Возмож-ти и границы науки,науч.
и вненауч.знан.Возмож-ти науки в культ.прост-ве соответ-щей
историч.эпохи опред. теми ф-циями,кот.
она выпол.К эт.ф-циям обыч. относ. мировоз-ую,способ-ть науки
выступ. в кач-ве производит. и соц.силы
и др.Науч.познан. яв-ся одной,но не единст.формой
познават.отнош. чела к миру.Появлен. науч.знан.
не отмен. и не упраздн.,не сдел. бесполез.
др.формы знан.Кажд.форме обществен.сознан.
соответ. специфич.формы знан.В сам.общ.смысле
науч.познан.-проц. получен. объектив.,истин.знан.Науч.знан.
харак-ся объектив-тью,универсал-тью,претенд.
на общезнач-ть.Когда разгранич. науч.,основан.
на рационал-ти,и вненауч.знан.,то важ.
понять,что вненауч.знан. не яв-ся чьей-то
выдум. или фикц.Оно производ. в опред.
интеллектуал.сообщ-вах,в соответ. с др.норм.,эталон.,им.
собствен.источ. и сред-ва познан.Формы вненауч.знан.:ненауч.(разрознен.,несистематич.знан.,кот.
не формализ. и не опис. закон.,наход. в
противореч. с сущ-щей науч.карт.мира);донауч.(выступ. прототип.,предпосылоч.базой
науч-го);паранауч.(несовместим.
с им-ся гносеологич.стандарт);лженауч.(как
сознат. эксплуатир-е домыслы и предрассудки); антинауч.(как утопич.
и сознат.искаж-щее представлен. о действит-ти);псевдонауч.(представ.
соб. интеллектуал.актив-ть,спекулир-щую
на совокуп-ти популяр.теор.).
Этика науки и ее роль в становлен.
соврем.типа науч.рационал-ти.В повседнев. науч.деят-ти обыч. быв. непросто
сразу же оцен. получ.знан. как истину либо
как заблужден.И эт.обстоят-во наход. отражен.
в нормах науч.этики,кот. не треб.,чтобы
резул-т кажд.исслед. непремен. был истин.знан.Они
треб. лишь,чтобы эт.резул-т был нов.знан.
и логич.,экспериментал. и пр.обоснов-м.Ответ-ть
за соблюд. так.рода требован. леж. на сам.ученом,и
он не мож. переадрес-ть ее кому-нибудь
др-му.Нормы науч.этики редко формулир.
в виде спец.переч. и кодекс.-они перед.
молод.исслед-лям от их учител. и предшест-ов.Однако
извест. попытки выявлен.,описан. и анализа
эт.норм,предприн-ые гл.образ. в философ.
и социолог. науки.В науч.деят-ти равно
необход. как уважен. к тому,что сдел. предшест-ки,так
и критич.отнош. к их резул-там.Бол. того,учен.
долж. не тол. муж-но и настойч. отстаивать
свои науч.убежден.,использ. все доступ.
ему сред-ва логич. и эмпирич.аргументац.,но
и облад. муж-вом отказ-ся от эт.убежден.,коль
скоро буд. обнаруж. их ошибоч-ть.Отдел.наруш.
этич.норм науки,хотя и мог. выз-ть серьез.труд-ти
в развит. той или иной обл-ти знан.,в общ.,все
же чреваты больш.неприят-тями для сам.нарушит.,чем
для науки в цел.Но когда так.наруш. приобрет.
массов.харак-р,под угроз. оказ. уже сама
наука.Этич.нормы охват. сам.разн.стор.
деят-ти учен.:проц. подгот-ки и провед.
исслед.,публикац. науч.резул-ов,провед.
науч.дискус.,когда сталкив-ся различ.т.з.В
соврем.науке особ.остроту приобрели вопр.,кас-ся
не столько норм взаимодейст. внутри науч.сооб-ва,ск-ко
взаимоотнош. науки и учен. с общ-вом.Эт.круг
вопр. часто обознач. как пробл. соц.ответст-ти
учен.
Учен. о челе в стру-ре
философ.знан.Чел,взят. в отдел-ти,а также рассмат-ый
в родов. и соц.совокуп-ти,есть пробл.Им-но
поэт.,ск-ко люд.,столько и пробл.Филос.-гуманисты
и романтики всех врем. прославл. чела
и человеч-ть.В челе ост-ся невероят. много
скрытого,таинст-го.Его дейст. зачаст.
