Философ. Нов.врем. 17в.В Нов.время
наукой стали заним-ся ради практич.пользы.Появ-сь
стремлен. познать природу.Природа стала
поним-ся как практич.быт. и поэт. гл.наук.
стало естествознан.Особ-тью науки Нов.Врем.
яв-ся,с одной стор.,опора на опытно-экспериментал.знан.
как сред-во достиж. истины,свобод. от авторитет.
и догматов и,с др.стор.,успехи математ.Лидер.
естествознан. среди наук стала механика(наука
о движ. тел,наблюд. непосред-но или с пом.
инструм-в).Формир. механич. и метафизич.карт.мира.С
позиц. дан.карт.мира тракт-ся все явлен.
природы.В дан.карт.мира роль Бога сведена
к мин-му-создан. матер. и ее первотолчка.Дал.-развит.
мира подчин. закон. прич.-следствен.связей.Развит.
науки побужд. филос. постоян. соглас-ть
свои представлен. с достижен. науки.Философ.
переним. у естествознан. стиль мышлен.,идеалы,цен-ти.Акцент
филос-в 17в.-на методологич.пробл-х.Познан.
рассмат. как зеркал. дейст-ти в сознан.
чела.Разуму отвод. роль сторон.наблюдат.
Француз.материализм 18в.Француз.филос.
защищ. принц. материал-ти мира в его механистич.форме,хотя
в воззрен. некот. из них и содер-сь диалектич.идеи
развит. орган-ов.У француз.просветит.
им-сь значител.расхожд. во взгляд.,вплоть
до противополож.позиц.Но все они исход.
из принц.:если чел,его лич.кач-ва завис.
от окруж.среды,то и его пороки также яв-ся
резул-том влиян. эт.среды.Чтобы передел.
чела,освоб. его от недостатк.,развить
в нем положит.стор.,необход. преобраз.
окруж. и прежде всего обществен.среду.Они
заним. одну позиц. в том,что жив. в перелом.время,время
приближ-ся торж-ва разума,победы просветител.идей,в«век
триумфа философ.».Цент-м,вокруг кот. сгруп-сь
философы и их единомышлен.,оказ-сь знаменит.«Энциклопед.,или
Толков.словарь наук,искусств и ремесел».Эт.труд
яв-ет соб. эпоху в духов.жиз. всего мира.Ламетри
доказ.,что форма неотдел. от матер. и что
матер. связ. с движен.Указ. на материал.харак-р
одуш-ти живот. и чела.Изуч. чела как механ-м,надеясь,что
эт. привед. к раскрыт. сущ-ти его мыслител.
и чувствен.деят-ти.Дидро высказ. мысль,соглас.
кот. от молек. до чела тян-ся цепь сущ-в,переход-х
от состоян. живого оцепенен. до состоян.
максим.расцвета разума.Утверж.,что душа–продукт
един-ва орган-ма,его целост-ти.По его мысли
все измен.,исчез.,тол. цел. ост-ся.Мир беспрерыв.
зарожд. и умир.Соглас. Гольбаху,матер.
сущ-т сама по себе,яв-сь прич. всего:она–своя
собствен.прич.Все материал.тела сост.
из атомов.Имен. Гольб. дал«классич.»опред.
матер.:есть все то в объектив.реал-ти,что,воздейст.
как.-либо образ. на наши чув-ва,вызыв. ощущен.Матер.
сост. из неизмен. и неделим.атомов,св-ва
кот-х-протяж-ть,вес,фигура, непрониц-ть.Из
дейст. и противодейст. всех сущ-в получ.
ряд движен.,подчинен. постоян. и неизмен.закон.Различ.
2 рода движен.:1.движ.масс,благод. кот. тела
перенос. с одного места на др.;2.внут. и
скрыт.движен.,зависящ. от св-ной телу энерг.
Философ. Канта:докритич. и
критич.периоды.Все твор-во Канта мож. раздел. на 2 больш.периода:докритич.(до нач.70-х гг. 18в.);критич.(нач.70-х гг. 18в.
