Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки по философии 1.docx

— 142.93 Кб (Скачать файл)

 

 

15.Социальная философия  марксизма.

Основные идеи: 1)К. Маркс и Ф. Энгельс соединили диалектику Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха и с этих позиций объяснили природу, общество и человеческое мышление. Таким образом, они создали целостную, в чем-то даже завершенную философскую теорию «диалектический материализм».2) Новая трактовка человека. Это существо не просто мыслящее, познающее мир, а деятельное, изменяющее этот мир (К.Маркс).3) Основной вид человеческой деятельности – деятельность по изменению природы (материальное производство). Марксом был сформулирован закон определяющей роли материального производства в жизни общества.Именно материальное производство определят все другие стороны жизни людей: политику, искусство, науку и т.п.4) Главное в марксисткой философии –материалистическое понимание истории (человеческого общества).Суть его: «Не общественное сознание определяет общественное бытие, как считалось ранее,  а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание».

Значимость идей: 1)Открытие материалистического понимания  истории позволило взглянуть  на общество как на естественноисторический  процесс, развивающийся по объективным  законам (подобно природе). 2)Создание  науки об обществе (вместе с позитивизмом).3) Марксистская философия, с одной стороны, являлась философским мировоззрением. 4)С другой, -- представляла собой   концепцию радикального переустройства общества и была   тесно связана с политической теорией.

Неомарксизм:Марксистская философия далее получает развитие в Западной Европе и в России. В России (изучается в рамках русской философии).В Западной Европе наблюдается отход от ортодоксального марксизма и в ХХ веке существует как неомарксизм.

 

 

16.Становление  и основные направления развития  неклассической философии.

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших  в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии.

Все направления неклассической философии условно можно разделить  на две большие группы: 1) направления, поддерживающие общие принципы рационалистической философии. К этой группе могут быть отнесены все неоклассические школы, такие как неокантианство (К. Фишер, О. Либман в XIX веке, марбургская и баденская школы неокантианства в XX веке),  неогегльянство,  марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) и неомарксизм (Г. Маркузе.), а также направления, концептуальные основания которых в целом построены на традиционно-классическом понимании рациональности, такие как структурализм (К. Леви-Стросс),  позитивизм (О.Конт, Г. Спенесер), неопозитивизм (М. Шлик) и аналитическая философия (Д. Мур, Д. Остин ), феноменология.  2) направления иррационалистического характера: "философия жизни" (Ф Ницше,О. Шпенглер), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг),  экзистенциализм (К. Ясперс, Ж. Сартр).

 

 

17.Философия жизни(Шопенгауэр,Ницше)

У истоков философ жизни  стоит А. Шопенгауэр, основной его труд «Мир как воля и представление». В качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. . Понятие воли по Шопенг означает «то, что сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления».Объяснив сущность «вещи в себе» Ш. перешел и к сущности мира. «Мир как воля»- основной тезис Ш. Но когда речь идет о мире в целом подразумевается мировая воля, всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека. Окружающий мир существует только в качестве объекта для субъекта. Его способ познания мира: т.к воля «сама по себе бессознательна и слепа»,поэтому рациональное познание изначально чуждо ей. Ницше так же как и Ш. в качестве центральной категории рассматривает волю. Но его интересует воля к жизни, ее сущность – воля к власти. Именно воля к власти лежит в основании всего мира, все стимулы жизни, все ее источники и вся борьба происходят из-за власти. В таком понимании жизнь не имеет никакого развития или прогресса, к ней не применима никакая теория. Гносеология: искусство – я-я более глубоким и надежным способом познания, чем наука. Всякое познание я-я орудием власти, поэтому его цель – приносить человечеству пользу. А истина – это как «полезное заблуждение» и доказывается она не логикой, а пользой и выгодой. Ницше выступил за пересмотр всех ценностей общества и человека. Старые истины, мораль, религия - все следует отбросить, ибо они не способствуют утверждению воли к власти. Поэтому старая «мораль рабов» должна быть заменена «моралью господ», которая признает неравенство людей. Эти новые люди «сверхчеловеки» должны стать над всеми остальными. Сверхчеловек- это люди не связанные с обществом, человек, поставивший себя на место Бога ему свойственно превосходство и презрение к «серой массе».

 

 

18.Исторические формы философии позитивизма.

Сам "термин "позитивизм" происходит от лат. positivus - положительный. Современный позитивизм или неопозитивизм представляет собой третью разновидность, а точнее - третью волну позитивизма.