не под-ся рационал.истолкован. и адекват.оценке
с пом. сущ-щей теор. и методолог.Когда
речь идёт,напр.,о науке,то в основн. она
выступ. не иначе как человекознан.На это
обращ. вниман. ещё К.Маркс,заявляя,что
в тенденц.,в будущ. не тол. общест-ое,но
и природ.-науч.знан. ясно обознач. как
един.наука о челе.Бол. опред-но теснейш.связь
науки с челом,изучен. его природы и услов.
жиз. прояв-ся в так.наук.,как биолог.,психолог.
и особ. общест.дисципл.Чел,так.образ.,изуч-ый,“цел.галак-кой
наук»неизбеж. оказ. центр. всей сист. науч.знан.Чел
и его антропологич.сущ-ть заним. централ.полож.
в религ.Люб.традицион.религ. так или иначе,но
всегда выступ. как мифологич.выражен.
сущ-ти,назначен. чела,смысла,идеала его
земн.жиз.Пробл. бога в религ.–эт. в итоге
пробл. чела,а религиоз.символы и сужден.–отражен.
различ.вид. человеч.опыта.Пример. так.же,централ.место,отвед.
челу в полит. и праве,весь арсенал мысли
и дейст. кот. им. тенденц. концентрир-ся
на челе.Все сущ-щие экономич.теор. также
во мног. глубоко антропоцентрич. и антропоген.Всё
эт. свидет-ет о том,что опред-ть чела как
централ.тему,пробл.,ядро философ. совсем
не означ.,что имен. с эт. связ. собст-но
философ.подход к челу.Если и есть как.-либо“безгранич.”дисципл.
в изуч. чела,то антрополог.,взят. в её полн.объёме.
Пробл. антропогенеза в
философ. и науке.Чел.–слож.целост.сист.,кот. в свою очер.
яв-ся компонент. бол.слож.сист.–биологич-й
и соц-й.Суть пробл. антропогенеза сост.
в том,как же историч. формир-ся чел как
сущ-во биосоциал.До 19в. в европ.мысли господ-ла
теистич.антропологич.концепц.,соглас.
кот. мир появ-ся в резул-те акта божествен.творен.Эт.
же относ. и к акту творен. чела:«И сказ.
Бог:сотвор. чела по образу Наш-у,по подоб.
Наш-у…».Соглас. эт.концепц.,мир не им.
развит. и истор.Прошл. и будущ. точ. так.
же,как и настоящ.Эт. пол-тью относ. и к
челу.Мир и чел появ-сь потому,что так сказ.
Бог–единст.прич. их творен.Интенсив.науч.осмыслен.
пробл. антропогенеза нач-сь в 19в.И глав.достиж.
в эт.обл-ти было связ. с утвержден. эволюцион.теор.В
1795г. геолог Дж.Геттон(1726–1797)сформулир.
теор. эволюц. геологич.формац.Он представ.
геологич.истор. Земли как повторен. циклов
разрушен. одних континент. и возникнов.
др-х,указав при эт. на сход-во современ.
и древн. геологич.проц.В 1796г. Пьер Симон
де Лаплас(1749–1827)предлож. космогонич.гипот.
происхожд. Солнеч.сист.(гипот. Лапласа).В
эт. же году Эразм Дарвин(1731–1802) опублик.
теор. эволюц. жиз. в виде эпическ.поэмы«Зоономия»,в
кот. в натурфилософ.форме развив. представлен.
об эволюц. живот. под влиян. внеш.среды.Жан
Батист Ламарк(1744–1829)создал достат-но
целост.концепц. эволюц. жив.природы,соглас.
кот. виды живот. и растен. постоян. измен-ся,услож-сь
в своей организац. в резул-те влиян. внеш.среды
и некоего внут.стремлен. всех орган-ов
к усовершенст-нию.Ч.Дарвин(1809–1882) опублик.
в 1859г. свой знамен.труд«Происхожд. вид.
путем естест.отбора».В нем на основе обобщен.
резул-ов собствен.наблюд. и достиж. биолог.
и селекцион.прак-ки он вскрыл основ.фак-ры
и прич. эволюц. органич.мира.А в1871г. в книге«Происхожд.
чела и полов.отбор»он выдвин. гипот. происхожд.
