Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций

Краткое описание

Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект философия.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, идеализм и метафизика в конечном счете предлагают объяснение всех окружающих явлений, исходя из некоего сверхъестественного непознаваемого начала, что, конечно же, не совместимо с научным подходом. Развитие научного знания может происходить лишь в постоянном внимании ко всему новому, а не в отвержении его под предлогом "непознаваемости".

 

Это неизбежно вылилось в кризис философского познания, усилившийся  безуспешными попытками как-то модифицировать старые теории. Причина же постоянных неудач попыток такого модифицирования  кроется в том, что основные положения  старых теорий, закрепляющие приоритет  либо духа, либо материи, неизбежно  выводят ту или иную группу явлений  за пределы осмысливаемых знаний.

 

Например, теория Вернадского о  превращении человеческого фактора  в геологическую силу лишь констатировала факт влияния духа на материальный мир и необходимость изучения самого духа, но не смогла дать того базиса, на котором можно было бы вести  это изучение, поскольку опять-таки сводила духовные феномены к следствиям материальных. А теория ноосферы Шардена, опираясь на идеалистические установки, хотя и связала воедино многие явления духовного мира, в своих "материальных" следствиях дала выводы, противоречащие современным космогоническим теориям и фактам.

 

Но где же в таком случае выход? Для того, чтобы найти его, нужно вспомнить одно из основных правил научного подхода в исследовании: если факты и экспериментальные данные настойчиво противоречат теории, то следует отбросить не факты, а саму теорию или, по крайней мере, весьма серьезно пересмотреть ее основы

 

Нельзя отдельно рассматривать  мир материальный и мир духовный; они объективно существуют вместе, взаимосвязаны и, следовательно, имеют  единую основу. Дух и материя - всего  лишь две стороны одной медали. Нет первичности одной субстанции по отношению к другой, есть их равноправное положение.


Информация о работе Философия как наука