Появление первой связано  с именами французского философа О. Конта (1798-1857) и англичан Д. С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903). Вторая историческая разновидность позитивизма связана  с работами австрийского физика и  философа Э. Маха (1838-1916) и швейцарского философа и психолога Р. Авенариуса (1843-1896) и представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Наконец, третья волна позитивизма - неопозитивизм и постпозитивизм, истоки которого относятся к началу ХХ века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени. Основы неопозитивизма были заложены в трудах Б. Рассела (1872-1970) и в Венском кружке в начале 20-х годов. В него входили М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970) и другие.

С точки зрения позитивистов, задача философии состоит в получении  «позитивного», основанного на эмпирическом описании фактов знания. Позитивисты  считали, что научной ценностью  обладает только такое познание, кот  опирается на опыт. Т.о., логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том, чтобы наблюдать, описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории.

 

19.Философия постпозитивизма.

Представители постпозитивизма занимаются проблемами развития науки.

Основные идеи: 1. Вывод, что  сближение наук произойдет по мере их развития.  И основой этого  единства станет не единство языка, а  единство самой действительности, которую  они изучают. 2. К. Поппером выработан принцип фальсификации (фальсификация – досл. «делаю ложным»). Суть этого принципа: истинность научных утверждений (предложений) доказывается путем поиска фактов, опровергающих их. Научными считаются те знания, которые можно фальсифицировать. З. Т.Кун в работе «Структура научных революций» ввел понятия: Парадигма (общепринятая система знаний а также методы и средства ее получения и обоснования),Нормальная наука как один из трех этапов развития науки (нормальная наука, кризис науки и научная революция),Научное сообщество. 4. И.Лакатос ввел понятие «научно-исследовательская программа». 5. П.Фейерабенд – методологический плюрализм или анархистская гносеология. По мнению Фейерабенда, в науке должен действовать только один принцип: «допустимо все».

 

 

 

20.Философия экзистенциализма, её предпосылки и основные  темы.

Сформировался в ХХ веке: между двумя мировыми войнами. Экзистенция - способ бытия человеческой  личности, то, благодаря чему она существует  как конкретная неповторимая личность. Экзистенция  не поддается познанию рациональным путем. Представители: Франция(Жан Поль Сартр, Альбер Камю),Германия(Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс),Россия(Достоевский). Сёрен Кьеркегор (1815-1855)-родоначальник европейского экзистенциализма(работа «Или или»).Основные проблемы и основные идеи:1)Центральная проблема – проблема человека. Человек рассматривается как живой индивид, с его страданиями, мыслями, эмоциями. 2)Философия экзистенциализма -  попытка понять жизнь во всей ее полноте.     Основные характеристики человеческого существования: безнадежность, тревога, страх, отчаяние, абсурдность и т.п.3) Выступает против научного анализа человека, попытки понять его существование рациональным путем.4)Проблема жизни и смерти, конечности человеческого существования. Учение о пограничной ситуации. 5)Проблема смысла жизни. 6)Проблема выбора и ответственности за выбор и другие.Основные результаты: С 15 по 20 век человек прошел путь: от почти не знающей границ уверенности в своих силах, духовной мощи, в своих познавательных способностях до чувства бессмысленности существования, личной бесполезности, неопределенности, неуверенности, поглотившей его будущее. Экзистенциальные настроения становятся характерной чертой ХХ века.

 

21.Религиозная  философия в контексте современной  европейской культуры.

Неотомизм.

Официальная философия современного католицизма. Современные последователи  средневекового философа Фомы (Тома)  Аквинского. Возникает во 2-й половине ХХ века. Представители:Жак Мартен, Этьен Жильсон, Кароль Вайтыла (Иоанн Павел II) и др.Цель – противостоять обожествлению диких и инстинктивных сил, которые угрожают разрушить цивилизацию.

Основные проблемы:1)Проблема соотношения науки, философии и теологии.2)Нравственные проблемы.

3)Самая известная теория  – теория интегрального гуманизма  (или  воплощения) Ж.Маритена.Философия, по мнению неотомистов,- мост, соединяющий науки с теологией. Если теология(учения о Боге) нисходит на землю, то философия (учение о мудрости) стремится подняться к божественному. Понятие “теология” и философия не исключают друг друга, хотя теология занимает высшую ступень в иерархии наук. В силу этого теология выходит за рамки существующих представлений.

Радикальная теология конца 20века переосмысливает протестантские идеи в связи с трансформацией религиозного сознания. Радикальная  теология представляет человека как  совершеннолетнее существо, призванное быть партнёром Бога и нести ответственность  за управление обществом. Идеи радикальной  теологии основываются на сведении божественного  к человеческому; верить в Бога здесь означает “принимать и утверждать самого себя как целостность”.