чела от обезьяноподоб.предка.Он показ.,что
эволюц. в органич.мире осущ. в резул-те
3-х основ.факт-ов:изменч-ти(яв-ся основой
образован. нов.признак. в строен. и ф-циях
орган-ов),наслед-ти(закреп. эт.нов.признаки
и особ-ти),и естест.отбора(под его воздейст.
в проц. борьбы за сущ-ие устран-ся орган-мы,не
способ. приспособ-ся к услов. сущ-ния).Он
не затраг. роли труда в проц. антропогенеза.На
эт.роль было обращ. вниман. в труд.теор.
антропогенеза.Представит. эт.теор. счит.,что
труд не отмен. дейст. биологич.закон.,но
он преобраз-т харак-р дейст. естест.отбора,формир.
способ-ть становящ-ся чела преобразов.
природу по своим собствен.меркам,а вместе
с тем способ-т и формир. сам.чела.На рубеже
20в. появ-ся мутацион.теор. эволюц.,соглас.
кот. нов.виды возник. скачкообраз.,в резул-те
круп.единич.мутац. в генном наследст.аппарате(геноме).И
это возникнов. никак не связ. с естест.отбор.
Един-во природ. и общест-го
в челе.Чел–сущ-во социал.Но в то же время и
высш. млекопит-е,т.е. сущ-во биологич.На
проявлен. мног. биологич.парам-в вида
мог. повлиять и соц.проц.Подоб. др.биологич.вид.,чел
им-т устойч.разновид-ти,кот. обознач-ся,когда
речь идет о челе,понят.«расы».Расов.дифференциац.
люд. связ. адаптац. различ.групп люд.,насел-щих
различ.регионы планеты,и выраж. в формир.
специфич.биологич.,анатомич. и физиологич.признак.Но,несмот.
на различ. в опред.биологич.парам-х,представит.
люб.расы относ. к един.виду Homo sapiens и облад.
свойст-ми всем люд. биологич.парам-ми.Кажд.чел
по своей природе индивид-ен и неповтор.,кажд.
им. свой собствен.набор генов,наслед.
им от родит.Уникал-ть чела усил-ся и в
резул-те влиян. соц. и биологич.факт-ов
в проц. развит.,ибо кажд.индивид облад.
уникал.жизнен.опыт.Индивидуализац.–общебиологич.закономер-ть.Индивидуал.-природ.
различ. у чела дополн. различ. соц-ми,обусловл-ми
общест-ым разделен. труда и дифференциац.
соц.ф-ций,а на опред.этапе общест.развит.–также
и различ. индивид.-лич-ми.Чел включ. сразу
в 2 мира:мир природы и мир общ-ва,что порожд.
ряд пробл.Аристот. назыв. чела политич.живот.,признав.
в нем сочет. 2-х начал:биологич-го(живот-го)и
политич.(социал-го).Перв.пробл. заключ.
в том,как. из эт.начал яв-ся доминир-им,опред-им
в формир. способ-тей,чув-в,повед.,дейст.
чела и как.образ. осущ-ся взаимосвязь
биологич-го и социал-го в челе.Суть др.пробл.
заключ. в след.:признав.,что кажд.чел. уникал.,своеобраз.
и неповтор.,мы постоян. группир. люд. по
различ.признак.,одни из кот. опред. биолог-ки,др.–соц-но,а
некот.–взаимодейст. биологич-го и соц-го.Марксист.-ленинс.философ.
показ-т значен. соц.факт-ов наряду с биологич-ми–те,и
др. играют кач-но разн.роли в опред.человеч.сущ-ти
и природы.Она раскрыв. доминир.значен.
социал-го,не игнорир. биологич.природу
чела.
Духов-ть и пробл. смысла
жиз.В соврем.эпоху дискус. о смысле сущест.
чела и перспект. его развит. приобрели
особ.актуал-ть.Со всей остротой встали
вопр.,связан. с оцен. возмож-тей по преобраз.
природы,общ-ва и сам.чела,позитив. и негатив.последст.
науч.-технич.революц.,биотехнологич.исслед.
генома чела.Осознан. челом смысла жиз.
невозмож. без осознан. себя в кач-ве лич-ти.Осознан.
же своей лич-ти происход. лишь в резул-те
сравнен. себя с себе подобн.,т.е. в резул-те
осознан. идеи сущ-ия человеч.рода и своей
принадлеж-ти к нему.Сама постанов. тем
или ин.индивид. вопр. о смысле жиз. возмож.
