Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:16, курсовая работа
Философия Ф. Ницше отличается новаторством, нетрадиционностью, неординарностью, резкостью и категоричностью, но в то же время своевременностью и логической обоснованностью. «Бог умер! Мы его убили - вы и я!», - говорит Ницше словами «сумасшедшего» в своей работе «Весёлая наука». На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из «обычных» людей.
Введение……………………………………………………………………….......3
Вопрос 1. Специфика философской концепции Фридриха Ницше: сущность, содержание…………………………………………………………………….…..5
Вопрос 2. Особенности концепции сверхчеловека Фридриха Ницше………..……………………………………………………………….......10
Вопрос 3. Восприятие концепции Ницше в России: основные этапы, тенденции,значение...............................................................................................16
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы ………………………………………...……………….......36
В России начало отсчета серьезных научных дискуссий вокруг ницшевской идеи сверхчеловека обычно относят к 1892 году - времени выхода в свет очерка В.Преображенского "Фридрих Ницше: критика морали альтруизма", первого специального исследования творчества немецкого мыслителя.
Даже в дореволюционной
России рецензия западной мысли шла
с опозданием на 10-15 лет. [Полный перевод
"Так говорил Заратустра" (1883-1884,
появилось в печати в 1884) - первых
книг Ницше, завоевавших популярность
в России, - были опубликованы соответственно
в 1899 и 1898 годах]. В России того времени
существовала жесткая церковная
цензура, сыгравшая главную роль
в относительно позднем знакомстве
отечественных читателей с
И все же последняя декада XIX века - конец инкубационного периода: Ницше читают, о нем много пишут. Количество публикаций. Содержащих критическое осмысление концепции немецкого мыслителя, а также переводов его работы возрастало стремительно. Уже к концу первой декады ХХ века в России насчитывалось более ста статей и монографий, посвященных творчеству немецкого философа, большинство из них посвящались работе «Так говорил Заратустра». В то время не было другой страны, - помимо, разумеется, Германии, - где Ницше был так известен и обсуждаем, как в России.
Дебют Ф.Ницше в России пришелся на время, когда наиболее распространенные у нас в минувшем столетии философские доктрины - антигегельянский позитивизм и материализм шестидесятых годов XIX века, а также народничество семидесятых, утратили свою интеллектуальную привлекательность. Марксизм только еще начинал завоевывать сторонников среди отечественной интеллигенции. Таким образом, никакого доминирующего идеологического направления в России тех лет выделить практически невозможно. Между тем становилось все более очевидным нарождение новой философской мысли, ломавшей установленные позитивистами и рационалистами узкие моралистические рамки, которые считались единственно подходящими для "прогрессивной и критической мысли". Такая переориентация взглядов русской интеллигенции не была вызвана каким-нибудь единичным событием или появлением одной выдающейся личности. "У людей открывались глаза на вещи доселе от них скрытые. Молодежь стали очаровывать цвет, звук и мистические интуиции, утраченные предшествующими поколениями. Сыновья стали открывать ценности, отброшенные их отцами. Старая крепость российского позитивизма начала рушиться под натиском молодых поэтов, критиков, художников, философов и богословов"15. В идейно разреженной атмосфере эпохи возник спрос на яркую, сильную, влиятельную идеологию и философию.
Эволюция восприятия концепции
Ф. Ницше о сверхчеловеке в
России прошла ряд этапов, которые
можно обозначить как "ознакомительный",
"вольной интерпретации", "опосредованного
влияния" и "возвращения". Эти
периоды различаются главным
образом смысловыми акцентами интерпретации
учения немецкого мыслителя. Говоря
о хронологической
Первый этап (ознакомительный) относится к девяностым годам XIX века. Для этого времени характерны острые дискуссии о нравственной природе ницшеанства, полемическое обсуждение моральных, эстетических, психологических проблем. Знакомство отечественного читателя с концепцией Ницше о сверхчеловеке состоялось, главным образом, посредством пересказа содержания его книги в критическом изложении на страницах толстых журналов и газет. Особую известность в эти годы получили оценки философии Ницше, высказанные в работах В.Преображенского, Н.Михайловского, Вл.Соловьева, Н.Федорова, Л.Лопатина, Н.Грота, В.Чуйко, А.Волынского. К данному периоду относятся первые публикации на русском языке переводных исследований по философии Ницше - монографий Ф.Риля (1897), Г.Зиммеля (1899). А.Лихтенберже (1899).
