Философская концепция сверхчеловека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Философия Ф. Ницше отличается новаторством, нетрадиционностью, неординарностью, резкостью и категоричностью, но в то же время своевременностью и логической обоснованностью. «Бог умер! Мы его убили - вы и я!», - говорит Ницше словами «сумасшедшего» в своей работе «Весёлая наука». На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из «обычных» людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Вопрос 1. Специфика философской концепции Фридриха Ницше: сущность, содержание…………………………………………………………………….…..5
Вопрос 2. Особенности концепции сверхчеловека Фридриха Ницше………..……………………………………………………………….......10
Вопрос 3. Восприятие концепции Ницше в России: основные этапы, тенденции,значение...............................................................................................16
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы ………………………………………...……………….......36

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Концепция сверхчеловека Ф.Ницше.docx

— 82.32 Кб (Скачать файл)

В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, если следовать генезису его мысли, - захватывающее  произведение; без сомнения, им было задумано лирическое священное произведение. В первой части Заратустры Ницше  преследует мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего  все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и  рока.

Заратустра является предзнаменованием  Сверхчеловека; это пророк благой вести. В своем одиночестве он открыл обещание счастья и несет это  обещание людям; с благодетельной и  мягкой силой он предсказывает людям  великое будущее в награду  за великий труд; в другое время  Ницше заставит его держать более  суровые речи.

Самое высокое, что может  пережить человек, учит Ницше - это "час  великого презрения". Презрения к  самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к "жалкому довольству собою", называемому добродетелью. "Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - эта молния, он это безумие!".

Он хочет верить и ему  удается уверовать в Сверхчеловека. Ему хочется утвердиться в  этой надежде; она очень подходит к смыслу его произведения. Ницше  хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой  жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольного  избранного меньшинства, которое очищает  и обновляет свою кровь. Исчерпывается  ли на этом вся его задача? Конечно, нет. Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленное происхождение. Последняя его воля заключается  в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать  подчиненным их обязанности, сильным  их долг и объем власти и вести  все человечество к высшему будущему.

В чем заключается смысл  этой идеи? У Ницше чрезвычайно  подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения  не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих  его идей, и сам толкует их по разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполне возможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точным изложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической фантазией, которою он забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества.

"Я хочу учить людей  смыслу их бытия :этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человечества."5

"Падающего - толкни." Ницше прежде всего имел в виду критику христианства, которое считал религией слабых, униженных рабов.6 Христианская религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше: не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности - идеала античности и возрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяние, жертвы и самопожертвование, навязанного религией лицемерия.

"Человек погибнет и  придет на его место сверхчеловек "

Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал  человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей  истории, когда бал жизни будут  править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство, прежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что  в человеческом общежитии считается  добром, что составляет для людей  ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может  объективно обусловленной морали.7 Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни : мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит  в том, что некоторые из них  от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе. Соответственно различается  и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.

Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления  о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует  их интересам; мягкосердечие, любовь к  ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль.

Если попытаться суммировать  различные разрозненные оценки, данные Ницше господствующей морали, то, вероятно их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о  всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той  мере, в какой он не посягает на свободу  других; в-третьих, об абсолютности моральной  ценности, которая якобы не требует  никаких доказательств, поскольку  она не средство, а цель.

Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь  как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и  осмысление, сколько инстинктивные  реакции. Инстинкты этого рода в  наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека. Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самого Ницше, которые  живут жизнью провозвестников.

"Мы, те, кто мыслит и  чувствует, единственные, кто действительно  и постоянно делает нечто, чего  еще нет : весь постоянно растущий  мир ценностей, красок, веса, перспективы,  лестницы утверждений и отрицаний. найденные нами поэтические вымыслы становятся руководством для так называемых практических людей (наших актеров), призванных превращать их в плоть и действительность, даже в повседневность".

"Моя задача подвигнуть  человечество к решениям, которые  определят все будущее".

Ницше пропагандировал двойную  мораль сверхчеловека. По отношению  друг к другу — это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные  люди. Но по отношению к «чужим»  они немногим лучше необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных  тормозов и руководствуются в  своих действиях инстинктами.

«Они возвращаются к невинной совести дикого зверя, как торжествующие  чудовища, которые идут с ужасной  смены убийств, поджога, разгрома, насилия  с гордостью и душевным равновесием... уверенные, что поэты теперь надолго  будут иметь тему для творчества и прославления».8

Внешней особенностью сверхчеловека  Ницше считал «врожденное благородство», «аристократичность». Он презирал современных  господ—буржуа — за их происхождение  или занятие, а прежде всего, за недостаток у них этих качеств, способных, по его мнению, автоматически обеспечивать власть над людьми. Ницше считал, что массы готовы повиноваться, если господин доказывает право повелевать уже своей внешностью, манерой  держаться. Если же аристократический  облик отсутствует, то массу легко  навести на мысль, что только случай и нечаянное счастье возвышает  одного над другим. Обладатель власти, сверхчеловек становится не в силу рождения членом определенного сословия или класса, а предназначен к этому  самой природой.

Примечательная особенность  этих “белокурых бестий” - это их врождённые благородство, аристократичность, которых  так не хватает нынешним “господам”, “фабрикантам” и “торговым деятелям”, чтобы автоматически обеспечить себе господство. Ведь только внешность  даёт ему право господства над массами. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку, как тот относится к обезьяне.

