Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки по философии 1.docx

— 142.93 Кб (Скачать файл)

1.Понятие и исторические типы мировоззрения.Мировоззрение – это общий взгляд человека на мир,  на самого себя и на свое место в этом мире  (обобщенная и целостная картина мира). Структура мировоззрения(его основные компоненты):знания, эмоции, убеждения, ценности. ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: Функция миропонимания  (знания как компонент мировоззрения дают обобщенную модель мира и места в нем человека); Функция мироощущения (эмоции как компонент мировоззрения определяют субъективное восприятие человеком природного и социального мира и его места в этом мире, наполняют это восприятие личностным смыслом и значением); Нормативно-регулирующая функция (ценности, реализуясь в форме убеждений,  определяют правила и принципы жизнедеятельности людей, их ориентации и мотивы деятельности).Формы мировоззрения: в зависимости от субъекта-носителя выделяют мировоззрение: отдельной личности,социальной группы,общества в целом,определенной исторической эпохи; в зависимости от полноты, системности, достоверности и обоснованности выделяют мировоззрение: обыденное,мифологическое,религиозное, философско-теоретическое,научное.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифологическое мировоззрение: исторически первый тип мировоззрения,синкретическая (целостная, нерасчлененная) форма сознания,основано на вере в истинность мифов и незыблемость ритуалов,жесткая регламентация поведения людей,антропоморфизм (наделение предметов природы и общественных явлений человеческими чертами и свойствами).ФИЛОСОФИЯ:-Цель: поиски истины,- Исходной точкой философствования является сомнение в истинности принятых положений,- Основана на разуме: все ее основные положения рационально обоснованы и аргументированы. Ничего не принимает на веру,- Отсутствие культа.

РЕЛИГИЯ:- Цель : личное спасение человека,- Сомнение в истинности принятых положений недопустимо,это грех,Основана на вере в сверхъестественное:  все ее основные положения принимаются на веру,- Наличие культа.

 

 

2.Проблемное поле философии и структура фил знанияОсновные проблемы философии: Проблемы окружающего мира: конечности и бесконечности мира, его первоначала,  единства и многообразия и т.п., Проблемы человека:  специфики и смысла человеческого существования, свободы,  жизни и смерти и т.п., Проблемы взаимосвязи человека  и мира: познания человеком мира, отношения человека к природе, отношений между людьми и т.п.

Структура философского знания: Онтология – учение о бытии, Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы знания и познания, Аксиология – учение о ценностях, Философская антропология  – философское учение о человеке, Социальная философия   – раздел философии, изучающий общество.

 

3.Древнеиндийская  философия

Отличительные черты древнеиндийской  философии: Слабая связь с наукой. Тесная связь с религией:  по преимуществу все философские учения и школы являются религиозно-философскими. Основная проблема, которую решали древнеиндийские мыслители – в чем причина страданий и как от них избавиться. Древние книги, положившие начало философствования в Индии – Веды и Упанишады.

Некоторые основные понятия  в индийской философии: Брахма (Брахман) – духовная субстанция (бог), единая, бессмертная душа. Брахма – это  начало и конец всего. Мир – это воплощение Брахмы. Мир и есть Брахма. Душа человека – частичка Брахмы. Атман – божественная частичка в каждой части мира, в том числе в человеке. На высшем уровне Брахман и Атман тождественны. Сансара  (странствие) –цепочка перевоплощений  человека. Каждое существо после гибели своей телесной оболочки возрождается в другом теле человека или животного (учение о переселении душ). Карма – закон, согласно которому все поступки человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом теле.Некоторые основные понятия в индийской философии: Мокша – выход из сансары, прекращение перерождений. Понимается как цель спасения. Нирвана (угасание) – понятие, близкое понятию «мокша» – понимается как вечное блаженство, как состояние отрешенности от жизни, когда уже не действует закон кармы. Ахимса – непричинение зла живым существам.Основные философские школы Древней Индии: Ортодоксальные(астика) – признающие авторитет Вед :веданта; миманса;йога;вайшешика;ньяя;санкхья. Неортодоксальные (настика) – не признающие авторитет Вед :чарвака (локаята); буддизм;джайнизм.

Буддизм: Основатель  -   СИДДХАРТХА ШАКЬЯ  ГУАТАМА. Будда - «просветлённый».Суть буддизма – 4 «благородные» истины: О страдании:  жизнь есть страдание;О происхождении страданий:  причина страданий наши желания;О прекращении страданий: раз страдание имеет причину, то возможно прекращение страданий;О пути, ведущем к освобождению от страданий -- буддизм указывает восьмеричный путь спасения.Восьмеричный путь спасения в буддизме: 1) правильное мышление;2) правильная речь;3) правильное действие;4) правильный образ жизни;5) правильное видение;6) правильное воспоминание;7) правильное усилие; 8) правильное сосредоточение.

