Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций

Краткое описание

Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект философия.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот  прикоснулись к деньгам - и они  превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем  в мышлении и поэтому самые  разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к  обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически  реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.

 

Это грань между нашим мышлением  и реальностью. Как понять где  кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это  уже объективная реальность. Но разве  мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя  смыслами и создавая свою собственную  реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным  существованием, встраиваем в создаваемые  нами концепции и в этом нашем  мире рождаются смыслы, где-то здесь  и бродит смысл нашей жизни, который  объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.

 

Философские теории, существуя в  авторской, личностно-окрашенной форме, содержат универсалии культуры - характерные  для нее формы выражения всеобщего. Поэтому в силу собственной жизненной позиции и социокультурного опыта, один может принимать философскую позицию непротивления злу насилием, которую излагали вслед за библейскими авторами Л. Толстой, Ганди, А. Швейцер, а другой предпочтет философию прагматизма, где истина измеряется пользой, или позицию активного переустройства мира меньшинством для большинства К. Маркса и В.И. Ленина. Осознанное понимание универсалий культуры через ее философию - путь самоопределения личности в культуре.

1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ,  МЕТОД, ФУНКЦИИ

1.1. Характер философского знания

 

Разнообразие подходов к определению  предмета и задач философии

 

С момента возникновения философии, её смысл усматривался в поисках  истины. Кроме Пифагора эту мысль  разделял Гераклит (V-VI века до н.э.).

Софисты - считали смыслом философии  умение доказать для себя (выгодное для общества);

Платон (ученик софистов, а впоследствии критик) - "Задача философии состоит  в познании абсолютных и вечных истин. Философами рождаются, а не становятся".

Аристотель - "Задача философии  в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия". "Философия - единственная из наук, которая существует ради самого знания и понимания".

 

Философию таким образом различает разнообразие подходов к определению собственного предмета.

 

Философию нельзя свести к какой-то одной системе. Она антидогматична.

 

Особенности философского знания

 

Во всех философских теориях  можно найти ряд особенностей:

любая из них поднимает наиболее общие вопросы бытия. Само бытие  понимается в универсальном, всеобщем смысле (бытие - небытие; бытие идеальное - материальное; бытие природы - общества - человека);

любая из них решает наиболее общие  вопросы познания (познаваем ли мир, в чём смысл познания, применимы  ли наши знания к внешнему миру, можно  ли их использовать для его изменения  и изменения самого себя);

Каждая из них изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества;

Любая философская теория изучает  наиболее общие вопросы человека.

 

Философия, как мировоззрение. Исторические формы мировоззрения

 

Философское знание имеет предельно  общее содержание и стремится  к отображению мира в целом. Это  говорит о её мировоззренческом  характере.

Мировоззрение:

совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир  в целом, человека и его место  в этом мире, его отношение к  нему.

 

Мировоззрение имеет два уровня:

мироощущение (миропредставление) - носит эмоционально-чувственный характер;

миропонимание - отражение мира и  человека с помощью понятий, носит  рационально-теоретический характер ("рацио" - разум, интеллект, мышление).

 

Мировоззрение может быть не только философским. Историческими формами  мировоззрения являются: мифология, религия, философия.

 

Философское мировоззрение выражено специфическими средствами: категориями, принципами, законами.

Категория:

наиболее общее понятие, которое  отражает наиболее общие связи, отношения  и стороны бытия (материя и  сознание, пространство и время, форма  и содержание, система - структура - элемент).

 

Философия возникла в борьбе с мифологическим и религиозным мировоззрением, как  попытка рационально объяснить  окружающий мир и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному верить, то философия обращена к способности  человека мыслить. Философия выполняет  функцию теоретического обоснования  того типа мировоззрения, которое доминирует в обществе в данную эпоху или  у данного народа.

1.2. Круг философских проблем  и структура философского знания. Основной вопрос философии

 

Всё разнообразие философских проблем  можно свести к ряду больших групп:

Онтологическая группа - в учении о бытии;

Гносеологическая группа ("гносис" - знание) -проблемы познания мира, логика, методология, философия науки;

Антропологическая - проблемы, возникающие  в процессе реальной жизни человека (философия, антропология);

Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика;

Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология);

Социально-философская группа - проблемы общества.

 

Основной вопрос философии - является интегративным ядром всех философских  проблем, вопрос об отношении материи  и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности  человеческого знания.

