Познан. как предмет философ.анализа.Познан.-проц. целенаправл. актив.отображ. дейст-ти
в сознан. чела.Эт.воспроизвед. и состав.
суть познават.отнош. к миру.Познават.отнош.
чела к дейст-ти представ. соб. необход.стор.
всей сист. его отнош. к миру.Возмож-ть
адекват.воспроизвед. реал-ти выступ. как
мировоззренч.проб.Ее решен. состав. 2-ю
стор. основ.вопр. философ.Диалектич.матер-зм
послед-но отстаив. полож.решен. вопр. о
том,возмож. ли адекват. воспроизвед. действит-ти
в познават.деят-ти чела.Специф. марксис.подхода
к пробл. адекват.отражен. заключ. в том,что
основан. и критер. истин-ти знан. яв-ся
предмет. практич.деят-ть.Всяк. практич.деят-ть,всяк.
реал.преобразован. налич. дан.природ.,социал.дейст-ти
и сам.люд. и отнош. между ними обязат. предполаг.
раб. сознан.,налич. идеал.планов деят-ти.Прак-ка
всегда опосред-на сознан.,наход. с ним
в органич.един-ве.Ведущ.звеном эт.един-ва
яв-ся реал.преобразов. дейст-ти.Знан.,яв-щееся
результ. познават.деят-ти чела мож. быть
науч. понято лишь как основа идеал.плана
деят-ти.Функционир. знан. в кач-ве основы
идеал.плана деят-ти обеспеч. возмож-ть
обрат.связей от дейст-ти к наш.знан. о
ней.Знан. возник.,функц-ет и совершен-ся
в проц. актив.практич.деят-ти чела.Вместе
с развит. прак-ки,с ее усложнен.,внут. дифференцир-ем
развив. и человеч.познан.Познават.деят-ть
чела,вплетен. в ткань его реал.жизни,всегда
неразрыв. связ. с раб. его сознан.,с эмоц.,волей,памятью,она
предполаг. также убежден-ть,веру,ошибки,иллюз.,заблужден.Сущ-ть
познават.отнош. к миру яв-ся предмет. философ.осмыслен.,ибо
оно связ. с анализ. и решен. корен.мировоззренч.проб.
отнош. чела к дейст-ти.Познан. яв-ся необход.стор.
эт.отнош.,и само мож. быть понято тол. в
конт-те послед-го.
Стр-ра и динам. познават.проц.Философ.
выдел. в акте человеч.познан. 2 его различ.вида:чувствен.(перцептив.)и рационал.1-ый связ. с деят-тью
наш.орган. чув-в(зрен.,слуха,осязан. и пр.).2-ой
подразум. раб. разума-абстрактно-понятийн.мышлен.
чела.Основ.формы чувствен.познан.:ощущен.(элементар.психич.проц.,состоящ.
в запечатлен. отдел.св-в предмет. и явлен.
материал.мира в момент их непосред-го
воздейст. на наши органы чув-в),восприят.(целост.отражен.
в сознан. предмет. и явлен. при их непосред.воздейст.
на органы чув-в и представлен.(сохранен.
памятью образы предмет.,когда-то воздейст-их
на наши органы чув-в.Рационал. познан.
в основ. свод. к понятийн.абстракт.мышлен.Основ.формы
рационал.познан.:понят.(мыслен.образован.,в кот.
обобщ-ся предметы некот.класса по опред.совокуп-ти
признак.),сужден.(форма мысли,в
кот. посредст. связи понят. что-либо утвержд.
или отриц.),умозаключен.(рассужд.,в
ходе кот. из одного или нескол.сужден.
вывод. нов.сужден.,логич. след-щее из 1-ых),гипотезы(выражен. в понят. предполож.,имеющ.
целью дать предварит.объяснен. как.-либо
факту или группе фактов),теор.(высш.форма организац.
науч.знан.,дающ. целост.представлен. о
законом-тях и сущ-ых связ. опред.обл-ти
дейст-ти.Уров. познан.:обыденно-практич.(опир-ся
на повседнев. жизнен.опыт чела)и науч.(отлич.
от обыд.-практич. множ-вом св-в:проникнов.
