Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций
Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.
Философия - это поиски смысла жизни.
Смысл жизни видится нам во
всем, к чему мы прикасаемся. Вот
прикоснулись к деньгам - и они
превратились в наш смысл жизни.
Наши прикосновения мы совершаем
в мышлении и поэтому самые
разные явления становятся в один
ряд: небо, любовь, деньги, стремления к
обладанию чем-то и т.д. Наша цель
- сделать эти прикосновения
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.
Философские теории, существуя в
авторской, личностно-окрашенной форме,
содержат универсалии культуры - характерные
для нее формы выражения
1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ, МЕТОД, ФУНКЦИИ
1.1. Характер философского знания
Разнообразие подходов к определению предмета и задач философии
С момента возникновения
Софисты - считали смыслом философии умение доказать для себя (выгодное для общества);
Платон (ученик софистов, а впоследствии критик) - "Задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. Философами рождаются, а не становятся".
Аристотель - "Задача философии в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия". "Философия - единственная из наук, которая существует ради самого знания и понимания".
Философию таким образом различает разнообразие подходов к определению собственного предмета.
Философию нельзя свести к какой-то одной системе. Она антидогматична.
Особенности философского знания
Во всех философских теориях можно найти ряд особенностей:
любая из них поднимает наиболее общие вопросы бытия. Само бытие понимается в универсальном, всеобщем смысле (бытие - небытие; бытие идеальное - материальное; бытие природы - общества - человека);
любая из них решает наиболее общие вопросы познания (познаваем ли мир, в чём смысл познания, применимы ли наши знания к внешнему миру, можно ли их использовать для его изменения и изменения самого себя);
Каждая из них изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества;
Любая философская теория изучает наиболее общие вопросы человека.
Философия, как мировоззрение. Исторические формы мировоззрения
Философское знание имеет предельно общее содержание и стремится к отображению мира в целом. Это говорит о её мировоззренческом характере.
Мировоззрение:
совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир в целом, человека и его место в этом мире, его отношение к нему.
Мировоззрение имеет два уровня:
мироощущение (миропредставление) - носит эмоционально-чувственный характер;
миропонимание - отражение мира и
человека с помощью понятий, носит
рационально-теоретический
Мировоззрение может быть не только философским. Историческими формами мировоззрения являются: мифология, религия, философия.
Философское мировоззрение выражено специфическими средствами: категориями, принципами, законами.
Категория:
наиболее общее понятие, которое отражает наиболее общие связи, отношения и стороны бытия (материя и сознание, пространство и время, форма и содержание, система - структура - элемент).
Философия возникла в борьбе с мифологическим и религиозным мировоззрением, как попытка рационально объяснить окружающий мир и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному верить, то философия обращена к способности человека мыслить. Философия выполняет функцию теоретического обоснования того типа мировоззрения, которое доминирует в обществе в данную эпоху или у данного народа.
1.2. Круг философских проблем
и структура философского
Всё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп:
Онтологическая группа - в учении о бытии;
Гносеологическая группа ("гносис" - знание) -проблемы познания мира, логика, методология, философия науки;
Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология);
Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика;
Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология);
Социально-философская группа - проблемы общества.
Основной вопрос философии - является интегративным ядром всех философских проблем, вопрос об отношении материи и духовного, бытия и сознания, вопрос о возможности и достоверности человеческого знания.
Основной вопрос философии имеет две стороны (два аспекта):
В решении первой стороны основного вопроса философии сложились три позиции:
Монизм - одно начало мира (материя
или сознание). Выступает как
Объективные идеалисты - в основе мира лежит некоторое духовное начало, независимое от сознания человека (Платон - миридей, Фома Аквинский - бог, Гегель - абсолютная идея...). "Объективное" - философская категория, обозначающая существование, не зависящее от сознания и воли человека.
Субъективные идеалисты - мир является результатом деятельности человеческого сознания (Дж. Брекли: "Для вещей быть - значит быть в наших ощущениях"; Дэвид Юн: "Мы приписываем вещам независимое от нас существование. На самом деле мы не можем ничего о них сказать, ибо имеем дело только с нашими ощущениями");
Дуализм - признание равноправия двух начал мира (материя и сознание и их соотношение);
Плюрализм - признаёт множество начал мира (Эпидокл - вода, воздух, земля, огонь; В китайской философии к этим четырём добавляется ещё и дерево);
Вторая сторона:
Агностицизм - мир принципиально не познаваем;
Скептицизм - мир познаваем, но существуют
пределы человеческого
Релятивизм - знания имеют условный, относительный характер;
Оптимизм - утверждает способность человека получать достоверные знания (объективную истину).
1.3. Проблема методов философии. Диалектика и метафизика
Философский метод -
это система наиболее общих принципов и приёмов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задаёт общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон: "Философский метод - факел, освещающий путь") Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.
Диалектика -
всеобщая связь и развитие мира,
а также природы, общества, мышления.
Историческими формами
Диалектика античности - Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, т.е. диалектика объективного мира ("дорога в гору, является дорогой вниз", "нельзя в одну реку войти дважды"); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины - диалектика мышления (субъективная диалектика).
Диалектика может быть как материалистической,
так и идеалистической. Гераклит
был материалистом и его
Идеалистическая диалектика. Её создали представители немецкой классической философии. Среди них выделялся Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод XVIII-XIXвв.);
Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIX века (1846-1851гг.).
Метафизика -
является противоположным
Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, т.е. отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.
Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: "нет покоя без движения и движения без относительного покоя".
1.4. Функции философии
Специфика философии проявляется в её функциях. Основными Функциями философии являются:
Мировоззренческая - теоретическая функция; с помощью категорий, примеров и законов обосновывает мировоззрение той или иной эпохи, того или иного периода;
Методологическая функция
Познавательная функция
Способствует формированию и развитию культуры мышления человека;
Прогностическая функция - формулирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, общества, человечества...;
Социокультурная функция - выступает как высшая форма самосознания культуры данной эпохи или данного народа. Она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы её развития в будущем.
2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
2.1. Периодизация античной
Досократовский период или ранняя философия
Это период оформления философии в VII-VI вв. до н.э. - до перелома в V веке до н.э., когда происходит переориентация от философии природы к философии человека и общества. Сюда относят милетскую школу (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), элеаскую школу (Парменид, Зенон..), Гераклита, Пифагора, Эмпедокла, Анаксагора...;
Классический период
С середины V века до н.э., почти до конца IV века - Платон, Аристотель, Демокрит;
Эллинистический период
Конец IV века - II век до н.э. Возникновение ряда школ и направлений. Многие из них возникают под влиянием Платона и Аристотеля. Наиболее популярны - эпикуреизм, стоицизм;
Римский этап
I век до н.э. - V-VI вв. н.э. Это скорее этап сохранения греческого наследия, чем его продолжения. По прежнему наиболее влиятельны эпикуреизм и стоицизм. Формируются начала христианской философии, выходящей за рамки той духовной атмосферы.
2.2. Основные черты античной
Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" - природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнегреческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос "кто родил космос?", то философия - "из чего он произошёл?"