Соц.-экономич.,политич. и
духов.истоки философ.Развит. древнегреч.философ. и всей дальнейш.,связ-й
с ней традиц. не было бы понято в полн.мере
и объяс-мо без знан. наслед. мысли древнейш.
цивилизац. Ближ.Востока.Древнейш. антич.
филос-ы жили в греч.колониях Мал.Азии,в
торг. и эконом.центрах,где они не тол.
были окруж. восточ. материал.кул-рой,не
тол. ощущ. политич.мощь госуд-тв ближневосточ.региона,но
и знаком. с различ. спец.знан.,религ.представлен.
и т.д.Их спекулятив.подход к вопр. о том,
что яв-ся прич.,основой и принц-ом всего
сущест-го,что такое движен. и каков источ.
изменен.,происход-х в природе,лишь постеп.
освобожд. от ряда представлен. и понят.,взятых
из мифов,как собст-х,греч-х,так и сосед.народов.Миф-одна
из форм выраж. челом своего отнош. к миру
и опосред-го постиж. соц.отнош. опред.целост-ти.Мифич.изображ.
мира тесно связ. с религиоз.представлен.,содерж.
ряд иррационал.элем-тов,отлич-ся антропоморфиз.
и персонифиц-т силы прир-ы.Однако оно
содерж. и сумму знан. о природе и человеч.общ-ве,приобретен.
на основе веков.опыта.В эт.недифференцир-й
целост-ти мифа отраж-сь изменен. и в соц-но-экономич.
стру-ре общ-ва,и в политич.силах в проц.
централизац. древнейш.государст.образован.Важн.услов.
появл. нов.сведен. о челе и о природ.силах,кот.
его окруж.,было углуб-ся раздел. труда
и формир. древнейш. класс-х общ-в.Раздел.
труда станов-ся действител. раздел-м труда
лишь с того момента,когда появ-ся раздел.
материал. и духов.труда.Одним из конкрет.
прояв-ний эт.нов. ситуац. было возникнов.
соц.груп.,кот. профес-но заним."чистой"теор.В
древнейш.врем. подоб.группу состав. прежде
всего священнослуж.Их политич. и экономич.интер.
воплощ-сь в религ.представл.,содерж-ся
в мифологич.объяснен. мира,и модифицир.
их.В Месопотам. с нач. 2 тысяч. до н.э. развив.
общ-ва оседл.земледельц. Эконом.развит.,политич.влиян.
и культ-ный расцвет эт.старейш. класс-х
общ-в в значит.мере связ. с интенсив.землед-м,с
развит. ирригацион.сист.Специфич. природ.услов.
ускоряли проц. раздел.труда и связ. с ним
соц.дифференц-ю.Автономизац. рационал.подхода
к реал-ти от иррационал-го можно прослед.
и в медиц-е,где наряду с магич.практик.
начин. примен. операц.,дейст-но исходящ.
из познан. некот-х естест.ф-ций орган-ма.Миф
в древ.Месопотам. служ. универсал.объяснен.
достиг-го уров. познан.Наряду с религ.представлен.
он содерж. и предпосыл. развит. науки и
философ.В эт.смысле он интегрир. в себе
элем-ты,меж. кот-ми постоян. им-сь противореч.С
одн.стор.,для чела Месопот. сущест. ряд
вещей познан-х и освоен-х,с др.-неизвест.
и враждеб.мир природы.К идеологич. ф-ции
мифа мож. отнес.:подчерк. божест-го происхожд.
королев.власти,значен. сослов. священнослужит.,а
также обоснов. перемещ. политич.власти
и т.д.
Материализм и идеализм–основ.
направл. в философ.Матер-зм("лин.Демокрита")-направ. в философ.,сторон-ки кот-го
счит.,что в отнош. матер. и сознан. первич.
яв-ся матер.След-но:матер. реал. сущ-т;матер.
сущ-т независ. от сознан.(т.е. сущ-т независ.
от мыслящ. сущ-в и от того,мыслит о ней
кто-либо или нет);матер. яв-ся самостоят.субстанц.-не
нужд. в своем сущест. ни в чем,кроме сам.себя;сознан.(дух)есть
св-во(модус)высокоорганиз-ой матер. отраж.