в сущ-ть объекта познан.,сист-тью,доказ-тью,строг-тью
и однознач-тью языка,фиксац. методов получ.
знан. и т.д.),эмпирич. и теоретич..Эмпирич. и теоретич.уров.
выдел. внутри собствен.науч.знан.Их отлич.
особ-ти процед. обобщен. фактов,примен.
методы познан.,направ-ть познават.усил.
на фиксац. фактов или создан. общ.объяснит.схем
и др. Роль веры,творч-ва и интуиц.
в познават.проц.Платон счит. творч-во
божест.способ-тью,родствен. особ.виду
безум.Христиан.традиц. истолков. творч-во
как высш.проявлен. божест-го в челе.Кант
усматр. в творч-ве отличит.черту гения
и противопост. творч.деят-ть рационал.Механ-мы
твор-ва до сих пор изуч. еще недостат.Но
мож. с опред-тью сказ.,что твор-во представ.
соб. продукт биосоц.эволюц. чела.Возмож-ть
к твор-ву залож. не просто в биофизич.
и нейро-физиологич.стру-рах мозга,но в
его«функционал.архитектонике».Творч-во
не противополож. рационал-ти,а яв-ся ее
естествен. и необход.дополнен.Одно без
др-го просто не мог. бы сущ-ть.Творч-во,протек.
подсознат. или бессознат.,не подчин-сь
опред.правил. и стандарт.,в конеч.счете
на уров. резул-ов мож. быть консолидир-но
с рационал.деят-тью,включ. в нее,мож. стать
ее состав.част. или в ряде случ. привести
к создан. нов.вид. рационал.деят-ти.Что
же образ. механ-м творч-ва,его пружину,его
отличит.особ-ти?Важнейш. из так.механ-в
яв-ся интуиц.Соврем.психолог. творч-ва
и нейрофизиол. позвол. с уверен-тью утвержд.,что
интуиц. включ. в себя ряд опред.этап.К
ним относ.:1.накоплен. и бессознат.распред.
образов и абстракц. в сист. памяти;2.неосознан.комбиниров.
и переработ. накоплен.абстракц.,образов
и правил в цел. реш. опред.задачи;3.четк.осознан.
задачи;4.неожид. для дан.чела нахожд.решен.,удовлет-го
сформулир.задаче.В проц. творч-ва и интуиц.
соверш. слож.функционал.переходы,в кот.
на как.-то этапе разрознен.деят-ть по опериров.
абстрактн. и чувствен.знан-ми,соответ-но
осущ-мая лев. и прав.полушар.,внезап. объед-ся,приводя
к получ. иском.резул-та,к озарен.,к некоему
творч.воспламенен.,кот. восприним. как
открыт.,как высвечив. того,что ран. наход-сь
во мраке бессознат.деят-ти.
Познан. как постижен. истины
и основ.концепц. истины.Истина-адекват. отражен. объекта познающ.субъект.,воспроизвед.
его так,как он сущ. сам по себе,вне и не
завис. от чела и его сознан.;объектив.содерж.
чувств.эмпирич.опыта,понят.,идей,сужден.,теор.,учен.
и целост.карт. мира в диалек-ке ее развит.Т.к.,познан.
мира осущ-ся разум. чела на основе априор.форм
рассудка,то проц. постиж. истины долж.
идти по пути исслед. закон. разума.Абсолют.истина-так.знан.,кот.
полн-тью исчерпыв. предмет и не мож. быть
опроверг-то при дальнейш.развит. познан.Относител.истина–истина,отраж.
предмет не полн-тью,а в историч. обусловлен.предел.Конкрет.истина–истина,раскрыв-щая
сущест.моменты предмета с учет. конкрет.услов.
его развит.Полож.,соглас. кот. Истина-знан.,соответ-щее
своему предм.,совпад. с ним,-есть соответст.
знан. дейст-ти,яв-ся глав. в классич.концепц.
истины.В соврем.философ. особен. отчетл.
выдел-ся 3 концепц. истины:соответ-вия,когерент-ти и
прагматич-ти.Соглас. концепц. соответ-вия,истин-ми яв-ся высказыв.,кот. соответ-т дейст-ти.Под когерент-тью поним. сцеплен. и непротивореч-ть
высказыв.Концепц. когерент-ти истины не отмен.,а обогащ.
