Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:00, лекция
Какова роль идеалов в производстве (распределении, потреблении) ценностей?
Идеологические автоколебания в истории общества.
Потребительские автоколебания в истории общества.
Что такое ценность? Каково соотношение абсолютного и относительного в ценности?
Уважаемые студенты!
Контрольная – одна из форм контроля и получения баллов.
Домашняя контрольная
Задание следующего характера:
Необходимо выбрать сюжет из мировой литературы (кино и т.д.), проанализировать его с теоретических позиций (так называемый, «синергетический анализ проблемы свободы»), что были и будут еще представлены на лекциях (не для всех); в анализе художественной (или жизненной) коллизии использовать как феноменологический (внешний, наблюдаемый)) уровень рассмотрения, так и эссенциальный (внутренний, сущностный, ненаблюдаемый). Использовать всю терминологию «синергетического анализа проблемы свободы»: выбор, социальный отбор, бифуркация, случайность, отбор случайности (флуктуация), возможности, тезаурус, детектор, селектор и т.д.
Критерии оценки: самостоятельность, полнота, содержательность, точность высказываний.
Объем – 2 страницы.
Пример 1-й работы
Способ оформления текста
ИВАНОВ А.А. гр.3656
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ ВЫБОРА В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
В романе Достоевского представлены
несколько сюжетных линий, где происходит
сложный выбор героями
Раскольников как-то написал статью, где проповедовал мораль сверхчеловека, готового пожертвовать жизнью тысяч людей ради спасения всего человечества. От теории он решил перейти к практическим действиям.
Феноменология выбора – это внешние, наблюдаемые проявления свободы. В рамках «феноменологии вещей» мы можем наглядно наблюдать и описывать сам процесс выбора, отдельные «точки» бифуркации на фоне крайне неравновесного состояния системы, а также какие-то результаты выбора, приведшие к чему-то необратимому. Это так называемые аттракторы, которые могут характеризоваться как «циклические петли», фазовые состояния, относительно замкнутые процессы, характеризующиеся либо упорядоченностью (порядком), либо хаотичностью (хаосом). Это квазиустойчивые состояния, в которые попадает система после бифуркации и отбора одного из вариантов дальнейшей эволюции; вернуться назад она уже не может, т.е. не может повторить с достаточной полнотой прежнее состояние, поскольку сама меняется существенным образом.
Центральная акция самого выбора Раскольниковым варианта (возможности) дальнейшего пути была страшной – это убийство старухи-процентщицы (и не только ее одной). Достоевский рисует целый каскад бифуркаций, происходивший с Раскольниковым и связанными с ним людьми. Сначала Родион Романович отрешается от друзей и покидает университет, перестает отвечать на письма матери и сестры, которые его безумно любят, погружается в себя, вынашивая преступный замысел. Он осознает, что готовит преступление, но, по его мнению, это «высокое» преступление, которое его возвысит над всеми. Техника выбора проста – тюкнуть топором по голове, забрать ценные вещи (на небольшую сумму), чтобы с этого начать «осчастливливать» человечество. Вполне «детские» побуждения и желания, правда, в голове взрослого человека.
В полубезумном состоянии психики он идет по знойному (буквально раскаленному в июле) Петербургу, входит в прохладный неухоженный подъезд дома, где жила процентщица. Срывающимся голосом он просит её, крайне недоверчивую старуху, отпереть ему двери для нового заклада. Жадность в ней побеждает, она звякает множеством крючков и запоров. В процессе обмена она отворачивается от бедного студента, чтобы не показывать ему узелок, в котором спрятаны деньги, и довольно долго с ним возится. Развязывая узелок, она «развязывает» убийце, пошатнувшемся было в своем намерении, руки. Он наносит удар топором по ее затылку. Постоянно укоряя себя в малодушии, Раскольников торопится снять ключ, привязанный к шее убитой, и вдруг обнаруживает, что позади его кто-то стоит. Он оборачивается. Перед ним – слабоумная старухина сестра Лизавета. Раскольников уже не способен остановиться – он ударяет и ее топором по голове (а с ней убивает ее еще не родившееся дитя, которое Лизавета носила во чреве).
Сознание Раскольникова периодически отключается (действительность слишком ужасна, чтобы ее осознавать). Он инерциально срывает ключ, отпирает сундук, берет чьи-то заклады (часы, цепочки и пр.), сует все это в карман, вытирает топор и руки от крови. Выходит. Случай помогает – Раскольников покидает место преступления незамеченным. А потом несколько дней валяется обессиленный и больной на постели в своей уродливой, похожей на гроб, каморке.
В феноменологии отбора представлены все наблюдаемые ключевые моменты: крайне неравновесное состояние героя, его болезнь, худоба, изможденность, неряшливость, безразличие к одежде, срывающийся голос, невразумительная речь; точки бифуркации предстают внезапно открывающимися возможностями – особенно беспечность старухи, отвернувшейся от преступника и долго возившейся с узелком и т.д.; сам акт выбора, когда студент решается ударить топором; аттракторы представлены полным бессилием Раскольникова, состоянием, близким смерти, равнодушием к своей дальнейшей судьбе, равнодушием к уворованным ценностям и даже равнодушием к своей любимой теории сверхчеловека. Можно сказать, что аттракторы Раскольникова хаотические, не слишком устойчивые, могущие быть основой его дальнейшего падения в хаос.