саму себя(матер.);сознан. не яв-ся самостоят.субстанц.,сущ-щей
наряду с матер-й;сознан. опред. матер-й(бытием).К
материалистич.направлен. принадлеж. так.филос.,как
Демокрит;филос. Милет.школы;Эпикур;Бэкон;Локк;Спиноза;Дидро
и др. француз.матер-ты;Герцен; Чернышев-й;Маркс;Энгельс;Ленин.Дост-во
материал-ма-опора на науку,в особ-ти на
точ. и естествен.(физику,матем.,химию и
т.д.),логич.доказуем-ть мног.полож. матер-ов.Слаб.
стор. материал-ма-недостат. объяснен.
сущ-ти сознан.,налич. явлен. окруж.мира,необъясн-х
с точ.зрен. материал-в.В материал-ме выдел.
особ.направ.-вульгар.матер-зм.Его представ.
абсолютизир. роль матер.,чрезмер. увлек.
исслед. матер. с точ.зрен. физики,матем.
и химии,ее механич.сторон.,игнорир. само
сознан. как сущ-ть и его возмож-ть ответно
влиять на матер.Идеализм("лин.Платона")-направл. в философ.,сторон. кот-го
в отнош-х матер. и сознан. первич. счит.
сознан.(идею,дух).В идеал-ме выдел. 2 самостоят.направлен.:объектив.идеализм(Платон,Лейбниц,Гегель
и др.);субъектив.идеализм(Беркли,Юм).Основат. объектив.идеализма счит. Платон.Соглас. концепц. объектив.идеализма:реал.
сущ-т тол. идея;идея первич.;вся окруж.действит-ть
дел. на "мир идей" и "мир вещ.";"мир
идей"(эйдосов)изнач. сущ-т в Миров.Разуме(Божествен.Замысле
и т.д.);"мир вещ."-материал.мир не им.
самостоят.сущ-ния и яв-ся воплощ."мира
идей";кажд.единич.вещь-воплощен. идеи(эйдоса)дан.вещи;больш.роль
в преобразов."чист.идеи"в конкрет.вещь
играет Бог-Творец;отдел.идеи("мир идей")объектив.
сущ-т независ. от наш.сознан.В противополож-ть
объектив.идеалистам субъектив.идеалисты(Беркли,Юм
и др.)счит.,что:все сущ-т тол. в сознан.
познающ.субъекта(чела);идеи сущ-т в разуме
чела;образы(идеи)материал.вещ. также сущ-т
тол. в разуме чела через чувствен.ощущ.;вне
сознан. отдел. чела ни матер.,ни духа(идей)не
сущ-т.Слаб.черта идеализма-отсут. достовер.(логиче-го)объяснен.
самого налич."чист.идей"и превращ."чист.идеи"в
конкрет.вещь(механ-ма возникнов. матер.
и идеи).
Проблем-ка и стру-ра философ.Наибол.
распространен. точ.зрен. яв-ся ее трак-ка
как состоящ. из 3-х тесно др. с др. связ.част.(уров.):онтолог.(учен. о бытии),гносеолог.(учен. о познан.)и аксиолог.(всеобщ.теор. цен-тей).На
онтологич.уров. реш. пробл. наибол. общ.взаимоотнош.
меж. миром и челом.Чел как особ. мыслящ.
структур.единица бытия и реал.мира необход.
вступ. с ним во взаимодейст.Чел пыт. выявить
основ.формы проявл.мира,ставит вопр. о
том,един или множ-ен мир,в каком направл.
он развив. и развив. ли вообще.На эт.уров.
философ. в предел.форме став. вопр. о познав-ти
мира и обоснов-ти наш.знан. о нем.Эт.гносеологич.уров.,в
рамках кот. строится теор. познан. как
философ.учен. о знан. и законом-тях познават.деят-ти
чела.Чел не тол. познает мир,но и жив. в
нем как его часть,эмоц-но восприн. и осозн.
