Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций
Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.
С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и антологизм.
Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека;
Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только значится существующим;
Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода, Демокрит - атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.
2.3. Учение о бытии
Демокрит
Считал, что основой всего являются атомы и пустота. Атомы имеют бесконечное множество форм, они есть сущее, движение в пустоте. Пустота - это не сущее. Атомы имеют свою величину, порядок и положение, они (вместе с пустотой) являются причиной всех вещей. Атомы сами по себе неизменны, следовательно материя неуничтожима и несотворима (всегда существовала). Новым в античном мышлении является Демокритово понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворённости вселенной, убеждённость в существовании бесконечного множества миров, которые возникают и гибнут.
Проблему познания Демокрит решает с материалистической точки зрения. По его убеждению от вещей отделяются образы и помещаются где-то между вещью и сетчаткой глаза, т.е. гносеологический образ у Демокрита оказывается материальным. Демокрит - сторонник строгой необходимости. Развитие вселенной, порядка мира - определено движением атомов. "Причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь - необходимость".
Платон
Первый последовательный идеалист античности. Его концепция сформировалась в процессе критики Демокрита и всей материалистической традиции. Лучше всего философия Платона представлена в работе "Закон", где его антологические, политические, этические и эстетические взгляды объединяются воедино. У Платона материальный мир, окружающий нас, является лишь тенью и производной от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи - возникают, изменяются и гибнут, поэтому не могут быть подлинно сущим. Идеи неизменны, неподвижны и вечны. Именно эти их свойства придают им подлинное, действительное бытие. Бытие идей и является единственным предметом подлинного познания.
Идея существования вне
Мир идей согласно Платона расположен на планете Гиперурания. Ядро теории познания Платона - теория воспоминаний. Душа вспоминает идеи, которые познавала, находясь в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удаётся отстраниться от телесности. Душа бестелесна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется душе.
Аристотель
Если о Платоне можно сказать,
что он обобщил в своих работах
почти все идеалистические
Основная группа работ Аристотеля посвящена учению о бытии. Кроме того, Аристотель создал серию работ по вопросам философии и природы, по обществознанию, а так же по логике и методологии познания.
Ядром философии Аристотеля является учение о бытии (антология). Основой всякого бытия он считал первую материю. Она принципиально не определима, её нельзя считать даже составной частью конкретной вещи или явления. Основой всего выступают огонь, земля, вода, воздух. Сами эти вещества - суть соединения первой материи и формы. Первая материя - лишь потенциальное бытие. Форма образует из потенциального бытия действительное, реальное бытие.
Аристотель по новому решает отношение общего и единичного - как отношение двух сторон действительности. Форма имеет активный, деятельный характер, а материя пассивный.
У Аристотеля находим и самые
общие определения движения - это
реализация осуществления сущего, это
переход возможности в
В философии Аристотеля важное место занимает категория причинности. Он различает четыре вида причин:
Материальная. Содержится в самой первой материи, в её характере. В этом смысле она потенциальна;
Формальная. Соединена с формой, как активный принцип, который творит из материи истинную реальность;
Активная (движущая) причина - то, откуда идёт начало движения, то, что оформляет материю;
Конечная (целевая) причина - объясняет цель и смысл движения - то, ради чего происходит движение.
Для понимания и объяснения бытия необходимо познать все виды причин, ибо благодаря их воздействию существуют вещи. Познание формальной причины важнее, чем познание материальной, однако каждая вещь находит своё завершение в том назначении, в котором она возникла и существует. Таким образом познание конечной причины выступает целью познания.
Аристотель впервые вводит в ясно осознанной форме проблему теологии (учение о целесообразности мира).
2.4. Проблема человека и общества в философии античности
"Софисты"
Первые обратили внимание на специфику человеческого бытия. Протагор: "Человек есть мера всех вещей". Софисты подготовили антропологический переворот, совершённый в античной философии Сократом.
Сократ (470-399 гг. до н.э.)
Попытался осмыслить своеобразие человека через рассмотрение специфики его деятельности, особенно в сфере нравственного поведения. В беседах с людьми он стремился выявить глубинные основания поступков, ведущих к достойному образу жизни. Добродетель, считал он - это знание, ибо нужно знать, что есть добродетель, для того, чтоб соответствовать этому. Таким образом, Сократ сделал философское открытие - основа деятельности человека - всеобщие понятия, которые по своей природе идеальны. Сократ первым отчётливо осознаёт принципиальное отличие деятельности человека от действия природных сил. Это отличие в том, что человек руководствуется общими понятиями.
