Лев
Толстой говорил, что художественное
произведение нельзя передавать
другими словами, оно
должно само рассказывать о
себе. Творчество Хайяма - одна
из величайших вершин мировой поэзии-говорит
само за себя. Все
более приближается к нам
и проясняется сквозь редеющий
туман столетних разнотолков огромный,
тысячецветно сверкающий мир поэзии
и высокой мысли Омара Хайяма.
А такой человек, как Владимир
Державин (русский советский поэт,
переводчик, художник) говорил так: «Вся
поэзия Хайяма - это прославление
величия духа человеческого, вся
она проникнута верой в бессмертный
творческий разум человека. Этим она
близка нам. В этом – залог ее бессмертия».
Президент
России В.В. Путин призывает всех читать мудрости
Омара Хайяма: "Жена на днях подарила
книгу стихов Омара Хайяма, очень советую",
- сказал он. "Там то же много интересного,
способного помочь в таких ситуациях",
- отметил Путин.
Как писал философ Гейне:
«Он вольнодумец, разрушитель веры; он
безбожник и материалист; он насмешник
над мистицизмом и пантеист; он правоверующий
мусульманин, точный философ, острый наблюдатель,
ученый; он — гуляка, развратник, ханжа
и лицемер. Он не просто богохульник, а
воплощенное отрицание положительной
религии и всякой нравственной веры; он
мягкая натура, преданная более созерцанию
божественных вещей, чем жизненным наслаждениям;
он скептик-эпикуреец, он персидский Абу-л-Ала».
Заключение.
Из моей исследовательской
работы становиться ясно, что Омар
Хайям – это гениальный человек,
с именем которого связано много
загадок, предположений и споров,
над которыми трудятся историки, философы
и переводчики уже много столетий.
Четверостишия Хайяма абсолютно
достоверными назвать нельзя. Среди
2200 рубаи, приписываемых Хайяму, больше
половины(1200) написаны именно им. Остальные
– это чужие(300) или «странствующие»(530),
либо антихайямовские(170).
Омар Хайям представляется нам
не только как жизненный философ,
учёный, но и как человек с тонкой
душой, лирический поэт, воспевающий
красоту любви и женщины. Пусть
его многие стихи пропитаны скептицизмом
и отчаяньем, но всегда он компенсирует
своё упадническое настроение чашей вина,
затем следует весна, любовь. Горести и
несчастья проходят, остаётся только хорошее.
Хайям настаивает в своей поэзии на том,
чтоб человек довольствовался предложенными
ему благами и считал это постыдным. Ведь
испытав полноту чувств, положительных
эмоций, человек становится духовно богаче,
добрее и мудрее. Именно это и воспевает
в своих рубаи несравнимый Омар Хайям.
«Вино пить грех». - Подумай,
не спеши.
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать ради вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души.
О чём писал Хайям: основные темы
рубайята Хайяма – бог, вино и винопитие,
смысл жизни, а также любовь. Очень много
четверостиший посвящено вину, но вино,
по моему мнению, не является символом
разгульной жизни, это в большей степени
символ протеста против религиозных запретов,
навязанных мусульманством. Но главенствующую
роль, как мне показалось, занимает тема
бога. Омар Хайям спорит с богом, осуждает
его, но ни в коем случае не отрицает его
существования, как это может показаться
на первый взгляд.
И хотелось бы отметить бесценность
Хайямовских творений для разных отраслей
науки, философии, литературы, культуры
и искусства. Его рубаи неоценимый дар,
который мы имеем возможность созерцать
и вникать в философию его воззрений.
До сих пор учёные, философы
спорят о том, кем же был Омар Хайям?
Одни утверждают, что Хайям – мистик; другие
– гедонист; третьи – поэт-хулиган; четвёртые
уверены, что он мусульманин; пятые придерживаются
мнения, что он атеист. Но я пришла к заключению,
что его нельзя однозначно привязать к
любому из этих мнений. Он, скорее всего,
человек, который прошел огромную духовную
эволюцию: ошибался, учился, познавал и
изобретал свою мировоззренческую концепцию.