свое сущ-ние,взаимоотнош. с др.людьми,свои
права и обяз-ти.Эт.пробл. реш. на аксиологич.уров.Аксиолог.
интерес. не бытие как таков. и не законы
его познан.,а преж. всего челов.отнош.
к быт.Праксиологич.уров. связ. с анализ.
практич.деят-ти чела по освоен. реал.быт.,предмет.мира.
Специф. философ.знан. и
его ф-ции.Основ.специф. философ.знан. заключ. в его двойст-ти,т.к. оно:им. оч.
много общ. с науч.знан.-предмет,методы,логико-понятийн.аппар.;не
яв-ся науч.знан. в чист.виде.Предмет философ.
шире предмета исслед. люб. отдел.науки,философ.
обобщ.,интегрир. иные науки,но не поглощ.
их,не включ. в себя все науч.знан.,не стоит
над ним.Особ-ти философ.знан.:им.
слож.стру-ру;нос. предел. общ.,теоретич.харак-р;содерж.
базов.,основополаг.идеи и понят.,кот. леж.
в основе др.наук;во мног. субъектив.-нес.
в себе отпеч-к лич-ти и мировоззрен. отдел.филос-в;изуч.
не тол. предмет познан.,но и механ. сам.познан.;огранич.
познават.способ-ми чела.Ф-ции философ.:Мировоззренч.(способ-т
формир. целост-ти карт.мира,представлен.
об его устрой-ве,месте чела в нем,принц.
взаимодейст. с окруж.мир.);Методологич.(заключ. в том,что философ. вырабат.
основ.методы познан. окруж.дейст-ти);Мыслит.-теоретич.(выраж. в том,что философ.
учит концепт-но мыс-ть и теоретизир-ть-предел.
обобщ. окруж.дейст-ть,создав. мыслит.-логич.схемы,сист.
окруж.мира.Гносеологич.(им.
целью правил. и достовер.познан. окруж.дейст-ти);критич.(подверг. сомнен.
окруж.мир и сущест.знан.,ищ. их нов.черты,кач-ва,вскрыв.
противореч.); Аксиологич.(заключ.
в оценке вещ.,явлен. окруж.мира с точ. зрен.
различ.цен-тей-морал.-нравст-х,этич.,соц-х,идеологич.
и др.);Социал.(объясн.
общ-во,прич. его возникнов.,эволюц.,соврем.состоян.,его
стру-ру,элем.,движ.силы;вскрыть противореч.,указ.
пути их устранен. или смягчен.,совершенст.общ-ва).Воспитат.-гуманитар.(культивир.
гуманистич.цен-ти и идеалы,привив. их
челу и общ-ву,способ-ть укрепл.морали,помочь
челу адаптир. в окруж.мире и найти смысл
жиз.)Прогностич.(заключ. в том,чтобы на
основанн. им-ся философ.знан. об окруж.мире
и челе,достижен. познан. спрогнозир. тенденц.
развит.,будущ. матер.,сознан.,познават.проц.,чела,природы
и общ-ва.
Влиян. восточ.цивилизац. на
философ.мысль Др.Инд. и Др.Китая.Важ.особ-ть
инд.религ.-явствен. обращен. вовнутрь,акцент
на индивидуал.поиск,на стремлен. и возмож-ть
лич-ти найти собствен.путь к цели,спасен.
и освобожден. для себя.Основы религ.сист.
Инд. были резул-том синтеза примитив.верован.
протоиндийцев.Центр тяж. их религ.актив-ти
приход. на ритуалы жертвопринош. в честь
богов и на связ. с эт. культов.отправлен.Со
врем. религ. вед замен. брахманизмом.Брахманизм
как сист. религ.-философ.взгляд. и ритуал.-культов.прак-ки-прям.наследник
ведическ.религ.В брахманах-коментар.
дел. акцент на существов. прям.связи меж.
долголет. и бесмерт.,с одной стор.,и кол-вом
и кач-вом жертв-с др.:жертвен.еда-есть
пища бесмерт.Был разраб. обряд дикши,цель
кот.-раздел. индивида на материал.оболоч.