 

Основной вопрос философии имеет  две стороны (два аспекта):

В решении первой стороны основного  вопроса философии сложились  три позиции:

Монизм - одно начало мира (материя  или сознание). Выступает как материалистический или идеалистический (что первично? - материя или сознание?).

Объективные идеалисты - в основе мира лежит некоторое духовное начало, независимое от сознания человека (Платон - миридей, Фома Аквинский - бог, Гегель - абсолютная идея...). "Объективное" - философская категория, обозначающая существование, не зависящее от сознания и воли человека.

Субъективные идеалисты - мир является результатом деятельности человеческого  сознания (Дж. Брекли: "Для вещей быть - значит быть в наших ощущениях"; Дэвид Юн: "Мы приписываем вещам независимое от нас существование. На самом деле мы не можем ничего о них сказать, ибо имеем дело только с нашими ощущениями");

Дуализм - признание равноправия  двух начал мира (материя и сознание и их соотношение);

Плюрализм - признаёт множество начал  мира (Эпидокл - вода, воздух, земля, огонь; В китайской философии к этим четырём добавляется ещё и дерево);

Вторая сторона:

Агностицизм - мир принципиально  не познаваем;

Скептицизм - мир познаваем, но существуют пределы человеческого познания; высказываются сомнения в возможности  достоверного знания;

Релятивизм - знания имеют условный, относительный характер;

Оптимизм - утверждает способность  человека получать достоверные знания (объективную истину).

1.3. Проблема методов философии.  Диалектика и метафизика

Философский метод -

это система наиболее общих принципов  и приёмов теоретического и практического  освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задаёт общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон: "Философский метод - факел, освещающий путь") Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

 

Диалектика -

всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления. Историческими формами являются:

Диалектика античности - Гераклит особое внимание уделял движению и  изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, т.е. диалектика объективного мира ("дорога в гору, является дорогой  вниз", "нельзя в одну реку войти  дважды"); Сократ и Платон под диалектикой  понимали ведение спора, диалог с  целью выяснения смысла понятий  и достижения истины - диалектика мышления (субъективная диалектика).

 

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создаёт существенный материалистический компонент.

Идеалистическая диалектика. Её создали  представители немецкой классической философии. Среди них выделялся  Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод XVIII-XIXвв.);

Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851гг.).

Метафизика -

является противоположным диалектике методом познания. Её особенность  в создании однозначной, статичной  картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического  мышления выступают рассуждения: "либо да, либо нет", "либо белое, либо чёрное".

 

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, т.е. отвлечения от второстепенного на данном этапе  исследования.

 

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: "нет покоя без движения и движения без относительного покоя".

1.4. Функции философии

 

Специфика философии проявляется  в её функциях. Основными Функциями  философии являются:

Мировоззренческая - теоретическая  функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение  той или иной эпохи, того или иного  периода;

Методологическая функция выступает  как общее учение о методе и  вырабатывает совокупность наиболее общих  методов познания и освоения мира человеком;

Познавательная функция исследует  наиболее общие стороны, связи и  закономерности в системе "мир-человек". Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации людей. В этом смысле философия выступает как школа теоретического мышления и мудрости;

Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;

Прогностическая функция - формулирует  гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;

Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы её развития в будущем.

2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

2.1. Периодизация античной философии

Досократовский период или ранняя философия

 

Это период оформления философии в VII-VI вв. до н.э. - до перелома в V веке до н.э., когда происходит переориентация от философии природы к философии человека и общества. Сюда относят милетскую школу (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), элеаскую школу (Парменид, Зенон..), Гераклита, Пифагора, Эмпедокла, Анаксагора...;

Классический период

 

С середины V века до н.э., почти до конца IV века - Платон, Аристотель, Демокрит;

Эллинистический период

 

Конец IV века -  II век до н.э. Возникновение ряда школ и направлений. Многие из них возникают под влиянием Платона и Аристотеля. Наиболее популярны - эпикуреизм, стоицизм;

Римский этап

 

I век до н.э. -  V-VI вв. н.э. Это скорее этап сохранения греческого наследия, чем его продолжения. По прежнему наиболее влиятельны эпикуреизм и стоицизм. Формируются начала христианской философии, выходящей за рамки той духовной атмосферы.

2.2. Основные черты античной философии

 

Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" - природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнегреческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос "кто родил космос?", то философия - "из чего он произошёл?"

Информация о работе Философия как наука