Рубеж ХХ и ХХI в. оказался
переломным временем в развитии мировой
цивилизации. Радикальные трансформации
охватили буквально все сферы общественной
жизни. В особой мере это характерно для
стран посткоммунистического мира, вступающих
в новый период своей истории. Все более
остро осознаваемая необходимость социально-экономических
реформ, формирование новых духовно-нравственных
ориентиров, отвечающих запросам эпохи,
– эти процессы выступают в качестве основополагающих
признаков цивилизационного развития.
В такие переломные эпохи человечество
обращается к переосмыслению традиционных
ценностей, накопленных национальными
культурами. Именно мудрость прошлых веков
выступает в качестве одного из критериев,
по которым человечество выверяет свою
преобразовательную деятельность. Особая
роль в этой духовной работе принадлежит
философии. Всеобщность ее категориального
строя, ее изначальный универсализм оказываются
соразмерными масштабам вызовов и задач,
встающих перед современным миром. На
новом этапе своего развития отечественная
философия призвана осуществить свою
мировоззренческую функцию, отвечая на
вопрос о том, как устроен современный
мир, какие из набирающих силу социальных
тенденций соответствуют решению глобальных
проблем, связанных с выживанием человечества,
а какие следует оценить как угрожающие,
негативные.
25.Онтология как
философское учение о бытии.Понятие онтологии (греч. ontos - сущее, logos - учение) впервые
было использовано Р. Гоклениусом в 1613
г. в работе «Философский лексикон» в значении
метафизики. Но в качестве термина, обозначающего
самостоятельный раздел метафизики, в
философский язык его ввел X. Вольф в труде
«Первая философия, или Онтология» (1730
г.), определив онтологию как науку о бытии
вообще. Наряду с онтологией в метафизику
X. Вольфа включались рациональная теология
(«откровенное» знание о Боге, доказательство
Его бытия и бессмертия души), рациональная
космология как знание о происхождении
мира, рациональная психология (изучение
«метафизической природы» души). «Отцами»
онтологии считают Гераклита, Парменида,
Платона. В компетенцию онтологии входит
теоретико-понятийный анализ сущностных
оснований, всеобщих принципов и законов
организации реальности как таковой во
всех формах ее бытия - природной, духовной,
социальной, человеческой и др. Соответственно,
специфика онтологического знания связана
с обоснованием принципов и начал действительности,
обеспечивающих выявление ее истинной
природы, не обращаясь к ней непосредственно.
Подобное знаниепозволяет осуществить
рефлексивный переход от описания естественной
(физической) реальности с ее эмпирическими
объектами к идеальным объектам мышления,
работа с которыми позволяет ответить
на ряд предельно общих вопросов: что есть
реальность? в чем смысл ее бытия? и др.
В различных исторических типах онтологии
эти задачи решались по-разному: в античности
онтология формировалась как учение о
всеобщих, неподвижных основах «истинного
бытия», представляя собой логико-онтологическую
картину реальности; в Новое время приоритет
приобретает гносеология, и предметное
поле онтологии смещается в сторону вопросов
о природе научного знания, его бытийных
основаниях, соотношении с объективной
действительностью и т. п.; с Х1Х-ХХ вв. предметом
онтологии предстает бытие человеческой
субъективности, но не в сфере вечного,
а становящегося бытия.Под бытием в самом
широком смысле этого слова имеется в
виду предельно общее понятие о существовании,о
сущем вообще.Бытие и реальность как всеохватывающиепонятия
синонимы.Бытие есть все то, что есть–«вся
видимая же и неви¬димая».Как утверждается
Символом веры.Это и материальные вещи,и
все процессы (физи.,хим.,геолог.,биолог.,соц.,псих.,дух.),это
их св-ва, связи и отн-я.Плоды самой буйной
фантазии,сказки, мифы,даже бред больного
воображения–все это тоже сущ-ет как разновидность
дух.реальности,как часть бытия.Бытие
как фил.категория–не просто существование,а
то, что гарантирует существование.Почему
бытие не называют существованием?Понятие
существование наделяет предмет субъективным
смыслом. Я могу сказать человеку:«Ты для
меня не существуешь». Бытие же имеет смысл«есть»,эта
связка подчеркиваетсмыслсуществующего.Аспекты
бытия:Что существует? Мир. Где? Здесь и
везде. Как долго?Сейчас и всегда. Уровни
бытия:Бытие природы,Бытие общества,Бытие
личности. Формы бытия:1.Вещей и процессов–естественное
бытие, иногда его разделяют на миры: микромир–на
уровне элементарных частиц, макромир–на
уровне человека, мегамир–дали.Представлены
первой и второй природой:Первая природа–существовала
до чела,с ним и после него.Вторая природа–вечный
мир,созданный челом.Чел создает вторую
природу на основе законов первой природы.2.Человека.Чел
сущ-ет как чел благодаря уникальной связи
природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта
уникальность связи в других объектахотсутствует.3.Духовного(идеального).
26. Категория материи.
Эволюция представлений о материи
в философии и науке.Материя-фундаментальная исходная
категория фил.,от того или иного ее понимания
зависит решение практ всех других проблем.От
лат.-вещ-во.Это веществ.знач-е удерживалось
до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой
ступенью в осознании материальности
мира был стих.материализм.Началом форм
понятия материи явился переход от качеств
разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей
это кач.разнообразие основы мира-первоматерии.Это
абстрагирование сложно. Поэтому сначала
все кач.разнообр.мира выводилось из какого-либо
одного тоже качеств.определенного,эмпир.