и духовн.,бесмерт.субстанц.В упанишадах
серьез.вниман. удел-сь пробл. сна,причем
состоян. глубок.сна рассмат. как нечто
вроде грани меж. жиз. и смерт.Идея вечн.круг-та
жиз.,жизн.начала подтолк. древнеинд.филос.
к мысли о закономер. круг-те жиз. и смерти
вообще и чела в част-ти.Суть эт.концеп.
в том,что смерть-не конец и тем бол. достиж.
блаж-ва или успокоен.Эт. просто нек.разрыв
непрерыв-ти,элем. бесконеч.круг-та,за
кот. рано или позд. след. нов.жиз.Во мног.
аналогич. было становлен.древнекит.философ.Мифологич.карт.
мироздан.,представ. соб. бессознат.-худож.перераб.
фантаз. природы и общест.форм,не различ.
реальн. от иллюзор-го,не выдел. чела из
окруж.мира,а одешевл. послед.,очеловеч.
его.В воображ. древ.кит-в из бесформ.мрака
родил. 2 духа,упорядоч.мир:мужс.дух ян
стал управл. небом,а женс. инь-землей.Пока
чел сталк-ся гл.образ. со злом как проявлен.
сил природы,он относ. его исключит. за
счет сверхъестест.сил.Но когда носит.
зла все чаще станов. сами люди,эт. застав.
усомнит. в традиц.представлен.В классич.
кит.философ.,по мнен. мног.синологов,понят.
бытия,как так-го,вообще отсут-ет.
Космологизм ран. греч.философ.
и пробл. первонач.Специф.древнегреч.философ.,особ. в начал.период
ее развит.,яв-ся стремлен. понять сущ-ть
природы,космоса,мира в цел.Направл-ть
интерес. 1-ых древнегреч.филос. опред.
в перв. очер. харак-ом мифолог.,традицион.
языч.верован. и культов.А древнегреч.мифолог.
была религ. природы,и одним из важнейш.вопр.
в ней был вопр. о происхожд. мира.Но меж.
мифолог. и философ. им-сь существен.различ.Миф
повест. о том,кто родил все сущее,а философ.
спраш.,из чего оно произ.Ран.мыслит. ищ.
некотор. первонач.,из кот. все произ-ло.Само
же первонач. представ. соб. не просто в-во,как
его поним. современ.физика или химия,а
нечто так.,из чего возник. жив.природа
и все населяющ. ее одушев.сущ-ва.Уже у
перв.«физиков»философ. мысл-ся как наука
о прич. и нач. всего сущего.Для перв.«физиков»характер.
особ.рода стихийн.диалек-ка мышлен.Они
рассмат. космос как непрерыв. измен-ся
цел.,в кот. неизмен. и самотождествен.первонач.
предст. в различ.формах,испыт. всевозмож.превращ.Особ.
ярко эт. представ-но у Гераклита,соглас.
кот. все сущ. надо мыс-ть как подвиж.един-во
и борьбу противополож-тей;не случ. Гераклит
счит. первонач. огонь:огнен.стих.-сам.динамич.
и подвиж. среди элем-в космоса.Освобожд.
от метафорич-ти мышлен. предполаг. переход
от знан.,обременен. чувствен.образ.,к знан.
интеллект-му,оперир-му понят.Одним из
важн.этап. так.перехода для греков было
учен. пифагорейц.,кот. счит. начал. всего
сущего число,а также учен. элеатов,у кот.
в центре вниман. оказыв. понят. бытия.Соглас.
Пармениду,бытие-то,что мож. познать тол.
разумом,а не с пом. орган.чув-в;постижим-ть
разумом-важнейш. опред.бытия.
Концеп. атомизма и этико-социал.воззрен.
Демокрита.Демокрит счит.,что сущ-т бесконеч. множ-во
миров;одни миры возник.,др.-гибнут.Все
они сост. из множ-ва атом. и пустоты.Пустота-меж.
мирами и атомами.Сами же атомы недел.
и лиш. пустоты.Помимо св-ва неделим-ти
атомы неизмен.,не им. внутри себя никак.