лишь тогда,когда в нем пробужд. осознан.
своего«я»,чув-во человеч.досто-ва,когда
он начин. задум. о реал.знач-ти своего
сущ-ния.Опред. цели своей деят-ти,смысл
своей жиз.,чел руковод-ся не тол. общест-ми,но
и индивидуал.побужд.,лич.мотивами и интер-ми.Вопр.
о смысле жиз. предполаг. обоснован. так.цели,кот.
оправд-ла бы сущ-ние чела и придав. бы
ему цен-ть и смысл.Лишь чел мож. придавать
смысл вещ. и проц.Религиоз. настроен.чел
склон. объяснять целесообраз-ть устрой-ва
и деят-ти жив.сущ-в налич. опред.смысла,залож-го
в них высш.творцом,сверхъестествен.силой.Потреб-ти
чела реализ-ся лишь благод. тому,что он
дел. их целью и программ. своей деят-ти.Когда
речь ид. о выяснен. подлин.смысла жиз.
чела,им-ся в виду им-но благород.цели.Если
у чела нет так.цели,жиз. его лиш. больш.смысла,он
просто сущ-т.Христиан.сознан. вывод. понят.
смысла жиз. из учен. о божест.творен. мира
и чела,о Боге как единст.творце нравст.норм,о
грехопаден. и грехов.сущ-ти чела,об искупител.жертве
Христа,о необход-ти спасен. души.Смысл
жиз. вынос. за пред. реал.жиз.,за пред. реал.материал.
и духов.потреб-тей чела в эт.мире.Осознан.
челом смысла жиз. завис. от того,наск-ко
он способ. различ. подлин. и лож.цен-ти,сознает
бесплод-ть позиц. индивидуал-ма,бессмыс-ть
жиз. лишь для сам.себя.Наибол. глубок.смысл
жиз. чела в том,чтобы всесторон. развив.
свои способ-ти посред-вом творч.деят-ти.Но
как.смысл им. жиз.,если чел знает,что он
смертен?В христиан.вероучен. смерть изображ.
как кульминацион.пункт в подготовке чела
к переходу из земн.жизни в«Цар-во Божие».Религ.
став. себе в заслугу,что тол. она дает«оптимистич.»реш.
пробл. смерти,ибо указ. на возмож-ть спасен.
души в потусторон.мире и тем сам. открыв.
путь к лич.бессмерт.
Лич-ть как соц.проекц. чела.Лич-ть рассмат.
в сист. взаимодейст. природ.-социал.форм
движ. матер.,формир. под воздейст. соц.среды,а
также собствен.усил. чела.Кажд.общ-во
формир. присущ. ему тип лич-ти,дейст-щий
в опред. соц.-экономич.,социокультур. и
психологич.ситуац.Развит. лич-ти содейст-ло
также формир. граждан.общ-ва.Англ. и француз.матер-ты
18в. в граждан.общ-ве видели совокуп-ть
общест.связ.,среду,в кот. разворач. деят-ть
индивид.,облад-х естест.правами,суверенит-м,неприкосновен.
частн.жиз. и реализ-х свои интересы.В наст.время
под гражд.общ-вом обыч. подраз-ся общ-во
свобод. его членов в виде добровол.объединен.
граждан,с высок.уров. экономич.,социал.,духов.
и морал.показат.,кот. совместно с госуд-вом
реализ. развит. правов.отнош.Воздейст.
типич.прич.,опред-х роль лич-ти,обознач.
термином«фактор ситуац.В бол. широк.смысле
слова,«фактор ситуац.»склад. из особ-тей
среды,в кот. дейст-т лич-ть,состоян.,в кот.
наход. в опред.момент общ-во.Им. значен.
особ-ти сам.лич-ти,функционир-щей в опред.ситуац.В
ситуац. лич-ть осозн. свое велич. и вместе
с тем свою огранич-ть, призн. налич. др-х
Я и необход-ть диалога с ними.Взаимоотнош.
лич-ти и соц.среды в идеале вписыв. в формулу:поиск(лич-ти)-предложен.(социума)-выбор(лич-ти
из предлож-го общ-вом).В цел.,лич-ть есть
индивид.проекц. общ-ва,а приспособл. Лич-ти
к среде и ее актив.воздейст. на среду выступ.
как момент самореализац. лич-ти.Лич-ть-понят.,отображ.
