Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций

Краткое описание

Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект философия.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

 

Проблема соотношения общего и  единичного рассматривается в средневековой  философии с двух позиций:

 

Реализм (Августин Блаженный, 354-430 гг.; Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг.). Реалисты решали данную проблематику в духе Платона, настаивая на реальном существовании понятий (универсалий) общего, как мыслей творца перед  актом творения, ибо творение не могло состояться без определённого  плана и образца. Фома Аквинский  стоял на позициях умеренного реализма, утверждая, что универсалии существовали до вещества, существуют в вещах  и будут существовать после вещей;

 

Номинализм. Вырабатывается в поздней  схоластике. Его представители считали  универсалии лишь "ноуменами" (именами), названиями вещей. С их точки  зрения существуют единичные предметы, обладающие подлинным существованием, универсалии же опираются лишь на подобия единичных вещей (Вильям Оком 1281-1349).

 

Если реализм трактовал общее, как нечто идеальное и предшествующее единичным вещам, т.е. решал проблему связи общего и единичного идеалистически и метафизически, то номинализм был  своеобразным материалистическим решением этого вопроса.

 

Номинализм делает шаг вперёд в  построении новой антологии: в соотношении  общего и единичного акцент смещён в пользу единичного, которому даётся статус подлинной реальности. Общее - производное, вторичное.

3.3. Учение о познании

 

В средневековой философии человеческие знания считались неизменными, божественным откровением. Источник и хранилище  всех знаний - Библия. Таким образом процесс познания в основном сводился к процессу преподавания. Цель познания - перестройка души с помощью слова божьего.

 

Характерная черта средневековой  философии - теоцентризм - обращение к богу, как к началу и причине мира. Необходимость постоянной защиты и доказательства основных христианских догм и бытия бога обусловила преимущественное развитие логики, как философской дисциплины.

4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

4.1. Мировоззренческие и методологические  установки Возрождения

 

С XV века в Европе начинает складываться новая картина мира. Главное в  ней - новое понимание человека. Существенное значение в этом процессе имело искусство. Человеческая телесность, естественные потребности, впервые после 1000 лет  средневековья, осознаются не как носители греховности, а как высшая ценность и подлинная реальность. Таким  образом словесному миру религии и схоластики противопоставляется мир в его непосредственности, чувственном богатстве.

 

Поэтому мировоззренческая установка  Возрождения состояла в открытии самоценности человеческой личности и в гуманистической направленности познания.

 

Эпоха создала идеал культурного  индивидуализма, который имеет общечеловеческое значение. Ведь гуманистический индивидуализм  эпохи направлен не на практическую экономическую деятельность, а на культурную.

 

Методологическая установка Возрождения - переход от мёртвых абстракций и комментирования сочинений  древних библейских пророков к живому наблюдению вещей.

 

Потребность изображения человеческого  тела не в символическом, а естественном виде дала толчок к развитию анатомии, интерес к оптике. Мир резко  раздвинул свои границы.

4.2. Возрожденческий гуманизм и проблема унитарной индивидуальности

 

Гуманисты - социальная группа, сложившаяся  в Италии к эпохе Возрождения. Они утверждали новую систему  духовных ценностей: приоритет личных достоинств, личного благородства над  происхождением (учёность возвышает  человека больше, чем происхождение, богатство, власть).

 

Сущность возрожденческого гуманизма - индивидуальное совершенствование путём приобщения к культуре. Цель жизни - не спасение души, а творчество, познание, служение людям, а не богу.

 

Для гуманистов античность предстаёт  как "Золотой век", идеальный  образец. Поэтому особую разработку получил неоплатонизм. Стремление возвысить  человека возродило неоплатонистическую идею нисхождения божественного смысла в мир, идеи насыщенности мира, космоса божественным смыслом. Бог становится ближе к человеку, он слит с миром, одухотворяет мир - это пантеизм ("пан" - всё; всебгоие - Бог во всём).

4.3. Натурфилософия эпохи Возрождения

 

Развитие науки и технический  прогресс обусловили возникновение  философии природы. Зачастую она  носила пантеистический характер. Представителями  данной философии были Б.Телезио, П.Помпонации, Н.Коперник, Дж.Бруно, Н.Кузанский.

 

Николай Кузанский (1401-1464)

 

Как и большинство философов своего времени, ориентировался на неоплатонизм. Платон и неоплатоники противопоставляли единое (идея) не  единому (вещи). Кузанский исходит из христианского принципа монизма, заявляя: "единому ничто не противопоставлено", "единое - есть всё". Это утверждение направлено против христианского теизма, отличающего творение (всё) от творца (единого). В этом состоит специфика возрожденческой антологии, по отношению к средневековой и неоплатонической. Человек, это тоже бог, но не в абсолютном смысле. Кузанский предугадывает гелиоцентрическое понимание мира.

 

Николай Коперник (1473-1543)

 

Возродил и обосновал античную идею гелиоцентризма, нанеся удар по религиозным  представлениям, открыл новые пути для развития астрономии, физики, всего  естествознания. Отныне утверждается новая точка зрения - не всё видимое  достоверно, оно лишь перевёрнутое отражение скрытой за явлениями  действительности. Несовпадение сущности и явления сделало основной задачей  философии поиск и обоснование  адекватного метода познания мира.

 

Джордано Бруно (1546-1600)

 

Философски обобщил теорию Коперника, высказал идею бесконечности Вселенной  и множества миров. Природа - это  бог в вещах, следовательно цель познания - телесная, материальная природа, а не сверхприродный бог. Оригинальность концепции Бруно - в объединении пантеизма с принципом индивидуализма, обобщённые в понятии монада (индивидуальная сущность, сочетающая в себе как духовное, так и материальное начало и выступающая, как основная единица бытия). Высшая субстанция - Бог - это монада монад. Как целое она проявляется во всём едином по принципу "всё во всём".