концепц. соответ-вия.Концепц.,в кот. критер.
истин-ти выступ. прак-ка,назыв. прагматич.концепц. истины.Смысл
нов.концепц.:надо на деле,в действ. пров-ть сужден. на истин-ть и лож-ть,не огранич-ть
себя всего лишь теоретич.рассужден.3 концепц. истины не отмен.,а дополн. др.
др-а.Поэт. надо учитыв. все 3 концепц. истины.
Возникнов. и развит. науки,ее
ф-ции.Элементар.наука возник. тогда,когда
произош. отделен. умствен.труда от физич-го
и сформир. особ.группа люд.-учен.,для кот.
науч. деят-ть стала профес-й.Предпос. науки
создав-сь в форме эмпирич.знан. о природе
и общ-ве,в виде зачатк. астроном.,этики,логики,математ.
и др.Эт.зачатки сведен. и знан. объедин-сь
в рамках философ.В антич-ти и сред.века
понят.«философ.»,«знан.»и«наука»совпад.В
сред.века появ-сь публич.диспуты,шедшие
по жестк.ритуалу.Им на смену приш. непринужден.диалог
меж. люд. в эп.Возрожд.В послед-м формы
диспута и диалога перерос. в процед. защиты
диссертац.Наука ориентир-ся на поиск
сущ-ти,того,что не дано непосред-но чув-вам.Начин.
с антич-ти,ф-цией науч.деят-ти стала объяснит-ая.Идея
рационал-ти постепен. допол-сь идеей возмож-ти
перевести идеал.объект в материал.Предвест-ом
опыт.науки стал Р.Бэкон.Он предлаг. опир-ся
на опыт,больш.значен. придав. матем-ке,обращ-ся
к пробл. естествознан.Наука в собствен.смысле
слова возник. в 16-17вв.,когда«наряду с эмпирич.правил.
и завис-ми формир-ся теор.,позвол-щая получ.
эмпирич.завис-ти как следств. из теоретич.постулат.».Наука,в
отлич. от обыден.знан.,довод. изучен. объек-в
до уров. теоретич.анализа.Как соц.институт
наука оформ. в 17-18вв.,когда возник. перв.науч.общ-ва,академ.
и науч.журналы.Ориентац. на изуч. объектив.мира
вещ. и вещн.отнош. в кач-ве ф-ции науки
выдвиг. задачу познан. с цел. передел.
и преобразов. природы.В 18-19вв. значит.
сильн. подчерк-сь связь науки с прак-кой,ее
обществ.полез-ть.Обращен-ть науки к челу
особен. стала замет. с сер.20в.Эт. вызвано
тем,что автоматизац. освобожд. работ-ка
из технологич.подчинен. машине.Усил-сь
роль науки как соц. и политич.силы общ-ва.Наука
использ-ся для разработ. планов и программ
соц. и экономич.развит.,для грамот.политич.управлен.
Науч.познан. и его специфич.признаки.Ориентац.
науки на изуч. объек-в,кот. мог. быть включ.
в деят-ть,и их исслед. как подчин-ся объектив.закон.
функционир. и развит. состав. одну из важнейш.особен-тей
науч.познан.Эт.особ-ть отлич. его от др.форм
познават.деят-ти чела.Науч.познан. отраж.
объекты природы не в форме созерцан.,а
в форме прак-ки.Нацелен-ть науки на изуч.
не тол. объек-в,преобраз-х в сегодняш.прак-ке,но
и тех,кот. мог. стать предмет. массов.практич.освоен.
в будущ.,яв-ся втор.отличит.черт. науч.познан.Систем-ть
и обоснов-ть науч.знан.-еще один сущест.признак,отлич.
его от продук. обыден.познавател.деят-ти
люд.В истор. науки мож. выдел. 2 этапа ее
развит.:зарожд-ся науку(преднауку)и науку
в собствен.смысле слова.На стад. преднауки
познан. отраж. преимущ-но те вещи и способы
их изменен.,с кот. чел многократ. сталк-ся
в производ-ве и обыден.опыте.Благод. методу
гипотез науч.познан. как бы освобожд.