 

 

4.Философская мысль  Древнего Китая.

Отличительные черты древнекитайской  философии: житейско-практическая направленность. Древнекитайская философия ищет ответ на два основных вопроса:1) в чем причина зла, страданий, как их избежать и стать счастливым?  2) как эффективно управлять государством?;слабая связь с наукой;тесная связь с политикой;существование множества    борющихся между собой школ;не систематизирована.Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство;даосизм;легизм (законники);моизм;натурфилософия (школа инь и ян);школа имен.Даосизм- традиционное китайское учение: Основатель --  Лао-цзы. Главная работа – Даодэцзин (Книга о дао и дэ).Представителей этой школы называют даосами. Центральное понятие даосизма –«Дао» (дословно «путь», «дорога»).Дао понимается как: начало и завершение всего существующего;общий универсальный закон, которому  все подчиняется;Дэ – это Дао в мире бытия, оно доступно восприятию(в отличие от Дао) и проявляется в нравственных поступках человека.Концепция управления даосов: Причину всех невзгод и страданий даосизм видит в нарушении действия Дао.Чтобы стать счастливым, человек должен   попытаться познать Дао, встать на этот путь,    и следовать по нему всегда. Люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным,  нежелательным результатам.Чтобы не сбиться с пути Дао, нужно следовать принципу  «у-вэй» (дословно – недеяние). Конфуцианство: Основатель:Кун Фу-цзы (Конфуций). Жил в 551-479 гг. до н.э.Основная работа Конфуция -  Лунь Юй (Беседы и высказывания). Основные идеи Конфуция: В центре внимания конфуцианцев -- проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы воспитания.Основные выводы:Государство понимается как большая семья.Правитель – отец и мать народа.Управлять людьми нужно не силой юридического закона, а силой нравственного примера, не принуждением, а убеждением.Идеал человека – благородный муж, обладающий такими качествами как человечность, порядочность, знание приличий, мудрость, лояльность.

Легизм (законники): Основатель: Шан Ян. Противоположная конфуцианству концепция государственного устройства:Государство – бездушный механизм.Правитель – деспот.Вместо методов убеждения – правовое принуждение и наказание и т.д.

5.Древнегреческая  философия, её периодизация и  основные проблемы.

Периоды развития античной философии: Доклассический (досократовский): 6-5 века до н.э., греческие колонии. Классический (золотой век): 5-4 века до н.э., г. Афины. Эллинистический: 3-2 века до н.э. Греческая философия выходит далеко за пределы Греции. Римский: конец 2 в. до н.э.- 6 в. н.э. Центром философской мысли стал Рим.

Основные представители  и школы: Досократовский период(Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская школа, (Парменид, Зенон),  пифагорейцы, Гераклит, Атомисты (Левкипп, Демокрит)). Классический период(Софисты, Сократ, Платон, Аристотель). Эллинистический период(5 основных школ: платоновская (Академия), аристотелевская (Лицей), эпикурейцы, стоики, скептики). Римский период(Те же 5 основных школ, что и в эллинистический период).Основные проблемы и их решение(досократовский и классический периоды): 1. Поиски основополагающего начала мира (архе).ОСНОВНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:а)Формируется понятие субстанции. Субстанция  (досл.-сущность) – неизменная основа, сущность, субстрат, первооснова всех вещей. Она вечная, бесконечная, ни от чего не зависящая, подвижная.  За основу мира принимается одна или более субстанция - вода, огонь, земля, воздух, и т.п.;б)Формируется теория атомов: ( Левкипп,  Демокрит). Основные положения теории атомов:Все тала состоят из атомов;Атомы – неделимые частички;Атомы все качественно одинаковые, имеют только количественные отличия (размер, форма, положение);Атомы находятся в постоянном движении. Движутся они в пустоте. То есть , существуют только атомы и пустота.В)Возникает материализм  - Демокрит.Материализм – философская точка зрения, признающая  существование природы независимо от какого-либо сознания (духа, бога и т.п.).г)Возникает идеализм - Платон.Идеализм – направление в философии (противоположное материализму), признающее первичность сознания по отношению к материи.