движен.;они вечны,не уничтож-ся и вновь
не появ-ся.Число атом. в мире бесконеч.Они
различ. др. от др. по 4-м признак.:1.по форме,2.по
велич.,3.по поряд. и 4.по положен.Из разн.атом.
и разн. их числа,путем сцеплен. и образ.
различ.вещи и миры.Им как самостоят.элем-м
присуще движен.Наход. в движен.,атомы
сталк-ся др. с др-м,измен. направл. движен.Само
движен. безнач-но и не буд. им. конца.Что
кас-ся Демокрита,то от него сохран. мног.изречен.
на нравствен.темы.Раб-во и семья.Он
совет.:«Рабами польз-ся как част. тела:кажд.
по своему назнач.».Отнош. Демокрита к
семье,женщ. и детям негатив.С женщ. дела
лучше не им.,а если уж необход. завести
семью,то надо выбр. женщ. прост.,мален.
и молчал.Наибол. униж. для мужч.-повинов-ся
женщ.Детей лучше не им.,пот. что удача
в воспит. дет. достиг. ценой борьбы и забот.Лучше
взять реб. на воспит. у друга.Дружба.«Дружба одного разум-го
лучше дружбы всех неразум.».Сам.труд.
в дружбе-отлич. истин.друзей от мним.,для
чего нуж. муд-ть.Воспитан. и обучен.Цель
воспит.-достиж. доброд-ли-лучше соверш.
убежден. и доводами рассудка,чем принужден.В
основе воспит.-способ-ть к стыду,т.е. совесть.Лучш.наставлен.
для детей-пример отца.С воспит. связ. обучен.Для
образов. нуж. 3 вещи:природ.способ-ти,упражнен.
и время.Богат-во и бед-ть.Богат.
и бедн. буд. всегда.Богат-вом надо польз-ся
разум.,принося пользу народу.Счастье и эвтюмия.Счастлив
тот,кто довольст-ся немног.Счастье-в душе.Эвтюмия-«хорош.дух»-опред.
как«состоян.,при кот. душа жив. безмятеж.
и спокойно,не возмущ-я ни боязнью демонов,ни
как.-либо др.страстью»;свобода от страха.Сред-ва
достиж. эвтюм.-мера во всем,умерен-ть,золот.середина.Мудрец.Все эт. морал.предписан.
рассчит. на мудрецов,живущ. по закон. морали.Если
бы общ-во сост. из одних мудрец.,то в праве
не было бы надоб-ти.Мудрецы жив. незамет.Мораль и право.Политич.симпат.Право
хуже морали.Но оно необход. для толпы.Предписан.
закона искусст-ны,эт. дурн.изобретен.Если
бы люди были справед-вы др. к др.,то закон
не меш. бы кажд. жить,как ему угод.;ведь
зависть рожд. начало вражды.
Классич.этап антич.философ.Сократ(469-399гг. до н.э.)стоит на перепутье философ.мысли
и знамен. соб. переход от одной эпохи развит.
антич.мысли к др.Философ.,по мнен. Сократа,есть
учен. о том,как надо жить.Гл.направ-ть
философ.знан.-внут.мир чела,его душа.Гл.задача
познан.-самопознан.Знан. по Сократу есть
постиж. общего для цел.ряда предмет.,вещ.,явлен.Но
общ. сущ-т в кач-ве понят.Поэт. познать-дать
понят. предмету,опред. его понят.Безуслов.высш.благо
как понят. опред. высш.цель общ-ва,кот-й
подчин. все остальн.В этике доброд-ль
тождест. знан.:все дурн. соверш. по незнан.
или заблужден.,а муд-ть,добро обяз. совершен.знан.Важнейш.заслуга
Сократа сост. в совершенст.диалога как
основ.метода достиж. истины.Тем сам. подчерк-ся
напряжен.харак-р познав.проц.,плодот-ть
его резул-тов.В учен.Платона(427-347гг.
до н.э.)древнегреч.идеализм приним. форму
мировоззрен.Методологич.принц. Платона
сост. в раздвоен. мира на мир идей и мир
вещ.Описан. взаимоотнош. меж. ними состав.