Платон
Структуры космоса, государства, человеческой жизни полностью аналогичны. Их устройство тройственно:
Космос: высший вечный мир идей; душа мира, объединяющая мир чувственных вещей; телесный мир чувственных вещей - мир разнообразия и изменчивости;
Государство: представляет собой иерархию трёх сословий (философы и правители, воины и стражники, свободные труженики. Раб считался орудием труда);
Душа человека: разумная (высшая часть); яростная (воля); вожделеющая (чувства).
В его философии мир - это всеобъемлющий
космос, в котором отведено место
общественной жизни, каждому человеку.
Разумное постижение идей обеспечивает
человеку добродетельную жизнь. Если в
человеке преобладает яростная или
вожделеющая душа - ему закрыт доступ
к истинно человеческому
Человек - единство души и тела. Характеризуя взаимодействие человека и государства, Платон говорит, что им присущи одни и теже начала и их число одинаково, т.е. Платон показывает принципиальное тождество природы человека и общественного устройства жизни.
Аристотель
Трансформировал систему объективного идеализма своего учителя, в т.ч. его учение о человеке. Для познания причин существования вещей, человек, по Аристотелю, пользуется логикой, называя её органоном (чисто человеческим изобретением).
Открытием Аристотеля было осознание
качественного отличия
Проблемы человека и общества, а также государства приобретают большое значение в эпоху эллинизма (IV - I вв. до н.э.).
Эпикур
Человек - чувствующее существо и его чувства являются основным критерием морали. Высшим благом считал блаженство, наслаждение, как вытекающие из человеческой сущности. Общество - совокупность индивидов, которые договорились не вредить друг другу. Соблюдение этого договора - справедливость. Эпикур в определённой степени предвосхищает теорию общественного договора, возникшего в философии нового времени (XVII - XVIII вв.). Эпикур советовал мудрым избегать общественной деятельности. Замкнутость в частной жизни - типичное проявление индивидуализма.
3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3.1. Социокультурные и мировоззренческие предпосылки возникновения
Первые века нашей эры характеризуются кризисом рабовладельческого строя и возникновением феодализма. Этот процесс сопровождается возникновением государства, ставшим ведущим явлением западного средневековья. Философия в эту эпоху развивается в рамках христианского мировоззрения.
Христианское мировоззрение
Античное ориентировалось
Человек, в античном мировоззрении, занимает центральное место, в силу центрального положения Земли в структуре вселенной. В средневековой философии, центральное место человека обуславливается тем, что он является высшим творением бога, по образу и подобию. Существенное отличие человека от всего мира усматривалось в его духовности;
В античном мировоззрении неравенство людей усматривалось в их природе. В средневековом - все люди равны перед богом, ибо несут духовное начало (именно в этом их подобие богу). Признание этого было громадным, но противоречивым шагом вперёд, ибо не означало социального, политического и экономического равенства. Все люди рабы божьи - возникает идея универсализма человеческой природы, а Христианство понимается, как универсальная религия.
В античном мировоззрении время циклично. В средневековом, мир обретает временной вектор - от сотворения его богом, до предстоящего ссудного дня.
В отличии от античного культа человеческой телесности, восхищения её красотой, в средневековой плоть понимается, как носитель греховности, поэтому её стремились обуздывать, умерщвлять.
3.2. Учение о бытии в философии средних веков
Важнейшая тема христианской антологии (учение о бытии) - тема отношения бога и сотворённого им мира.
Схоластика (Греция, XI-XIV вв.) - философия, господствующая в школьном преподавании. Основная задача схоластики - обоснование, защита и систематизация религиозных догматов, абстрактным, логическим путём. Тем самым, в какой-то мере, признавалась роль разума в познании.
У Аристотеля причина не порождает, а структурирует вещь, оформляет, т.е. причина у него не порождающий, а определяющий фактор.
В христианской антологии причина
и следствие понимаются, как два
уровня бытия. До акта божественного
творения, низший уровень отсутствует.
Возникновение следствия (мира) никак
не сказывается на причине - в средневековой
антологии категория
В средневековой антологии, наряду с категорией причинности, по новому трактуются категории "возможность и действительность", "материя и форма", "общее и особенное" (единичное).
Особый вклад в это