и до 1804г.).В теч. докритич.периода философ.интерес
Канта был направ. на пробл. естествознан.
и природы.В критич.период интерес Канта
сместил. на вопр. деят-ти разума,познан.,механ.
познан.,границ познан.,логики,этики,соц.философ.Свое
наимен. Критич.период получ. в
связи с назван. вышед. в то время 3-х фундаментал. философ.произведен. Канта:"Критика чист.разума";"Крит.практич.разума";"Крит.способ-ти
сужден.".Важнейш.пробл. философ.исслед.
Канта докритич.периода были пробл.бытия,природы,естествознан.Новатор-во
Канта при исслед. дан.пробл. заключ. в
том,что он был одним из перв.филос.,кот.,рассмат.
дан.пробл.,больш.вниман. удел. пробл. развит.В основе
философ.исслед. Канта критич.периода
леж. пробл. познан.В своей книге"Крит.чист.разума"Кант
отстаив. идею агностицизма-невозмож-ти
познан. окруж.дейст-ти.Он выдвиг. гипот.,соглас.
кот. прич. труд-тей при познан. яв-ся не
окруж.дейст-ть-объект,а субъект познават.деят-ти-чел.,а
точн.,его разум.Познават.возмож-ти человеч.разума
огранич.(разум не мож. всего).Как тол. разум
чела со своим арсенал. познав.сред-в пыт-ся
выйти за собствен.рамки познан.,он наталк.
на неразреш. противореч.-антиномии:1.Огранич-ть прост-ва–мир
им. начало во врем. и огранич. в прост-ве;мир
не им. начала во врем. и безгранич.;2.Простое и слож.-сущ-т тол.
прост.элем. и то,что сост. из прост.;в мире
нет ничего простого.;3.Свобода и прич-ть–сущ.
не тол. прич-ть по закон. природы,но и свобода;свободы
не сущ.,все в мире соверш. в силу строг.
прич-ти по закон. природы.;4.Налич. Бога–есть
Бог–безуслов. необход.сущ-во,прич. всего
сущего;Бога нет,нет никак. абсолют. необход.сущ-ва–прич.
всего сущего.Налич. антиномий-доказ-во
налич. границ познав.способ-тей разума.Кант
классифиц. само знан. как резул. познав.деят-ти
и выдел. 3 понят.,характер.знан.:Апостериорн.знан.-кот. получ.
чел в резул-те опыта;Априорн.знан.-доопытн.,кот. сущ. в разуме изначал. и не треб. никак. опыт.док-ва;"Вещь в себе"(одно из централ.понят. всей философ.
Канта)-внут.сущ-ть вещи,кот. никогда не
буд. познана разумом.При познан. разум
наталк. на 2 непрониц.границы:собствен.(внут. для разума),за
кот. возник. неразреш.противореч.-антином.;внеш.-внут.сущ-ть вещ. в себе.Наряду
с "чист.разум."-сознан.,осущ. мыслит.деят-ть
и познан.,Кант выдел."практич.разум",под
кот. поним. нравст-ть и также подверг.
его крит. в своем др. ключ.произвед.-"Крит.практич.разума".Кант
приход. к след.вывод.:чист.нравст-ть-признан. всеми добродет-ное
обществен.сознан.,кот. отдел.индивид восприн.
как свое собст-ное;между чист.нравст-тью
и реал.жизн. сущ. сильн.противореч.;мораль,повед.
чела долж. быть независ. от всяк. внеш.услов.
и долж. подчин. тол. морал.закону.Кант
след.образ. сформулир. морал.закон
и назвал его категорич.императивом:"Поступ. так,чтобы максима твоего
поступ. мог. быть принц. всеобщ. законодат-ва".В
своей 3 книге критич.периода-"Крит.способ-ти
сужден."-Кант выдвиг. идею всеобщ.целесообраз-ти:целесообраз-ти
в эстетике(чел надел. способ-ми,кот. долж.