от жестк.связи с наличн.прак-кой и начин.
прогнозир-ть способы изменен. объек-в,кот.
в принц. мог. бы быть освоены в будущ.С
эт.момента конч-ся этап преднауки и начин.
наука в собствен.смысле слова.В ней наряду
с эмпирич.завис-ми и фактами формир. особ.тип
знан.-теор.При харак-ке природы науч.познан.
мож. выдел. сист. отличит.признак. науки,среди
кот. глав. яв-ся:1.предмет-ть и объектив-ть
науч.знан.;2.выход науки за рамки обыден.опыта
и изучен. ею объек-в относит-но независ.
от сегодняш.возмож-тей их практич.освоен.
Идеалы и нормы исслед-ния,науч.карт.
мира,философ.принц.Среди идеал. и норм исслед-ия выдел.:1.познават.устан-ки,кот.
регулир. проц. воспроизвед. объекта в
различ.форм. науч.знан.;2.соц.нормативы,кот.
фиксир. роль науки и ее цен-ть для общест.жиз.
на опред.этапе историч.развит.,управл.
проц-м комуникац. исслед-лей,отнош-ми
науч.сообщ-в и учрежден. др. с др-м и с общ-ом
в цел.Познават.идеалы наук им-т достат-но
слож.организац.,выдел.:1.идеалы и нормы
объяснен. и описан.,2.доказат-ти и обоснов-ти
знан.,3.построен. и организац. знан.В содерж.
идеал. и норм науч.исслед-ния выдел. 3 уров.:1-й-представ.
приз-ми,кот. отлич. науку от др.форм познан.,2-й-представл.
историческиизменчив.устан-ми,кот. характ-т
стиль мышлен.,домин-щий в науке на опред.этапе
ее развит.,3-й-в кот. устан-ки 2 уров. конкретиз-ся
применит-но к специф. предмет.обл-ти кажд.науки.Идеалы
и нормы регулир. построен. различ.типов
теор.,осущ-ние,наблюд. и формир. эмпирич.фактов.Обобщен.харак-ка
предмета исслед-ния ввод-ся в карт. реал-ти
посред-ом представлен.:1.о фундаментал.объек-х,из
кот. полаг-ся построен-ми все др.объекты,изуч-мые
соответ.наук.;2.о типолог. изуч-мых объек-в;3.об
общ.закономер-тях их взаимодейст.;4.о пространст.-времен.стру-ре
реал-ти.Карт. мира мож. рассмат. в кач-ве
некотор.теоретич.модели исследуем.реал-ти,но
эт.модель отлич. от модел. конкрет.теор.:1.на
одну и ту же карт. мира мож. опир-ся множ-во
теор.,2.спец.карт. мира мож. отлич. от теоретич.схем.В
гетероген-ти философ.основан. выдел. 2
взаимосвяз.подсист.:отологич-ю,представлен.
сеткой категор.,кот. служ. матрицей пониман.
и познан. исследуем.объек-в и эпистемологич-ю,выражен.
категорал.схем-и,кот. характ-т познават.проц.
и их резул-т.Обе подсист. историч. развивив.
в завис-ти от типов объек-в,кот. осваив.
наука и от эволюц. норматив.стру-ур,обеспеч-щих
освоен. эт.объек-в.
Феномен науч.революц.Наибол.
очевид.прим. науч.революц. представ. соб.
те знамен.эпизоды в развит. науки,за кот.
уже давно закрепил. назван. революц.Науч.революц.
рассмат. как некумулятив.эпизоды развит.
науки,во время кот. стар.парадигма замещ.
целик. или частич. нов.парадиг.,несовмест.
со стар.Науч.революц. во мног. начин. с
возрастан. сознан.,часто огранич. узким
подразделен. науч.сообщ-ва,что сущ-щая
парадигма переест. адекват. функц-ть при
исслед. того аспекта природы,к кот. сама
эт.парадигма раньше пролож. путь.И в политич.
и в науч.развит. осознан. нарушен. ф-ции,кот.
мож. привести к кризису,состав. предпос.