Его труды принесли огромную
пользу в развитии наук, а замечательные
четверостишия (рубай) до сих пор
покоряют читателей своей емкостью,
мудростью, простотой изобразительных
средств, гибким ритмом. Хайям страстно
желал переустройства мира и делал для
этого все, что в его силах: открывал законы
природы, устремлял взгляд на звезды, вникал
в тайны мироздания и помогал людям освобождаться
от духовного рабства. Он видел, что все
религии сковывают человеческий дух, силу
его разума, и понимал, что только освободившись
от этого, человек сможет жить свободно,
счастливо.
Ныне хайямовские четверостишия
бесценными жемчужинами истинной поэзии
вошли в сокровищницу мировой литературы.
В течение десятилетий накоплен огромный
и разнообразный опыт перевода Хайяма
на многие языки Запада и Востока. Хайямовские
четверостишия звучат в наши дни на
всех континентах. Секрет этого мощного
духовного резонанса, этой преданной читательской
любви и читательского доверия
заложен в самой сути поэзии Омара Хайяма
-- в ее высокой человечности, в ее общечеловечности.
Известные высказывания
Омара Хайяма.
|
В божий храм не пускайте меня на порог.
Я - безбожник. Таким сотворил меня бог.
Я подобен блуднице, чья вера -
порок. Рады б грешники в рай - да
не знают дорог. |
|
|
|
|
Ты лучше голодай, чем
что попало есть, и лучше будь один, чем
вместе с кем попало. |
|
|
|
Не жалуйся на боль - вот
лучшее лекарство. |
|
|
В этой тленной Вселенной
в положенный срок превращаются в
прах человек и цветок, кабы прах
испарялся у нас из под ног
- с неба лился б на землю кровавый
поток. |
|
|
|
|
Не рождается зло от
добра и обратно. Различать их
нам взгляд человеческий дан! |
|
|
|
Из тех, что мир прошли
и вдоль и поперек, из тех, кого
Творец на поиски обрек, нашел ли хоть
один хоть что-нибудь такое, чего не знали
мы и что пошло нам впрок? |
|
|
|
Мы - источник веселья и
скорби рудник, мы - вместилище скверны
и чистый родник. Человек, словно в
зеркале мир - многолик: он ничтожен,
и он же безмерно велик. |
|
|
Упавший духом гибнет раньше
срока. |
|
|
|
Не искавшему путь вряд ли
путь и укажут - постучись - и откроются
двери к судьбе! |
|
|
Благородство страданием,
друг, рождено, стать жемчужиной - всякой
ли капле дано? Можешь всё потерять,
сбереги только душу, - чаша снова
наполнится, было б вино. |
|
|
Ты скажешь: эта жизнь
- одно мгновенье. Её цени, в ней черпай
вдохновенье. Как проведёшь её, так
и пройдёт, не забывай: она - твоё творенье. |
|
|
Жизнь - пустыня, по ней мы
бредем нагишом. смертный, полный гордыни,
ты просто смешон! |
|
|
Меняем реки, страны, города.
