омар  Хайям  входил  в  ближайшую свиту  Малик-шаха, то есть в число  его  надимов -советчиков, наперсников и компаньонов, и, разумеется, практиковал при царствующей особе как астролог. Слава  Омара  Хайяма  как астролога-прорицателя, наделенного особым даром ясновидения, была очень велика. Еще до появления его в Исфахане  при  дворе Малик-шаха знали об Омаре Хайяме как о высшем авторитете  среди астрологов.

О позднем периоде  жизни Омара Хайяма известно также  мало, как и о его юности. Источники  указывают, что некоторое время  Омар Хайям пребывает в Мерве. Чтобы  представить себе Омара Хайяма в роли астролога, приведем  один  эпизод,  изложенный тем же Низами Арузи; эпизод этот, правда,  относится к более позднему периоду жизни Хайяма. "Зимою 1114  года  в городе Мерве, - рассказывает Низами Арузи в главе "О науке  о звездах и о познаниях астролога в этой науке", - султан  послал  человека  к великому ходже Садр ад-дин Мухаммаду ибн Музаффару - да помилует его Аллах! - с поручением: "Скажи ходже имаму Омару, пусть он определит благоприятный момент для выезда на охоту, так, чтобы в эти несколько дней не было ни дождя,  ни  снега. А ходжа имам Омар общался с ходжой и бывал в его доме. Ходжа послал человека, позвал его и рассказал ему о происшедшем.  Омар удалился, два дня потратил на это дело и определил благоприятный момент. Сам отправился к султану и в соответствии с этим  определением усадил султана на коня. И когда султан сел на коня и проехал расстояние в один петушиный крик, набежала туча, и налетел ветер, и поднялся снежный вихрь. Все засмеялись, и султан  хотел уже повернуть. Ходжа имам Омар сказал: "Пусть султан успокоит сердце: туча сейчас разойдется и в эти пять дней не будет никакой влаги". Султан поехал дальше, и туча рассеялась, и в эти пять дней не было никакой влаги, и никто не видел ни облачка". Запечатленный случай из жизни Омара Хайяма показывает, что он владел  знаниями по метеорологии.

В Исфахане, при  дворе Малик-шаха, Омар Хайям продолжает занятия  математикой.  В конце 1677 года он завершает геометрический труд  "Трактат об истолковании трудных положений Евклида". Математические  сочинения  Омара  Хайяма - их сохранилось  до наших дней  два  (первое  мы упоминали выше - алгебраический трактат, написанный  еще  в шестидесятые годы) - содержали теоретические  выводы  чрезвычайной  важности. Впервые в истории математических дисциплин Хайям дал полную классификацию  всех видов уравнений - линейных,  квадратных и кубических (всего двадцать пять видов) и разработал  систематическую теорию решения кубических уравнений. Именно Омару Хайяму принадлежит заслуга первой постановки вопроса о связях геометрии с алгеброй. Хайям обосновал теорию геометрического  решения алгебраических уравнений, что подводило математическую  науку  к идее переменных величин. Книги Омара Хайяма долгие века оставались неизвестными европейским ученым, создателям  новой  высшей  алгебры,  и они были вынуждены заново пройти долгий  и  нелегкий  путь, который за пять - шесть веков до них уже проложил Омар Хайям.

Еще один математический труд Хайяма - "Трудности арифметики" (содержание этой своей ранней работы, не дошедшей до нашего времени,  Хайям  излагает в алгебраическом трактате) -- был посвящен методу  извлечения корней любой степени из целых чисел; в основе этого метода Хайяма лежала формула, получившая впоследствии название бинома Ньютона. Также только по ссылкам, имеющимся в сочинениях  Хайяма,  известно, что его перу принадлежал оригинальный трактат, разрабатывающий математическую теорию музыки.

В  этот исфаханский период Омар Хайям занимался также и проблемами философии, с особой тщательностью изучая огромное научное наследие  Авиценны.  Одно  из  философских сочинений Авиценны - "Обращение",  посвященное некоторым вопросам учения перипатетиков,  Омар  Хайям перевел с арабского на язык фарси, проявив тем самым своего  рода  новаторство:  роль языка науки. играл в это время  исключительно  язык  арабский. Известно, что изучал Хайям также и сочинения прославленного арабского поэта-философа Абу-л-Ала ал-Маарри (973--1057).

К 1080 году относится  первый философский труд Омара Хайяма - "Трактат о бытии и долженствовании". Трактат был написан в ответ  на  письмо  имама и судьи  Фарса, одной из южных провинций  Ирана. Судья предлагал "царю философов  Запада и Востока Абу-л-Фатху ибн Ибрахиму  Хайяму"  объяснить,  как он понимает мудрость аллаха в сотворении  мира и в сотворении человека и признает ли необходимость молитв. Это обращение к Хайяму идеолога ислама было вызвано распространившимися уже в это время антиисламскими высказываниями  авторитетного ученого. Письмо имело своей целью побудить Омара Хайяма выступить с открытым признанием основных религиозных положений ислама.

Информация о работе Философия Омара Хайяма