 

Бруно сформулировал основное утверждение  становящегося естествознания нового времени:

Вселенная едина, бесконечна и неподвижна (движутся только составные её части);

Вселенная не порождается и не уничтожается, а может лишь увеличиваться и  уменьшаться;

Вселенная одновременно и творец и  творение, и причина и следствие;

Т.к. мироздание бесконечно - безграничен  и процесс его познания.

 

В целом философия Ренессанса является необходимым и естественным периодом от средневековых философских традиций к философии Нового времени.

 

Её особенности:

Антропоцентризм (центральное место  занимает человек);

Гуманизм (признание ценности человека, как личности);

Светская направленность философии, отрицание схоластики;

Тесная связь с естествознанием;

Обращение к античному наследию (возрождение).

5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

5.1. Учение о методе. Рационализм  и эмпиризм

 

Философия нового времени осуществила  окончательный поворот к утверждению  автономии человеческого разума, признанию его основой человеческого  познания и деятельности.

 

Основоположники: Ф.Бекон (1561-1626) и  Р.Декарт (1596-1560).

 

Мировоззренческие и методологические сдвиги, произошедшие в эпоху Возрождения, выдвинули задачи:

Обоснование адекватного метода познания природы;

Исследование природы человеческого  разума без божественных наворотов.

 

Поиск путей решения этих задач  привёл к появлению эмпиризма  и рационализма.

 

  1. Эмпиризм

 

Основан Ф.Беконом; Придавал исключительное значение наблюдениям, эксперименту. Критерий истинности - опыт. Познание - отображение внешнего мира в сознании человека (чувства, ощущение, опыт). 1620 г. - книга Бекона "Новый органон", или истинные указания для истолкования природы" - представлен метод получения общих знаний о мире, путём изучения многообразных единичных вещей. Роль разума - переработка данных, нахождение связей, открытие законов природы. Он критиковал "узких" эмпиристов, переоценивающих роль разума, а так же рационалистов, игнорирующих чувственное познание.

 

Критикуя схоластику, Бекон заявлял, что новый метод требует освобождения разума от древних представлений:

Идолы рода: ложные представления  о мире, обусловленные несовершенством  органов чувств и ограниченностью  разума;

Идолы пещеры: ископаемые представления  о действительности, связанные с  индивидуальным опытом, воспитанием, поклонением  авторитетам;

Идолы рынка: ложные представления, порождённые  неправильным употреблением слов, распространённых на рынках и площадях;

Идолы театра: неправильные представления  людей, заимствованные ими из различных  философских систем.

 

  2. Рационализм

 

Основан Р.Декартом. В работе "Рассуждение о методах": источник знаний и критерий истины находится не во внешнем мире, а в разуме. Главное в познании - интуиция интеллекта или чистое умозрение.

 

Все идеи он подразделил на:

Пришедшие из чувств;

Врождённые (от бога) - обладают полной достоверностью.

 

Абсолютно достоверным методом, содействующим открытию является сомнение во всём существующем. Единственно достоверный факт - мышление "мыслю, значит существую", т.е. по Декарту критерий истины - это ясность и отчётливость наших представлений. Задача познания - "как могли быть созданы" вещи. Истина - не есть соответствие знания быта, а модель для создания быта, соответствующего этой истине.

 

Он открывает для познания возможность  технического приложения результата, возможность экспериментального создания бытия, не существующего в видимом  природном мире (методологическое обоснование  математического естествознания).

 

Философами и естествоиспытателями, ориентированными на изучение природы  были сформулированы следующие основные установки:

Субъект познания - отдельный индивид;

Объект познания - самосущая природа (сама по себе);

Цель познания -открытие универсальных и вечных законов бытия;

Методы науки - эксперимент и  наблюдение, механическая модель и  механическая гипотеза;

Количественные характеристики вещей - главные, их изучение выступало важнейшей  задачей познания;

Материя - инертная субстанция, не связанная  с пространством и временем; Пространство - пустое вместилище вещества; Время - чистая длительность;

Модель мира - часы, которые завёл "Бог", после чего не вмешивался (деизм - механизм+идеализм).

5.2. Французская философия XVIII века. Механический материализм, просвещение

 

Т.к. биология, химия и т.д. ещё  только формировались, законы механики продолжали считать всеобщими.

 

Ламери (1709-1751)

 

"Человек-машина" - человек, это  искусно построенный механизм. Материальный  мир существует сам по себе, у него нет ни начала, ни  конца. Душа - деятельность мозга,  является двигателем тела, материальна.  Отличие человека от животного - структура, объём мозга (количественное). Изучение механики тела должно привести к пониманию деятельности мозга. Познание сущности мира - невозможно.

 

Поль Гольбах (1723-1789)

 

"Система природы" - публично  сожжена. Природа - совокупность  веществ, действующих в силу  собственной энергии, является  причиной всего, ибо существуют  благодаря самой себе, не богу. Все тела состоят из неизменных, неделимых атомов. Мир подчинён  всеобщим законам (механики), где  нет места для случайностей.

 

Французское просвещение (вторая половина XVIII в.)

 

Мощное движение, ориентированное  на критику феодализма. Просветители возвышали разум над верой, боролись с предрассудками и суевериями и следовательно критиковали церковь. Человек должен стать властителем мира. Человек - ровня другому человеку, свободен в решениях и действиях; Разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических прав. Большинство просветителей в качестве гаранта этих прав видели доброго и просвещённого монарха.

5.3. Проблемы человека и общества  в философии нового времени

 

Для построения картины мира, философы нового времени использовали теорию механики.

Информация о работе Философия как наука