Иные двери. Новые года. А никуда нам от
себя не деться, а если деться - только
в никуда. |
|
|
|
|
Трудно замыслы бога постичь,
старина. Нет у этого неба ни верха,
ни дна. Сядь в укромном углу и довольствуйся
малым: лишь бы сцена была хоть немного
видна.! |
|
|
Знай: в любовном жару - ледяным
надо быть. На сановном пиру - нехмельным
надо быть. |
|
|
Из тех, что мир прошли
и вдоль и поперек, из тех, кого
Творец на поиски обрек, нашел ли хоть
один хоть что-нибудь такое, чего не знали
мы и что пошло нам впрок? |
|
|
Тот, кто с юности верует
в собственный ум, стал в погоне
за истиной сух и угрюм. Притязающий
с детства на знание жизни, виноградом
не став, превратился в изюм. |
|
|
|
Только суть, как достойно
мужчин, говори, Лишь ответствуя - слов
господин - говори. Уха два, а язык
дан один не случайно - Дважды слушай
и раз лишь один - говори! |
|
|
|
|
|
Признаёшь превосходство
других, значит - муж, Коль хозяин в поступках
своих, значит - муж. Чести нет в
униженье того, кто повержен, Добр к
упавшим в несчастии их, значит - муж! |
|
|
Человек - это истина мира,
венец, знает это не каждый, а только
мудрец. |
|
|
|
Все, что видим мы, - видимость
только одна. Далеко от поверхности
мира до дна. Полагай несущественным
явное в мире, ибо тайная сущность вещей
- не видна. |
|
|
Мы до смерти не станем ни
лучше, ни хуже. Мы такие, какими нас
создал Аллах! |
|
|
|
Не пристало хороших людей
обижать, не пристало, как хищник в
пустыне, рычать. Не умно похваляться добытым
богатством, не пристало за званья себя
почитать! |
|
|
Те, что украсили познанья
небосклон, взойдя светилами для
мира и времен, не расточили тьму
глубокой этой ночи, сказали сказку
нам и погрузились в сон. |
|
|
|
|
Если мельницу, баню, роскошный
дворец Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба
- Мне плевать на твою справедливость,
творец! |
|
|
|
|
Ты, всевышний, по-моему, жаден
и стар. Ты наносишь рабу за ударом удар.
Рай - награда безгрешным за их послушанье.
Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в
дар! |
|
|
|
Лучше пить и веселых красавиц
ласкать, чем в постах и молитвах
спасенья искать. Если место в аду
для влюбленных и пьяниц, то кого
же прикажете в рай допускать? |
|
|
Я познание сделал своим
ремеслом, Я знаком с высшей правдой
и с низменным злом. Все тугие
узлы я распутал на свете, Кроме смерти,
завязанной мертвым узлом. |
|
|
|
Один всегда постыден труд
- превозносить себя, Да так ли ты велик
и мудр? - сумей спросить себя. Примером
служат пусть глаза - огромный видя
мир, Они не ропщут от того, что им
не зрить себя. |
|
|
Общаясь с дураком, не оберёшься
срама, поэтому совет ты выслушай Хайяма:
яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
из рук же дурака не принимай бальзама. |
|
|
|
|
С людьми ты тайной не делись
своей, ведь ты не знаешь, кто из них
подлей. Как сам ты поступаешь с
Божьей тварью, того же жди себе и
от людей. |
|
|
|
|
Того текучего огня налей,
саки, плесни рубиновых живых огней,
саки, и кубок выбери потяжелей, саки,
наполни радостью мой кубок дней, саки. |
|
|
|
|
От притворной любви - утоления
нет, Как ни светит гнилушка - горения
нет. Днём и ночью влюблённому
нету покоя, Месяцами минуты забвения
нет! |
|
|
|
|
|
|
Страсть не может с глубокой
любовью дружить, если сможет, то вместе
недолго им быть. |
|
|
|
|
Ты скажешь эта жизнь
- одно мгновенье. Её цени, в ней черпай
вдохновенье. Как проведёшь её, так
и пройдёт, Не забывай: она - твоё творенье. |
|
|
|
|
Хоть мудрец - не скупец и
не копит добра, Плохо в мире и
мудрому без серебра. Под забором фиалка
от нищенства никнет, А богатая роза красна
и щедра! |
|
|
|
|
Никто не лицезрел ни рая, ни
геенны; вернулся ль кто оттуда в мир наш
тленный? Но эти призраки бесплодные для
нас и страхов и надежд источник неизменный. |
|
|
|
|
Тот усердствует слишком,
кричит: "Это - я!" В кошельке золотишком
бренчит: "Это - я!" Но едва лишь успеет
наладить делишки - Смерть в окно к хвастунишке
стучит: "Это - я!". |
|
|
|