революц.Науч.революц. долж. рассмат. как
дейст-но революц.преобразован. тол. по
отнош. к той отрасли,чью парадиг. они затраг-т.Подоб.
выбору меж. конкурир-ми политич.институт.,выбор
меж. конкурир.парадиг. оказ. выб-м меж.
несовмест. модел. жизни сообщ-ва.Вследст.
того,что выбор нос. так.харак-р,он не детерминир.
и не мож. быть детерминир. просто оценоч.
харак-ками процед. нормал.науки.Послед.
завис. частич. от отдел. взят.парадиг.,а
эт.парадиг. и яв-ся как раз объект. разноглас.Чтобы
раскрыть,как происход. науч.революц. необход.
рассмат. не тол. влиян. природы и логики,но
также эффект-ть техники убежден. в соответ.группе,кот.
образ. сооб-во ученых.Нов.теор. не долж.
противореч. ни одной из предшест-щих ей,она
мож. кас-ся исключит. тех явлен.,кот. ранее
не были извест.Или нов.теор. мож. быть
просто теор. бол. высок.уров.,чем теор.,извест.
ран.,-теор.,кот. связ. воедино группу теор.
бол. низк.уров.,так что ее формир. протек.
без сущ-го изменен. люб. из них.Мож. представ.
себе еще и др. возмож.связи меж. стар. и
нов.теор.,не ведущ. к несовмест-ти тех
и др-х.Кажд. из них в отдел-ти и все вместе
мог. служить пример. историч.проц.,ведущ.
к развит.науки.
Методолог. науч.познан.Следован.
методу обеспеч. регуляц. и контроль в
деят-ти,задает ее логику.В современ.представлен.
под методолог. подраз-ся сист. исходн.,основополаг.принц-в,опред-х
способ подхода к явлен.,харак-р и направ-ть
познават-й,оценоч. и практич.деят-ти.С
отделен. част.наук от философ. помимо
философ.методологич.изыскан. развились
внутринауч.В част.науках изуч. не тол.
те или иные объекты и их св-ва,но и приемы
и сред-ва постижен. эт.объектов.Методологич.инструментар.
современ.науки обогащ. своеобраз.синтезом
концеп. жестк. детерминац. и вероятност.подхода.Вероят-ть-виден.
мира,важнейш. составл-ми кот-го яв-ся категор.
случ-ти,независ-ти,иерархия уров.,внут.актив-ть
сист.В 20-21 вв. методолог. выход. за границы
познан.,рассмат. схемы деят-ти,интегрир-ые
в повседнев.опыт индивидов,осмыслив.
культур.проблем-ку.В познан. учит-ся все
слож-ти развит.науки:1.внут.саморазвит.,взаимодейст.
тех или иных концептуал.сист. с др.теоретич.сист.;2.обуслов-ть
развит. науки внеш.экономич.,соц.-политич.,культур.фактор.Движ.силой
развит. науки яв-ся также противореч.:меж.
теор. и практик.,традиц-ми и новатор-ом,истиной
и заблужден.,меж. специализац. и необход-тью
целост.взгляда на мир и т.п.3-м тип. науч.рацион-ти
соответ. 3 типа методолог. науки: 1.классика;2.неклассика;3.постпозитивизм
и все те современ.методологич.исследован.,в
кот. учитыв. проблемат. социокультур.детерминац.
науч.познан.В соответ. со стру-рой науки
выдел. уров.:1.философ.методолог.,рассмат.
общ.принципы познан. и категориал.строй
науки;2.общенауч.принц-в и форм исслед.,примен-х
в различ.отраслях науки;3.конкрет.-науч.методолог.,т.е.
совокуп-ть методов,принц-в и процед. исслед.,использ-х
в конкрет. науч.дисцип.;4.методики и техники
исслед.,т.е. набор процед.,обеспеч. получ.
достовер. эмпирич.дан-х и их первич.обраб-ку.
Методы эмпирич. и теоретич.исслед.Эмпирич.исслед.
нацелено на непосредст.изуч. явлен.,теоретич.-на
выяснен. сущ-ти и объектив.закономер-ти
в изуч-м проц.,явлен.В эмпирич.исслед.