максим. успеш. использ. в различ.сферах
жиз. и кул-ры);целесообраз-ти в природе(все
в прир. им. свой смысл-в организац. жив.природы,организац.
нежив.прир.,строен.орган-ов, размножен.,
развит.);целесообраз-ти духа(налич. Бога).
Сист. и метод в философ.
Гегеля.Гегелем были выдвин. и подроб. разработ.:теор.
объектив.идеализма(стержнев.понят. кот.
яв-ся абсолют.идея-Миров.дух);диалек-ка
как всеобщ.философ.метод.Гл.идея онтолог.
Гегеля-отождествлен. бытия
и мышлен.В резул-те дан.отождествлен.
Гегель вывод. особ.философ.понят.-Абсолют.идея-эт.:един-но
сущ-щая подлин.реал-ть;первоприч. всего
окруж.мира,его предмет. и явлен.;Миров.дух,облад.
самосознан. и способ-тью творить. След.ключ.онтологич.понят.
философ. Гегеля яв-ся отчужден.Абсолют.дух,о
кот. нельзя сказ. ничего опред-го,отчужд.
себя в виде:окруж.мира;природы;чела;а
затем, после отчужден. через мышлен. и
деят-ть чела,закономер.ход истор. возвращ.
снова к сам. себе.Само отчужд. вкл. в себя:творен.
матер. из воздуха;слож.отнош. меж. объект.
и субъектом-через человеч.деят-ть Миров.дух
опредмеч. себя; искаж., неправил.пониман.
челом окруж.мира.Чел-носит. абсолют.идеи.Сознан.
кажд.чела-частица Миров.духа.Им-но в челе
абстракт. и безлич. миров.дух приобрет.
волю,лич-ть,харак-р,индивид-ть.Диалек-ка,по
Гегелю, -основополаг.закон развит. и существован.
Миров.духа и сотворен. им окруж.мира.Смысл
диалек-ки в том,что:все-Миров.дух,"конеч.дух"-чел,предметы
и явлен. окруж.мира,проц.- содерж. в себе
противополож.начала;дан.начала наход-ся
в противореч. по отнош. др. к др.,но,одноврем.,едины
по своей сути и взаимодейст.;един-во и
борьба противополож-тей-основа развит.
и существован. всего в мире.Природу(окруж.мир)Гегель
поним. как инобытие идеи.Дух,по Гегелю,им.
3 разновид-ти:Субъектив.дух-душа,сознан.
отдел.чела("дух для себя");Объектив.дух-"дух
общ-ва в целом";Абсолют.дух-высш. проявлен. духа,вечно действител.истина.Выражен.
Абсолют.духа яв-ся:искус-во;религ.;философ.Гегель
дел. всю истор. человеч-ва на 3 больш.эры:Восточ.эра-когда в
общ-ве осозн. себя,польз-ся свобод. и всеми
благами жиз. лишь один чел-фараон,кит.императ.
и т.д.,а все остальн. яв-ся его рабами и
слуг.;Антично-средневек.эра-когда
себя стала осознав. уже группа люд.(глава
госуд-ва,окружен.,феодалы),однако основн.масса
подавлена и не свобод.,завис. от "верхушки"
и служ. ей;Германск.эра-когда себя осозн. и свобод. все.
Антропологич.материализм
Фейербаха. Ран.период философ. Фейербаха характер. критик.идеалистич.философ.,особ-но
Гегеля. Философ. Гегеля он счит. искусствен.,подверж.
предрассудк.,обращен. в прошл.,не соответ-щей
новейш.достижен. науки.Фейербах выдвин. теор. антропологич.материализма:един-но
сущ-ми реал-тями яв-ся природа и чел;чел
яв-ся част. природы;чел есть един-во материал-го
и духов-го;чел долж. стать гл.интерес.
философ.;идея сущ. не сама по себе,а есть
продукт сознан. чела;Бога как отдел. и
самостоят.реал-ти не сущ-т;Бог-плод воображ.