Ницше нередко заявляет, что в действительности сверхчеловека  еще не было, его необходимо вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового “вождя”, “фюрера”, полубога, а то даже и Бога.9 Заратустра - это не сверхчеловек, это “мост” к сверхчеловеку. И в этом состоит цель человечества. Обычные люди нашего времени — это исходный материал, «навоз», необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек, по сути дела, занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили — возвещает Ницше и на его место должен прийти сверхчеловек.

Сверхчеловек - это новый  “культ личности”, далеко выходящий  за рамки “культа личности” обычных  людей и легший в основу мифологии  Ницше. Но ведь не в этом суть сверхчеловека Ницше. Его сверхчеловек безжалостен, прежде всего, и более всего к себе, он сомневается и подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни. "В человеке тварь и творец соединены воедино". Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это уникальный и всей жизнью осуществленный эксперимент по разрушению внутри себя "твари" и взращивания "творца", прозванного "сверхчеловеком".

Многие категории нравственного  учения Ницше вошли в философско-этическую  науку и в наш обыденный  язык: "переоценка ценностей", "Сверхчеловек", то есть "которых слишком много"; "человеческое, слишком человеческое"; мораль "по ту сторону добра и  зла".

 

 

 

Вопрос  3.Восприятие концепции Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение.

Творчество Ф. Ницше, идеи которого несколько десятилетий  определяли интеллектуальную жизнь  Европы, оставило столь глубокий след в истории российской общественной мысли, что правомерно говорить об особом, связанном с судьбой духовного  наследия Ницше в России, пласте отечественной культуры, охватывающем последнюю декаду XIX века и полтора  десятилетия между началом столетия и Первой мировой войной. Однако и поныне идеи немецкого философа, ставшие неотъемлемой частью отечественного культурного контекста, играют существенную роль в духовной жизни России.

Отечественная культура не пассивно приняла чужое влияние, а откликнулась на то, что отвечало ее внутренним духовным нуждам: "...активное восприятие Ницше в России - это не просто влияние, а судьба"10. Творчество германского философа получило в России специфическую трактовку. Ницше, как он был прочитан российской интеллигенцией, оказался настолько близким традиционной отечественной мысли, что один из ведущих современных славистов назвал его "самым русским" из западных философов11.

С 80-х годов минувшего  века, когда возник и стремительно усиливался интерес к текстам  и личной драме немецкого мыслителя, философы самых разных духовных ориентаций не один раз "открывали" для себя Ницше. Многие культурные, общественно-политические, философские, даже религиозные движения рубежа XIX-XX веков испытали влияние, а порой представляли собой прямые отклики на пророчества и проклятия "Фридриха Безумного". Марксисты  и аналитическая школа языка, позитивисты и экзистенциалисты, психоаналитики и даже, в последнее  время, постмодернисты и традиционалисты  предлагали свое понимание Ницше, выделяя различные основания его мысли и акцентируя внимание на разных сторонах его многопланового учения, порой разрушающего междисциплинарные границы наук (философии и филологии, литературы, психологии, истории, и т.д.). В историко-философской литературе к настоящему времени сложились довольно устойчивые тематические блоки, концентрирующие внимание на определенных аспектах творчества германского мыслителя. Воссоздать некий "истинный" портрет, отыскать в русской философской традиции последнюю правду о "настоящем" Ницше - невозможно. Вопрос о том, чья интерпретация Ницше правдивее и истинее, неразрешим. По меткому замечанию одного из ведущих российских ницшеведов, "ошибиться, интерпретируя Ницше, легче, чем быть уверенным в своей правоте"12.

Существенно, что "русское  ницшеанство" не носило характер единодушного принятия идей и сочинений мыслителя. Проникновение творчества Ницше  в отечественную культурно-национальную традицию шло через внутреннюю полемику, критику, опровержение и неприятие  ряда положений его философии. Да и понимание идей Ницше в России было далеко не единообразным. Едва ли можно говорить о некоем едином образе Ницше, поскольку каждый отечественный  читатель открывал в немецком философе что-то свое. Так, один из отечественных рецензентов философа, Е.Соловьев, в 1901 году заметил, что орфография его имени - Нише, Ниче, Нитче, Нитше, Нитчше - была столь же разнообразна, сколь отличались друг от друга мнения о нем. В некоторых кругах имя немецкого мыслителя воспринималось как символ индивидуализма, в других же, напротив, оно означало духовный универсализм, а порой связывалось с патетикой коллективного творчества, потерей своего "я" в культовом единстве и принесением себя в жертву Богу. Для одних он был исключительно "нигилистом" и "человеком последнего бунта", ломавшим традиционные представления о нравственности, даже "разрушителем исторического христианства". Для других - учителем и творцом "высшей морали", "пророком новой веры", более того - провозвестником идеи религиозного синтеза, новой религиозной культуры. "Как можно было убедиться, - пишет современный исследователь творчества философа Р.Данилевский, - Ницше предстал перед русским читателем в самых разных ипостасях - от богоборца до богоискателя, от идеолога мещанства до врага его и союзника русского освободительного движения, от насаждающего "древо смерти" до проповедующего "радость жизни".13 Ф.Ницше вдохновлял на поиск первоценностей: свободы, красоты, творчества, на эксперименты в искусстве, литературе, музыке, кино. Типичным было отношение к философу как создателю нового мировоззрения, талантливому художнику слова, религиозному проповеднику.

Информация о работе Философская концепция сверхчеловека