соц.природу чела,рассмат-щее его как носит.
индивид.начала,самораскрыв-ся в соц.отнош.,общен.
и предмет.деят-ти.Приобрет. челом соц.черт
происход. на основе его биопсихологич.задатков.Чел
не рожд. лич-тью,а станов. ею в проц. социализац.Под
соц-цией поним.:1.освоен. челом сист. соц.норм
и цен-тей,соц.потреб-тей;2.реал.включ. индивида
в общест.жиз.,проц. наделен. люд. соц.св-вами.Важнейш.формами
социализац. яв-ся:обычаи,традиц.,государст.-правов.нормы,язык.Посред-вом
эт.форм осущ-ся воспитан.,обучен. и деят-ть
чела.
Основ.способы человеч.сущ-ния.Человеч.бытие,соглас.
Хайдеггеру,никогда не выступ. как изолир.субъект,сущ-ние
др-х,себе подоб.,изначал. извест. ему,ибо
состав. один из момент. его собствен.бытийн.,априорн.стру-ры.Если
харак-ка бытия среди др-х–повсед-ть,обыд-ть,то
бытие-с-др-ми мож. быть неподлин.Возник.
объектив.взгляд на лич-ть,при кот. она
оказыв-ся вполне заменим. люб.др.лич-тью.Дан.взаимозамещ-ть,при
кот. появ-ся некая фикц. средн.чела,привод.
к превращ. субъекта в нечто безлич. сред.рода,в
анонима-das Man.По сути дела эт.–отчужден.чел
повседнев-ти.Чел повседнев-ти–несобствен-й.Своеобраз.,самость
чела против-ся растворен. в Man.Экзистенц.
мож. осущ-ся в совмест.бытии-с-др-ми уже
потому,что самость прояв-ся тол. в отлич.
от др-х.След-но,отнош. к др. оказ. гл.конституирующ.момент.
Dasein.Так как Dasein потер. в люд.,ему необход.
себя найти,засвидет-ть способ-ть быть
самостью.Так.свидет-вом яв-ся голос совести.Совесть
взыв. к подлин.сущ-нию,онтологич-му,экзистенциал.плану,где
уместны поиски смысла бытия.Безлич.сущ-ние
скрыв. от чела его обреч-ть,он не знает
смерти,представ-щей соб. сугубо лич.факт.В
повседнев-ти смерть поним. как«умир-т»,как
смерть др-х.Бытие-к-смерти–так.бытийствен.возмож-ть,кот.
выхват. чела из сферы Man,перемещ. его в
сферу подлин.экзистенц.Осознан. смерти,бессмыс-ти
люб.проекта обоснов-т историч-ть экзистенц.,неполноту
кажд. из ее момент.Тол. приблиз-сь к постиж.
смерти как к крайн.пределу,кот. поставлен
всяк.сущ-нию,чел наход. себе подлин.бытие.Смерть
означ. конец и каж-ся концом всяк.возмож-тей.Но
бытие-к-смерти опереж. эт.возмож-ть и выступ.
как самораскрыт. форм Dasein.Стать свобод.
перед лиц. собст.смерти–знач. распозн.
среди суетных так.возмож-ти,кот.,будучи
правил. выбран-ми,окаж-ся недостижим.
для смерти.Выдвиг. идею смерти,Хайдеггер
формулир. свое пониман. лич-ти как обращен.
к сам.себе,оторван. от общ-ва и противопоставлен.
ему.
Кул-ра как предмет философ.анализа.Кул-ра представ.
одну из наибол. общ.форм человеч.деят-ти.Она
выраж. меру осознан. и овладен. челом сил
природы,своих отнош. и сам.себя.Тем сам.
она дает целост.комплекс.харак-ку чела.Кул-ра-историч.
опред.уров. развит. общ-ва и чела,выражен.
в типах и форм. организац. жиз. и деят-ти
люд.,а также в создаваем. ими материал.
и духов.цен-тях.Т.к. кул-ра позвол. проник.
в сущ-ть историч.проц.,раскрыть специф.
общест.развит. по отнош. ко всей объектив.реал-ти,то
она яв-ся всеобщ.соц.-философ.категор.,заключ.
в себе весьма важн.харак-ку целост. историч.реал-ти.В
кул-ре воплощ. не тол. физич.,но и духов.кач-ва
чела.Понят. кул-ры многогран.Оно охват.