чела;природа(матер.)вечна и бесконеч.,никем
не сотворима и никем не уничтож.;все,что
нас окруж.-различ.проявлен. матер.Особ.место
заним. пробл. Бога.Фейербах выступ. с атеистич.позиц.;тесно увязыв.
пробл. Бога с антрополог.Основ.полож. атеистическо-антропологич.теор.:Бога
как самостоят.реал-ти нет;Бог-порожден.
сознан. чела;религ.-глубоко разработ.
мифологич.-фантастич.идеолог. и не им.
ничего общ. с реал-тью;распространен.
религ. стало возмож. благод. невеж-ву чела,его
тяжел.жизнен.услов.;корни религ.-в чув-ве
бесил. чела перед внеш.мир.,его завис-ти
от него и незащищ-ти;мысль о Боге утеш.
чела,притупл. его страх и аффекты;Бог-идеал.образ
чела,создан. челом,эт. то,чем хот. бы себя
вид. чел;Бог в дейст-ти не яв-ся творцом,Он-творен.
чела,его разума,в то время как истин.творец-чел.Соц.-политич.взгляды Фейербаха были обуслов. его антропологич.философ.Суть
эт.взгляд.:чел-уникал.биологич.сущ-во,наделен.
волей,разумом,чув-вами,желан.;полнокров.реализац.
челом своего"Я"возмож. тол. во взаимодейст.
с"Ты"(др.люд.)-чел мож. жить тол. в
общ-ве;основ. связей меж. люд. в общ-ве,стержн.
обще-ва долж. стать религ.;дан.религ. долж.
быть основ. не на вере в Бога,а на иных
принц-х;необход. отброс. традицион.религ.
и замен. ее религ. любви люд. к др. др-у
и религ. любви внут. семьи как наибол.
отвеч. природе чела;смысл. жиз. чела долж.
стать стремлен. к счастью.
Основ.направлен. развит. и
типологич.харак-ки рус.философ. Рус.философ.
развив. исключит. автономно,самостоят.,независ.
от европейск. и миров.философ.,не наход.
под влиян. многочисл.философ.направл.
Запада-эмпиризма,рационализма,идеализма
и др.В то же время рус.философ. отлич. глубина,всесторон-ть,достат.
специфич.круг исслед.пробл.,порой непонят.
для Запада.Характер.черт.
рус.философ. яв-ся:сильн.подверж-ть
религио.влиян.,особ. православ. и языч-ву;специфич.форма
выражен. философ.мыслей-худож.твор-во,литерат.критика,публиц-ка,искус-во,"эзопов
язык";целост-ть,стремлен. почти всех
философ. заним. не отдел.пробл-кой,а всем
комплек. актуал.пробл.;больш.роль пробл.
морали и нравст-ти;конкрет-ть;широк. распростран.
в массах,понят-ть прост.народу.Основы пред-та рус.философ. состав.:пробл. чела;космизм;пробл.
морали и нравст-ти;пробл. выбора историч.пути
развит. России-меж. Восток. и Запад.;пробл.
власти;пробл. госуд-ва;пробл. соц.справед-ти;пробл.
идеал.общ-ва;пробл. буд-го.Основ.этапы рус.философ.:период
зарожд. древнерус.философ. и раннехристиан.философ.
Руси;философ. периода татаро-монгол.ига,зарожд.,становлен.
и развит. централизов. рус.госуд-ва;философ.
18в.;философ. 19в.;рус. и совет.философ. 20в.
Философ.мысль Беларуси.Отлич.черт.
белорус.философ. яв-ся чутк. и незамедлит.
реагир. на ключ.событ. в жиз. народа и отраж.
культ.-политич.истор. Беларуси в национал.общест.-политич.твор-ве.Формир.
белорус.философ.мысли связ. с проц. христианизац.
на Беларуси и развит. идей христиан. Просвещен.Становлен.
профес.философ.деят-ти на Беларуси связ.