2.Проблема познания мира и истинности знания. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:а)Формируется врожденных знаний –Платон.б) Возникает рационализм – Платон.Рационализм (лат. rationalis-разумный) – философское учение, признающее разум решающим источником истинного знания.в)Возникает сенсуализм – Аристотель.Сенсуализм  (лат. sensus- ощущение) – философское учение, признающее ощущения единственным источником познания. Эллинистический период: Основные проблемы:Основное внимание уделяется этическим проблемам: что есть счастье, как его достичь, взаимосвязь между счастьем и добродетелью и т.п.Наука окончательно отделяется от философии.Основные выводы:Основное - рекомендации, как достичь счастья: Стоики -- добродетель (жизнь в соответствии с разумом) отождествляют с высшим благом и счастьем.Эпикурейцы развивают идеи гедонизма.

 

6.Философские концепции  Платона и АристотеляПлатон - главный идейный "противник" Демокрита полагал, что существует мир явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостижимый мир истинного бытия. Этот истинный мир идей, который представляет собой самостоятельную сферу и венчается идеей блага. Идеи - суть неподвижные, неизменные вечные сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения добродетели. [ В своей теории государства, которая основана на учении о душе, П. является идеологом реакционно-политического строя, олигархичного режима Спарты, а точнее "казарменного коммунизма"]. П. пришел к двум видам познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П., чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому - мир идей. Каково отношение мира идей к миру вещей? П. ясного ответа не даёт. Он говорит: "мир идей отражается в мире вещей", "мир вещей участвует в мире идей" и т.д. П. полагает, что идеальное, напр. человеческая мысль, представляет собой "воспоминания" душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Само "воспоминание” (анамнезис) происходит тогда, когда мы воспринимаем конкретные вещи, предметы.

Аристотель - величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Особое влияние на последующую Ф. имело его обоснование логики, и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. А. разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике А., особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также между суждением и выводом существует определенная связь. Согласно А., многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. Действительность определяется 4 основными причинами: материей; пассивной возможностью становления; активной формой, которую приобретает материя, а также действующей и целевой причинами, которые связаны с формой. В противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том, что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей, придавал ей определённость. Материя пассивна - она материал для формы. Согласно его учению о человеке, душа - это форма тела, а разум - форма души. Этические добродетели зиждутся на разумном действии. Реализация этих добродетелей предполагает воспитание воли. Назв. пошло от греч. peripatos (крытая галерея). Наиболее выдающиеся перипатетики (ученики и последователи А.) оформили учение основателя. Они подчеркивали казуальные(?) принципы вместо теологических, выдвинули представление о природе, потеснившее представление о боге, критиковали энтелехию (греч. завершение, осуществление) активную деятельность предмета осуществленное единство предмета, свойства и образа действий.

7.Соотношение разума  и веры в философской традиции  средних веков(Августин, Аквинский).Полемика  о природе универсалий.Гл заслуга Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда «исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания – проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности. Разрабатывая проблемы онтологии, Августин прежде всего обосновывал один из гл догматов христианства о сотворении мира Богом из ничего. По его мнению, Бог не только упорядочил, организовал мир, как это представлялось Платону, из уже имевшейся вечной, первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства, в том числе и такое, каким является время, кот не было до создания мира. Большое место в философии Августина заняли и проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа чел, по его мнению, двойственна. Гл способность человеческого духа – его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей. Но она не явл единственной. Другая духовная ценность – разум, мышление, с пом которого чел способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может.

Вера выше разума. Гл внимание Аквинский уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога. Они были основаны на разработанных еще Аристотелем положениях об источнике движения; понятиях причины и следствия; необходимого и случайного; категориях совершенства и одухотворенности мира.

Особенность периода –  спор об универсалиях. Спор привел к  формированию 2-х позиций: 1) номинализм - позиция, полагающая, что универсалии  существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия  не имеют вне мышления никакого действительного  прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. Хотя номинализм по своему содержанию оставался еще  религиозным учением, тем не менее его появление уже предвещало новый этап противостояния религиозной и научной философии, идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма. Номинализм – предвестник философии Нового времени. Впервые идеи номинализма изложил Иоганн Росцелин. 2) реализм - позиция, считающая, что наиб значимыми является не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности. Представитель: Фома Аквинский (1225-1274гг.) – привел 5 доказательств существования Бога. Из желания примирить противоположные стороны в споре об универсалиях родилось третье, компромиссное решение, получившее название концептуализма. Представители – Иоанн Дунс Скот. С его точки зрения каждая вещь представляет собой единство общего и частного, сущности и явления. Общее отражает сущность вещей, а конкретное – проявления этой сущности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"