по сущ-ву все стор. человеч.деят-ти:труд
и производ-во,быт,искус-во,науку,воспитан.
и образован.,развит. семьи и т.д.Кул-ра
неразрыв. связ. с истор.Она есть то,что
сделано сам.челом,общ-вом.Содерж. кул-ры-развив.сист.
создан-х челом материал. и духов.цен-тей,социокультур.норм,способ.
организац. повед. и общен. люд. и соц.групп.Различ.
материал. и духов.цен-ти,мож. выдел. материал.кул-ру
и кул-ру духов. как относит. самостоят.обл-ти.Под
перв. поним. совокуп-ть материал.благ,сред-в
и форм их производ-ва,а также способ. овладен.
ими.Под втор.-совокуп-ть знан.,форм и метод.
мышлен.,сфер идеолог. и способ. деят-ти
по создан. духов.цен-тей.Кул-ра-неотъемлем.стор.
жиз. общ-ва,она неотделима от чела как
соц.сущ-ва.Не мож. быть общ-ва без кул-ры,как
и кул-ры вне общ-ва.Предмет. теор. кул-ры
выступ. как духов.,так и материал.производ-во,их
взаимосвязь.Кажд.нов.этап в развит. кул-ры
есть зеркало человеч.прогресса.Все цен-е,взят.
из наслед. прош-го,станов. строит.материал.
для нов.,величествен.здан. кул-ры.Кул-ра
есть отнош. чела к природе,опосредован.
общ-вом.По кул-ре мы мож. судить не о вещ.
или идеях сам. по себе,а о создавш. их челе,как
он раскрыв-ся в резул-те своей деят-ти.Часто
под кул-рой поним. сферу воспитател. и
просветител.деят-ти в сам.широк.смысле
эт.слова,осущ-мой спец-но подготов.люд.
и институт.Гл.соц.ф-ция кул-ры заключ.
в так.развит. человеч.индивид-ти,кот. бы
соответ-ло масштаб. и резул-там достиг-го
в дан.момент общест.развит.Эт. знач.,что
культур.бытие чела неотдел. от конкрет.природ.
и обществен.бытия,совпад. с развертыван.
сам.историч.проц.
Цивилизац. как социокультур.
образован.Все харак-ки цивилизац. не случ-ны,отраж.
некотор. реал.стор. и особ-ти историч.проц.,но
их оценив. и интерпретир. одностор-не,что
дает основан. для критич.отноше. к предлаг-м
многочисл.толкован. и концепц. цивилизац.Цивилизац.
включ. в себя преобразован. челом,окультурен.,историч.природу
и сред-ва эт.преобразован.,чела,усвоив-го
кул-ру и способ-го жить и дейст-ть в окультур.среде
своего обитан.,а также совокуп-ть общест.отнош.
как форм соц.организац. кул-ры,обеспеч.
ее сущ-ние и продолж.Формацион.различ.
в общ-ве,вышед-м из первобыт.состоян.,-эт.
различ. внутри цивилизац.Противореч.
антагомистич.общ-ва в его кризис.,конфликт.,борьбой
классов,а также противореч. 2-х соц.сист.
им. свой предел-они не долж. разруш. цивилизац.,механ-ов
ее жизнедеят-ти.Загрязнен. окруж.среды
отходами производ-ва и потреблен.,хищнич-ое
отнош. к природ.ресурсам,нерационал.природопольз.
породили глуб. противоречив.экологич.ситуац.,ставшей
одной из острейш.глобал.пробл. цивилизац.,для
решен. кот. треб-ся объединен. усил. всех
членов миров.сооб-ва.Далеко выход. за
рамки отдел.социал.сист. и приобрет. глобал.общецивилизац.харак-р
демографич. и энергетич.пробл.,задачи
обеспечен. продовольст. растущ. населен.
Земли.Перед всем человеч-ом стоит общ.цель-сохран.
цивилизац.,обеспеч. собствен.выживан.Принципиал.различ.
2-х миров.соц.сист. не отмен. понят. человеч.цивилизац.,современ.цивилизац.,кот.
необход. общ.усил. всех народ. уберечь
от ядерн.уничтожен.Т.о.,цивилизац. представ.
соб. социокулътур.образован.Антагонистич.
обществен.отнош. наклад. отпеч-к на харак-р
цивилизац.,порожд. глубок. противореч.
в развит. кул-ры.