 

22.Современная  философская герменевтика.

Герменевтика— искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Активно использовалась в теологии (истолкование учений, священных текстов, Библии), филологии как интерпретация художественных текстов древних авторов на современный живой язык. Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером (1768-1834) — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние И.Канта и особенно Г.Фихте («Наукоучение»). Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения.

Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Ханс Георг Гадамер (1900). В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гуманитар-ными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.

 

 

23.Философия постмодернизма.

Постмодернизм – это широкое  явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляясь в экономике  и политике.

Постмодернизм последняя треть 20 века (нач. с 70г.)В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»

Это континентальная философия. Постмодернизм выходит за рамки  философии. Представители постмодернизма: Ж. Дерфида, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Боурийяр, Ж. Леотар («Ситуация постмодернизма»), С. Жижек. Философия постмодернизма во многом критична. Под эпохой модерна понимается классическая культура, философия, эпоха. Эпоха модерна (17в. – 20в.)Философия постмодернизма направлена на критичную эпоху модерна. Самое главное обвинение классической культуры – культура тоталитарная, всегда есть одна правильная истина. Главное решение постмодернизма – «Концепт единства». На смену «концепт тождества» предложили «концепт различия». На смену единому многообразию вместо глубины поверхность, вместо организации, самоорганизации. Этапы сумасшедшего человека по Фуко1. первобытное общество

2. изоляция (к 16-20в.)3. лечить

Общая стратегия отношений  постмодернизма и классической культуры называют реконструкцией, реконструкцией надо понять цели бога, истин. Они предполагают уделять внимание игре, коллажу, эклектика, хаос.

 

 

24.Философия и  национальное самосознание. Философская  мысль Беларуси.

ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ - комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени.В узком (1) смысле - это история Ф.Б. (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной Ф.Б.). В более широком (2) смысле - весь комплекс представлений и рефлексивных идей (вне дисциплинарных рамок, существовавших или ретроспективно апплицируемых на реально сложившуюся историю) относительно (или имеющих отношение к) социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием «Беларусь» или презентирующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, Великое княжество Литовское - ВКЛ, Российская империя, Беларусская Народная Республика (БНР), БССР, Республика Беларусь - РБ). Реальную, однозначную, устраивающую всех, приемлемую и т.д. границу между первым и вторым провести практически невозможно, любая предлагаемая версия будет компромиссной, вынужденной считаться с аргументами обеих трактовок. В этом отношении болееоправданным представляется принятие за исходную первой трактовки (иначе утрачиваются критериальные границы предмета рассмотрения), но вписывание ее в более широкий контекст второй трактовки, задающий общую систему координат. В этом случае становление Ф.Б. выступает как сложный, многоэтапный и многовекторный процесс, задаваемый спецификой развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры (включая ее философскую рефлексию) как уникальной самодостаточной целостности, в контексте эволюции европейского региона в целом. Первое, что необходимо отметить и из чего исходить, - это постоянная прерывность (точнее даже серия «разрывов») в поступательном развитии философской и любой иной профессионально продуцируемой мысли в Беларуси (при сохранении несомненной преемственности - на уровне традиционной культуры, прежде всего) и при этом - удержание (иногда практически в безнадежных ситуациях) социокультурной целостности. Беларусь в этом отношении далеко не единственна в Европе (достаточно сослаться на пример Чехии, Болгарии, Сербии или Хорватии), но осознание данного фактора сразу же задает специфику анализа Ф.Б. по отношению к странам, где развитие философской мысли не знало (не ощущало в такой степени) таких «разрывов». Наиболее целостно и институционально оформленно в этом отношении в истории Беларуси выглядит развитие комплекса философских (и близкихк ним) идей, начиная с первых десятилетий 16 в. по примерно 1820-1830-е. В какой-то мере можно говорить о подобной целостности и на протяжении 20 в. Второй фактор, заслуживающий внимания и имеющий несомненное влияние как на исторические судьбы страны, так и на круг сложившихся в ней идей - постоянное полярное (полюсное) напряжение между Западом и Востоком . Включенность (исторически и культурно) в восточнославянский регион, зону византийского влияния (точнее - притяжения) в начале становления (при фактуалистически зафиксированных импульсах иных воздействий) сменяется переключением на западноевропейский культурный и философский контекст при военно-политической экспансии на Восток и пусть ослабевших, но не прервавшихся культурных взаимовлияниях с землями бывшей Киевской Руси.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"