Первым наиболее серьезным разбором философской концепции Ницше стала статья В.Преображенского "Фридрих Ницше: критика морали альтруизма" (1892). Преображенский, будучи решительным противником как буржуазного строя жизни и мысли, при котором творческая воля скована незыблемым укладом традиционного образа жизни, так и социалистических тенденций с их идеалом общего, регламентированного благополучия, обратился к учению Ницше, видя в нем реальный путь преодоления мещанской косности и социалистической нивелировки жизни. Он, вслед за Ницше, критиковал моральные заповеди современного общества, в котором, по его мнению, господствовала порожденная христианством этика альтруизма, ставящая во главу угла утилитарный принцип полезности и счастья как отсутствия страдания и, вследствие этого, ведущая к обезличиванию, устранению индивидуального начала в человеке. Единственный путь выхода из регрессивного движения к культурному краху современной эпохи Преображенский, как и его учитель, видел в переоценке нынешних идеалов, провозглашении новых "скрижалей ценностей", возвышении и облагораживании человека. Главную заслугу философа исследователь видел в том, что тот впервые в науке о нравственности поднял саму проблему морали, возвысившись для этого над всеми исторически преходящими нравственными оценками и воззрениями, перейдя по ту сторону Добра и Зла. Преображенский подчеркивал, что Ницше по-новому взглянул на нравственность, увидев в ней относительную ценность. "Нравственность имеет только относительную ценность, а не абсолютную ценность. Относительная ценность нравственности измеряется упадком или взлетом жизни"16.
Очерк Преображенского положил
начало дискуссии, развернувшейся на страницах
ряда солидных периодических изданий.
В числе наиболее значимых работ
этого периода - статья маститого
ученого, главы Московского
Сложна и неоднозначна интерпретация философии Ницше Вл.Соловьевым - центральной фигурой в русской философии. Соловьев считал концепцию сверхчеловека наиболее важной проблемой в творчестве Ницше. Однако принимая саму идею сверхчеловека, подчеркивая важность раскрытия проблемы сверхчеловеческого начала, он принципиально иначе видел суть вопроса: сверхчеловеку Ницше (понятому Соловьевым как прообраз Антихриста) российский философ противопоставил Богочеловека Иисуса Христа. В ницшеанской идее сверхчеловека он видел величайшую опасность, грозящую христианской культуре. Отношение Соловьева к Ницше было весьма настороженным18.
Неожиданно благосклонное признание концепция Ницше о сверхчеловеке получила в статьях ведущего теоретика народничества - Н.Михайловского, одним из первых отечественных литераторов воспринявшего Ницше прежде всего как социального мыслителя и философа истории, идеи которого представляли позитивную ценность для развития субъективного метода в этике и социологии. Особое внимание при изучении взглядов Ницше Михайловский уделил тезису о безусловной ценности волевой деятельности человека. Однако, приветствуя воззрения философа на роль личности в истории, Михайловский серьезно расходится с Ницше по вопросам, касавшимся устройства и переустройства современного общества.