Разбирая эссенциологию отбора, выражающую сущностный уровень описываемого явления (жизнь Раскольникова и его выбор), можно заключить, что Достоевский мастерски изображает и раскрывает внутреннюю мотивацию героя и особенно объективно-безличные силы, часто толкающие бывшего студента на столь неожиданные поступки, нередко противоречащие его словам и намерениям.
Механизм социального отбора сформировался в эволюции общества давно; он не похож на естественный отбор дикой природы, хотя в нем также действуют определенные факторы. В естественном отборе фактор изменчивости означает, что в системе постоянно происходят разного рода мутации (флуктуации), происходит смена хаоса и порядка за счет бифуркаций и отбора. Однако в естественном отборе отсутствует такой момент как свобода выбора. В социальном отборе свобода присутствует, хотя ее роль, по сути дела, не всегда является определяющей. В целом верна поговорка: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Где и когда мы можем выделить этот момент – свободу выбора? На уровне феноменологии мы не сможем определить, где присутствует свобода, поскольку чисто внешне кажется, что действия героя хаотичны и не продуманны, или наоборот, запрограммированы и вынуждены.
Первый фактор, указывающий на наличие свободы – это тезаурус возможностей. Есть альтернативные возможности, взаимоисключающие друг друга, есть возможности взаимодополняющие друг друга. Какие из них отметит герой, осознает, а потом и изберет одну их них, выяснится лишь на уровне сущностного анализа ситуации. У Раскольникова, воспитанного и образованного студента, были возможности стать хорошим юристом, жениться на какой-нибудь наследнице, устроиться в столице, – если бы он следовал советам матери и вдруг резко не отбросил обязанности сына и брата, например, заботиться о судьбе младшей сестры Дуни, прекрасной и благородной девушки, которая пожертвовала своим будущим ради брата (чтобы он учился и не знал нужды), пошла в гувернантки и была вследствие этого преследуема грязными намерениями Свидригайлова. Эти и многие другие возможности он упустил. В нем боролись желания, мотивы. Есть глубокие мотивы, идущие из потребностей, а есть поверхностные – от желаний. Не осчастливить человечество он хотел, а господствовать над людьми. Потребность жить мирно и дружно ему претила, он ее не замечал, все подавило желание господства: я – или бог, или ничто (или человек, или «вошь ползущая»). Желание господства коррелирует (согласуется) с насилием, с насильственными методами достижения цели. Если посмотреть на коллизии, представленные мировой литературой, всякий поход во власть сопровождается насилием и обманом.
Детектор отбора представлен не только разными мотивами, раздирающими душу и тело Раскольникова, но и разными внешними влияниями на него со стороны других людей, разными конфигурациями обстоятельств, например, банановая корка на дороге и как следствие сломанная рука и т.д. Друзья и родные стремятся помочь Р.Р. сделать правильный выбор, а враги – ложный выбор. Налицо конкуренция. Особенно ярко представлено столкновение Раскольникова и Порфирия Петровича (частного пристава, следователя). Последний откровенно стремится посадить «студента» в тюрьму, тот всячески противится (а потом поймет, что именно этого ему самому и не достает, т.е. потребность быть справедливо наказанным, пострадать). Есть и кооперация, например, с Разумихиным, Соней и даже со Свидригайловым, которого он ненавидит всеми фибрами души, поскольку тот покушался на честь сестры. Описывать тут долго и много, поскольку весь роман – это описание детектора, т.е. борьбы разных сил и сторон, в результате которой производится тот или иной выбор (отбор) одной из множества возможностей.
Особое внимание надо обратить на селекторы, которыми руководствуется Раскольников. Вначале он сторонник Ницше, его теории сверхчеловеков, а затем все больше под влиянием Сони склоняется к христианским заповедям «возлюби ближнего» и т.д. Впечатляющим моментом романа становится эпизод, когда, наслушавшись Сони, Раскольников, проходя мимо площади по дороге в полицейский участок (сдаваться), он вдруг останавливается на фоне церкви, падает на колени, бьет челом на все стороны и просит у людей прощения. Люди говорят: «Вот нарезался!» (напился).
Выводы.
Моменты свободы, о которых
говорилось, проявлялись в ситуациях
выбора, причем, осознанного и
Прочитайте внимательно образец контрольной работы и, главное, постарайтесь определиться с сюжетами из мировой художественной литературы (кино – в самом крайнем случае), чтобы легче было оперировать философскими терминами. Можно использовать и «Преступление и наказание», но только в аспекте других сюжетных линий других героев. И, пожалуйста, не берите фантастику и мистику, ведь там выбор, как правило, из невозможного, противоречащего законам природы. Меня цитировать в крайнем случае, а лучше – не цитировать.
Спасибо!
Информация о работе Философский анализ проблемы ценностей (В.П. Бранский)