ядро его философ.учен.Чувствен.мир вещ.
рассмат. как«не истин. сущий»:предметы,познаваем.
чув-вами,непрерыв. возник. и исчез.,в них
нет ничего постоян.,а,следоват.,истин-го.Сущ-ть
вещ. заключ. в бестелес.,нечувствен.формах,кот.
постиж. лишь разум.,сознан.Они и назв.
Платон.«видами»или«идеями»(эйдосами).Кажд.клас.
или виду материал. чувствен.предмет. соответ-т
опред.идея,в кот. заключ. их суть.Всеобщ.совокуп-ть
идей состав. подлин.быт.Роль небыт. играет«матер.».Т.о.,чувств.мир
эт. нечто сред. меж. мир.идей(истин.быт-м)и
мир. матер.вещ.(небыт.).Сист. идей заверш.
высш.-идея всеобщ.блага,яв-яся верхов.прич.
и цел. быт.Аристотель(384-322гг.
до н.э.)вопреки Платону,рассмат-му в кач-ве
прич. мира лишь одну-идею,формулир. 4 прич.:формал.(сущ-ть быт.,в силу кот. всяк.вещь
такова,как. она есть);материал.(то,из чего что-либо
возник.);движущ.(начало движен.,изменен.);целев.(то,ради чего что-либо осущ-ся).Взаимодейст.
прич. прояв-ся в отнош. меж. форм. и матер.Всяк.единич.вещь
состав. един-во формы и матер.Под быт-м
Аристот. поним. сущ-ние отдел.вещ.,но познать
сущ-ть вещи с пом. чув-в нельзя.Эт.познан.
осущ-ся с пом. и посред-вом разума,кот.
выявл. в вещ. общ.,всеобщ.,т.е. сущ-ное.Сред-вами
теоретич.познан. яв-ся категор.:сущ-ть,кач-во,кол-во,отнош.,место,время
и др.
Историч.типы развит. средневек.философ.
и динам. его проблем.поля.Средневек.философ.(5-15вв. н.э)сосредоточ.
вниман. на пробл. христиан.учен. и обоснован.
его необход-ти для пониман. мира.Философ.
ран.христ-ва назыв. апологетикой,т.е. сочин-ми,смысл
кот. был направ. на обучен. основам христ-ва.Они
стрем-сь развив. понятийн.аппарат,в связи
с чем не мог. пройти мимо труд. филос. Др.Рима
и Др.Грец.Философ. базир-сь на боге,стоявш.
меж. миром и создат-м, кот. наход-ся в трансцендентал-м
мире,и для общен. с челом ему нуж. посредник(Христос).Теоретич.тема
была связ. с богослов-ми поиск.,что и обеспеч.
объяснен. мира.Филон за основу преодолен.
пропасти использ. понят. логос-закон,приводящ.
в един-во,эт. опред-ть.Яв-сь,сам по себе
абстракц.,он произвед. от телес.вещ.Мир
созд. бог.Логос выступ. как сотворен. богом
дух.Сущ-щий логос воплот-ся в Христа.Он
интерпрет-ся как Бог,но понят. Бога не
тождест-но понят. Христа:Бог невид.,а логос
сын,кот. долж. воплот-ся в люд.,чтобы они
через него узнали об отце.Учен. о божест-ом
пронизывая ист.философ.,порожд. неск-ко
типов христ.мировоззрен.:1.креационизм–учен.
в соответ. с кот.,призн-ся,что Бог созд.
мир не из чего;поддержан. быт. мира есть
постоян. творен. его Богом.Если воля Бога
прекрат.,то мир скат-ся в небыт.Спас-сь
же мож.,уверуя всесил-ть Бога,и поэт. христ.философ.
строится на том,что Бог не тол. высш.быт.,но
и высш.красота и нравст-ть.2.антропоцентризм–соглас.
христиан.учен. Бог сотвор. чела не вместе
со всеми вещ.Всё остальн.–творен. Бога,а
чел–венец творен.Образы подоб. Бога состав.