с период. Возрожд.(16–17в.)и Реформац.Специфич.черт.
белорус. философ. эп.Возрожд. мож. назвать
след.:в отлич. от Запад.Европы здесь не
получ. реш-го развит. принц. индивид.своб.;в
отеч.философ.прак-ке доминир. идея права,как
одного из основ.институт. госуд.управлен.;гуманистич.идеи
Ренессанса на Беларуси тесно связ. с идеями
и прак-кой Реформац.В истор. философ.мысли
Беларуси эп.Ренессанса мож. выдел. след.направл.:радикал.
реформац.-гуманистич.(концентрир. вниман.
на пробл. сущ-ти лич.веры в Божествен.Откровен.);умерен.
реформац.-гуманистич.течен.(стремил. к
выраб. компромис.форм соедин. и согласован.
антич.,средневеков. и ренессан. философ.
и христиан.-богослов.позиц.);атеистич.-гуманистич.направл.(отверг.
идея Божествен.откровен.,не поддерж. концеп.
врожден.идей,обосновыв. естест.-природ.происхожд.
чела и человеч.морали).В 17в. в белорус.философ.
развив. рационалистич.направл. (С.Будный),изначал.
связан. с науч.изучен. библейских текст.,а
затем и объектив.познан. природы и общ-ва.Развит.
философ. мысли Беларуси 17–нач.18вв. проход.
под знак. идейн.борьбы православ. и униатства.Кон.18–нач.19вв.
связ. со становл. практич.естествознан.
и его философ.осмыслен.;анализир. пробл.
познан.,методы науч.деят-ти,спос. построен.
науки.Закат тенденц. Просвещен. наблюд.
уже в сер.19в.,когда происход. смена духов.-нравствен.ориентир.,связан.
с вхожден. в сост. Рос.Импер.С сер.19ст.
философ.мысль акцент-т проблем-ку поиска
национал.культ.идентификац.,идеи национал.-культ.возрожд.В
нач.20в. мож. выдел. 3 направл. философ.мысли
Беларуси–религиоз.-идеалистич.(не приним.
революц.сред-в преобраз. общ-ва и счит.,что
обновлен. общ-ва возмож. тол. на религиоз.христиан.основе),марксистск.(раздел.
взгляды легал.маркс-тов с их идеолог.
этич.социал-ма),национал.-возрожденч.
(связ. с формир. философ.программ национал.возрожд.
Беларуси;опас-ти для отеч-ва здесь вид-ся
как в полонизац.,так и русификац. Беларуси).Соврем.период
философ.творч-ва на Беларуси связ. с разработ.
идей национал.самобыт-ти белорусов,формир.
четк. мировоззренч.позиц.,включен-ти белорус.
в миров.кул-ру и т.д.В цел.,спектр соврем.отеч.философ.исслед.
кас-ся изуч. методолог. науч.деят-ти и
исслед. по философ. науки и кул-ры,социолог.исслед.
взаимоотнош. общ-во-природа, техноген.цивилизац.–чел,
эстетич.пробл-ки и мн. др.
Марксист.философ.,неомарксизм.Марксист.философ. была созд. совместно 2-мя немец.учен. К.Марксом(1818-1883)и Ф.Энгельсом(1820-1895)во
втор. полов. 19в. и яв-ся состав.частью бол.
широк.учен.-марксизма,кот. наряду с философ. включ. в себя
эконом.(политэкономию)и соц.-политич.проблем-ку
(науч.коммунизм). Возникнов. марксизма
и марксист.философ. способст-ли:предшест-щая
материалистич. философ.;бурн.рост открыт.
в науке и технике;крушен. идеал. Велик.француз.революц.,их
невозмож-ть воплощен. в реал.жиз.;нарастан.
соц.-классов. противореч. и конфлик.;кризис
традиц.буржуаз.цен-тей.Марксист.философ.
материал-на по своему харак-ру и сост.
из 2-х больш.раздел.-диалектич.материал-ма(основ.вопр.