И все же очевидно, что
первоначальное (примерно с 1895 по 1899-1900
годы) отношение российских интеллектуалов
к концепции Ницше можно
Второй этап (вольной интерпретации концепции Ницше) охватывает первую четверть ХХ века. Рубеж столетий - пик популярности философии Ницше в России. В 1900 году опубликовали первое собрание его сочинений на русском языке под общей редакций А.Введенского (Собр. соч.: В 8 т. М., 1900; 2-е изд.: в 9 т. 1902-1903). Учение Ницше, наряду с философией Вл.Соловьева, оказало катализирующее воздействие на деятелей Русского духовного ренессанса. В центре внимания оказались философские, религиозные, экзистенциальные и историко-культурные вопросы. Это было время выхода в свет отечественных монографий, содержащих всесторонний анализ философии Ницше: "Философия Ф.Ницше: критический очерк" кн. Е.Трубецкого (М., 1904). "Философия Ницше и его произведения" В.Битнера (СПб., 1904). Появились серьезные исследования, главной темой которых стало сопоставление концепции Ф.Ницше с творчеством известных российских мыслителей, главным образом, Ф.Достоевского и Л.Толстого. Данной теме посвящены труды Л.Шестова, Д.Мережковского, В.Иванова. Публиковалось значительное число художественных произведений (М.Арцыбашев, А.Вербицкая, М.Горький), в которых главными героями были ницшеанцы.
Одной из черт российского духовного возрождения, отличавшей его от традиционного русского идеализма, является принятие и творческое переосмысление идеи Ницше. О значении концепции Ницще в жизни нового поколения отечественных интеллектуалов красноречиво свидетельствуют воспоминания очевидцев-современников: "В эту зиму все читали "Так говорил Заратустра"" - писала Л.Менделеева-Блок о 1901 годе.19 "Фридрих Ницше, ниспровергатель кумиров, стоит в дверях нового века. Недавние тоскливые декаденты превращаются в ницшеанцев анархистов, революционеров духа", - констатировал К.Мочульский; "Ницше - настоящий бог молодежи того десятилетия", - утверждал А.Бенуа.20 Н.Бердяев, один из главных героев умственной жизни на рубеже столетий, писал: "Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни"
Если позитивное отношение
небольшой части отечественной
интеллигенции к учению Ницше
в 1890-х годах встречалось
Творчество Ницше оказало решающее воздействие на С.Франка - крупнейшего отечественного метафизика, представителя религиозной философии всеединства. Уже став именитым мыслителем, Франк в мемуарах описал историю своего обращения к идеям Ницше: "Зимой 1901-1902 гг. мне случайно попала в руки книга Ницше "Так говорил Заратустра"... С этого момента я почувствовал реальность духа, реальность глубины в собственной душе - и без каких-либо особых решений моя внутренняя судьба определилась. Я стал "идеалистом", не в кантианском смысле, а идеалистом-метафизиком, носителем некоего духовного опыта, открывшего доступ к незримой внутренней реальности бытия"21.
С.Франк - автор нашумевшей работы "Ф.Ницше и этика "любви к дальнему"" (1902), вошедшей в знаменитый сборник "Проблемы идеализма". Она была первым серьезным философским сочинением двадцатипятилетнего мыслителя. Основную цель своей статьи он определял так: "...характеристика учения Ницше как этического идеализма". Из сочинений немецкого философа Франк сделал казавшийся парпадоксальным многим из его современников вывод о том, что учение Ницше представляет собой не что иное, как "нравственный кодекс жизни героя, впервые написанное евангелие для людей творчества и борьбы", "этику активного героизма".22
Главной заслугой Ницше российский мыслитель считал выработку новой этической системы, в основе которой лежит принцип "любви к вещам и призракам" - впервые выделенный германским философом вид нравственного чувства, равноудаленный, по мысли Франка, как от эгоизма, так и от альтруизма, и по своему этическому значению претендующий на большую ценность, нежели любовь к людям. (Франк взял понятие "любовь к призракам" из знаменитого изречения Заратустры: "Выше, чем любовь к ближнему, стоит любовь к дальней и грядущему; еще выше, чем любовь к человеку, ценю я любовь к вещам и призракам". Речь идет о любви к отвлеченным ценностям - истине, справедливости, свободе, религиозному или нравственному идеалу, красоте, чести.)