сущ-ть творен. на земле.Чел долж. быть
добрым.Став добрым,чел ощущ. благодать,и
эт. яв-ся централ.темой.3.провиденциализм
и эсхатология-в основе христ.учен.
леж. учен. о постоян.связи чела с Богом.Человек
тракт-ся как быт.,спасен. Христом и предназнач.
для сверхъестест.судьбы.Историч.проц.
рассмат. как развит. богочеловеч.отнош.,характ-ся
с одной стор.-грехопаден.,с др.–восхожден.
чела к Богу.Философ. истор. провиденционализма
опред. судьбу и положен.люд.На долю люд.
приход-ся либо содейст-ть эт.Богу,либо
противодейст-ть ему.Он связ. с эсхатолог.-учен.
о конце мира.Мир-проц.,предопред-й Богом,но
зависящ. от царства эсхатома-есть цель
существов. чел-ва. Мистика и схолас-ка–2
спос. средневек.философ-ния.Философ. среднев-вья
зад-ся пробл. духов.потреб-тей,эт. вызвано
потреб-тями души к богоуподоблен.–есть
ничто иное,как полн.переход к подчинен.
Богу.В схолас-ке отраж. цель быт.Вершин.
схолас-ки яв-ся авторитаризм.Спор меж.
мистикой и схолас-кой осущ. не тол. на
уров. теолог.,но и на уров.философ.
Философ. эп.Возрожден.Философ.
эп.Возрожден. назыв. совокуп-ть философ.направлен.,возникших
и развивав-ся в Европе в 14-17вв.,кот. объедин.
антицерков. и антисхоластич.направл-ть,устремлен-ть
к челу,вера в его велик.физич. и духов.потенциал,жизнеутвержд.
и оптимистич.харак-р.Предпосыл. возникнов.
философ. и кул-ры эп.Возрожден. были:совершенст-ние оруд.труда и производ-ных
отнош.;кризис феодал-ма;развит. ремесла
и торговли;усилен. городов,превращен.
их в торгово-ремеслен.,воен.,культур. и
политич.центры,независ. от феодал. и Церкви;укреплен.,централизац.европейс.госуд-тв,усилен.
светс.власти; появлен. перв.парлам-в;отставан.
от жизни,кризис Церкви и схоластич.(церков.)философ.;повыш.
уров. образов-ти в Европе в целом;велик.
географич.открыт;науч.-технич.открыт. Основн.направлен. философ.
эп.Возрожд. яв-сь:гуманистич.(14-15вв.)-в центр
вниман. ставило чела,воспевало его дост-во,велич.
и могущ-во,иронизир-ло над догматами Церкви;неоплатонич.(сер.15-16вв.),представит.
кот-го развив. учен.Платона,пыт-сь познать
природу,Космос и чела с т.з. идеализма;натурфилософск.(16-нач.17вв)пытав-ся
развен-ть ряд полож. учен. Церкви о Боге,Вселен.,Космосе
и основах мироздан.,опир-сь на астрономич.
и науч.открыт.;реформацион.(16-17вв.)-стремил.
корен.образ. пересмотр. церков.идеолог.
и взаимоотнош. меж. верующими и Церков.;политич.(15-16вв.)-изуч. пробл.
управлен. госуд-вом,поведен. правит.;утопическо-социалистич.(15-17вв.)-искало
идеал.-фантастич.формы построен. общ-ва
и госуд-ва, основан. на отсутст. част.собст-ти
и всеобщ. уравнен.,тотальн.регулир. со
стор. государст.власти.К характер.чертам
философ. эп.Возрожд. относ.:антропоцентризм
и гуманизм-преобладан. интереса к челу,вера
в его безгранич.возмож-ти и достоин-во;оппозицион-ть
к Церкви и церков.идеолог.;перемещ. основн.интереса
от формы идеи к ее содержан.;принцип.нов.,науч.-материалистич.
пониман. окруж.мира;больш.интерес к соц.пробл-м,общ-ву
и госуд-ву;торж-во индивид-ма;широк.распространен.
идеи соц.равен-ва.