использ. приборы,экспериментал.установки
и др.материал.сред-ва,эмпирич.язык науки.На
теоретич.уров. в кач-ве сред-ва познан.
выступ. теоретич.язык,в терминах кот-го
представ. абстрак.объекты,яв-еся логич.реконструк-ми
реал.объектов и их связей,отношен.К основ.методам эмпирич.исслед. относ.:наблюден.(целенаправ.восприят.
предмет. и явлен.,непосред-ное и с пом.
прибор.,в их естест.виде;опир-ся не тол.
на раб. орган.чув-в,но и на вырабат-ю наук.
способ-ть истолков. чувствен.данные;различ. внеш.(со стор.)и включен.(наблюд-ль выступ.
участ. изуч.проц.)),измерен.(установлен.
одной велич. с пом. др-й,принят. за эталон,а
также описан. эт.процед.),сравнен.(познават.операц.,выявляющ.
сход-во или различ. однород.предмет.,объект.
либо фаз развит. одного и того же объекта,явлен.),эксперимент(изуч. некотор.состоян.
предмета наблюден.,естест.образом не
всегда присущ. предмету) и описан.(осущ-ся в форме
обыч.языка,а также при пом. языка науки(символ.,матриц,график.
и т.д.).Основ.формами теоретич. науч.познан. яв-ся идея(понят.,обознач. смысл,
значен.,сущ-ть вещи),проблема(выраст. из
потреб-тей практич.деят-ти чела в ходе
стремлен. к нов.знанию),гипотеза(знан.,в основе
кот. леж. предполож.,это еще не доказан.
теоретич.построен.,рассужден.,теор.(концеп.)(отраж. закономер-ти,сущ-тные
харак-ки опред.обл-ти дейст-ти).Одним из
метод. теоретич.исслед. выступ. аналогия-прием
познан.,при кот. на основе сход-ва объектов
в одних признаках заключ. об их сход-ве
и в др.признаках.Аналог. одноврем. яв-ся
общелогич.методом познан.Идеализац.-мыслит.проц-ра,связ.
с образован. абстракт.(идеализир.)объект.,не
сущ-их в дейст-ти.В целом все методы исслед.,эмпирич.,теоретич.
и общелогич. сост. един.комплекс.Эмпирич.исслед.,обнаруж.
нов.факты и завис-ти,стимулир. развит.
теор.Теоретич.деят-ть интерпрет. основ.
эмпирич.факты и завис-ти,предсказ. и вовлек.
в массив исслед. нов.факты,организ. эмпирич.деят-ть.
Общелогич.приемы и проц-ры
науч.исслед.Анализ-расчленен. целост.предмета на составл.части(стор.,признаки,св-ва
или отнош.)с целью их всесторон.изуч.Синтез-соедин. ран. выдел.частей
предмета в един.целое.Анализ и синтез
яв-ся наибол. элементар. и прост.прием.
познан.,кот. леж. в сам.фундаменте человеч.мышлен.Абстрагирован.-особ.прием
мышлен.,кот. заключ. в отвлечен. от ряда
св-в и отнош. изуч.явлен. с одноврем.выделен.
интер-щих нас св-в и отнош.Индукц.-метод
исслед. и спос. рассужден.,в кот. общ.вывод
строится на основе част.посылок.Дедукц.-способ
рассужд.,посред-м кот-го из общ.посылок
с необход-тью след. заключ. част.харак-ра.Основ.
индукц. яв-ся опыт,эксперимент и наблюд.,в
ходе кот-х собир. отдел.факты. Аналогия-прием
познан.,при кот. на основе сход-ва объектов
в одних признаках заключ. об их сход-ве
и в др.признаках.Умозаключен.-перенос
информ. об одних объект. на др.,состав.
гносеологич.основу моделирован.Моделирован.-изуч.
объекта путем создан. и исслед. его копии(модели),замещ.
оригинал с опред.сторон,интерес-х познан.Модель всегда соответ-т
объекту в тех св-вах,кот. подлеж. изуч.,но
в то же время отлич. от него по ряду др.признаков,что
дел. модель удоб. для исслед. интерес-го
нас объекта.