философ. реш-ся в пользу бытия;сознан. поним. не
как самостоят.сущ-ть,а как св-во матер.
отраж. саму себя;матер. наход. в постоян.движен.
и развит.;Бога нет,Он яв-ся идеал.образ.,плодом
человеч.фантаз. для объяснен. явлен.,непонят.
человеч-ву,и дает человеч-ву утешен. и
надежду;Бог не оказ. никак.влиян. на окруж.дейст-ть;матер.
вечна и бесконеч.,периодич. приним. нов.формы
своего сущ-ния;важн.факт-ом развит. яв-ся
прак-ка-преобраз. челом окруж.дейст-ти
и преобразов. челом сам.чела;развит. происход.
по закон. диалек-ки-един-ва и борьбы противополож.,перехода
кол-ва в кач-во,отрицан. отрицан.)и историч.материализма(на
кажд.этапе обществен.развит. люди для
обеспеч. своей жизнедеят-ти вступ. в особ.,объектив.,не
зависящ. от их воли производ.отнош.;производ.отнош.,уров.
производит.сил образ. экономич.сист.,кот. яв-ся базисом для инстит. госуд-ва
и общ-ва,общест.отнош.;указан. госуд-ные
и общест.институты,общест.отнош. выступ.
в кач-ве надстройки по отнош. к экономич.базису;базис
и надстройка взаим. влияют др. на др.;в
завис. от уров. развит. производит.сил
и производст.отнош.,опред.типа базиса
и надст-ки выдел. общест.-экономич.формац.-первобытнообщин.строй;рабовладельч.общ-во;азиатск.спос.
произв-ва-особ. общест.-экономич.формац.,эконом.
кот. основ. на масс-ом,коллектив.,жестко
управл-ом госуд-вом труде свобод.люд.-земледельц.
в долинах круп.рек;феодализм(эконом. основ.
на круп.земельн.собст-ти и труде завис.крестьян);капитализм(промыш.производ-во,основанн.
на труде свобод.,но не яв-ся собствен-ми
сред-в производ-ва наем.рабоч.);социалистич.(коммунистич.)общ-во-основан. на свобод.труде равн.люд. при
госуд-ной собст-ти на сред-ва производ-ва;рост
уров. производст.сил привод. к изменен.
производст.отнош. и смене общест.-экономич.формац.
и общест.-политич.строя;уров. эконом.,материал.производ-во,производст.отнош.
опред. судьбу госуд-ва и общ-ва,ход истор.).Неомарксизм–совокуп-ть
марксист. и марксистки ориентировоч.течен.,характер-ся
критич.отнош.,как к капитализ.,так и к«реал.социализ.»и
его«марксист.-ленинск.»идеолог.Неомарк-ты
предлаг. морал. и культур.революц.,кот.
упразднила бы разлож-ся идеалистич.сист.
либерализ. и замен. бы ее нов.культ.-идеологич.надстройк.
со здоров.жизнеутвержд.этикой.Также неомарк-ты
предполаг.,усил. миссионерск.роль католич.церкви,для
морал. и духов.возрожд.,в резул-те чего,долж.
возрод. сила ран.христ-ва и запад.-европейск.народы
вновь подним-ся на духовн.высоту.Одной
из своих идей они выдвиг. учен. о«культур.борьбе»или«культур.войне»,утвержд.,что
издревле сущ. культур.модель общ-ва,кот.,начин.
с эпохи ран.христ-ва,уступ. место нынеш.идеолог.,но
сейчас эт.модель в возрожден.виде,призвана
вновь занять свое место в мире.Неомаркс.
приш. к выводу,что вся истор. человеч.кул-ры
была истор. усугуб-ся«сумасшест.»человеч-ва,начав-ся
в тот момент,когда индивид-ть противопостав.
себя общине.Расколов-ся так.образ. общ-во,противопостав.
себя природе,а кажд.человеч.индивид нач.
противопост. свое духов.Я собствен.телес.влечен.