воспринимаемого эл-та.(огонь,вода.)Но
уже Демокрит заметил,что с помощью одного
кач.определ-я в-ва невозможно объяснить
происхожд другого,т.к.он не содержит принципа
своего превращения.Дальнейшее развитие
мысли привело к атомистике.Атомы тоже
истолковывались как вещ-во,как кирпичи
всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная
картина мира.Она была очень плодотворной
для ф-и и науки в целом.С этой теорией
связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение
в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять
большую часть явл.и событий мира на основе
взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть
и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве
осталось еще что-нибудь открывать?”Однако
был открыт электрон, ядерный распад и
превращеие атомов.Атом оказался вовсе
не мельчайшей частицей в-ва.Открытие
электромагн.полей и ядерных сил тоже
внесли свою лепту.Поле-принципиально
отличное от в-ва состояние материи.Первоначально
поле понималось как окруж какой-нибудь
предметпространство,для каждой точки
кот можно определить величину и направл
силы взаимодей-я м/д данным объектом и
другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было
доказано,что поле не только атрибут объекта,
но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид
материи,основным св-вом кот.является
непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя
исчезла”.Этот кризис связан с утратой
представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение
массы электр.при измен усл-й поля или
скорости,ядерные реакции-превращение
в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно
воспринимать объекты микромира заставила
обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали
при этом материю забвению=идеализм.К
этому привело и то,что материализм традиционно
был связан с механически-вещественным
пониманием материи.Был этот мир глубокой
тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился
Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\
Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\.Диалектико-материалист.понятие
материи.Необходимо было осво-бодить категорию
материи от ее будто бы неразрывной
связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что
исчезла не материя,а метафиз.представление
о ней.Единственное св-во материи-“быть
объективной реальностью, сущ-ть вне нашего
созн-я.” Короче “материя есть фил.категория
для обозначения объективной реальности,кот.дана
челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся
нашими ощущениями,существуя независимо
от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А
? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому
нельзя дать опреде-ления центр.категории
теории позн-я как только через ее соотнесение
с др, столь же шир.категорией-созн-ем и
определением того,что из них берется
за первичное. При-чем противопол.материи
и созн-я имеет абсол.значение только в
пределах очень огранич.области:искл-но
в пре-делах основного гносеолог.? о том,что
признать превичным.За этими пределами
относительность данного противоположения
несомненна”.
27.Движение как
атрибут бытия. Основные формы
движения и критерии их классификации.Движение-способ существования материи,ее
всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном
взаимодей-ии и изменении материальных
образований.Выделяют основные, специфические
и общие формы движения материи.Критериями
их классификации явл.след.признаки: 1)наличие
специф.материального носителя,т.е. соотнесенность
с опред.уровнем организации неорга¬нической,живой
или соц.материи;2)наличие специф.или системы
специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими
опред.уровень организации материи;3)наличие
относительно замкнутой системы з-ов,уп¬равляющих
специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь
высших форм движения с предшес¬твующими(высшая
форма движения возникла на основе пред¬шествующей
и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость
высших форм движения к предшествую¬щим(лежащие
в основе предшествующих форм движения
вза¬имодей-я и управляющие ими законы
не охватывают всего содержания взаимодей-й
и з-ов,присущих высшим формам движения).На
основе отмеченных критериев выделяют
5 основных форм движения материи:механическую-пространственное
перемещение любых материальных образований,
представляющее собой внеш.форму специф.материальных
процессов;физическую-охватывает взаимодей-е
материальных образований и сопутствующие
им изменения на субмикроэлементарном,
микроэлементарном,ядерном и атомном
уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены
агрегат¬ных состояний вещества, движения
в газах, жидкостях и телах и другие, носителями
к-ых являются молекулы;химическую-вкл.:процессы
взаимодей-я и изме¬нения материальных
образований на атомном и молекулярном
уровнях (химические реакции-процес-сы
взаимодей-я атомов и молекул).Носителями
хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы
и др.комплексные соединения;биологическую-взаимодей-я
и сопутствующие им из¬менения объектов,
образующих уровни организации живой
ма¬терии.Это процессы обмена вещ-в в организмах,
их самовос¬произведения и приспособляемости,образования
и изменения видов и биоценозов;социальную-вкл.:процессы
взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения
их структуры и фун¬кций в рамках общ-ва
как целостной системы.Специфические
формы движения материи предполагают
наличие особого материального носителя
и в основном соответ¬ствуют уровням организации
материи.В их сов-сти вы¬деляют микроэлементарную,
внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую
и др.Общие формы движения материи,к числу
к-ых относят механическую,тепловую, кибернети-ческую,гравитационную
и электромагнитную,-общий способ бытия,общий
тип функционирования ма-териальных систем.Неразрывная
связь движения с материей-важн. хар-ка
как движения(оно,как и материя,неуничто¬жимо),так
и материи(движение-способ существования
ма¬терии).К важн.хар-кам движения относятся
также его абсолютность и противоречивость.Движение
противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости
и стабильности (покоя), непрерывности
и прерывности,абсолют¬ного и относительного.Оно
абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна
во всех формах движения одновременно,имея
место в одной из них,она устраняется совокупным
движением материи.
28.Диалектика, её
сущность и исторические формы.Диалектика – признанная в современной
философии теория развития всего сущего
и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие
материи, духа, сознания, познания и других
аспектов действительности через:законы
диалектики;категории;принципы.
Главная проблема диалектика
– что такое развитие?Развитие
– общее свойство и главнейший признак
материи: изменение материальных и идеальных
объектов, причем не простое (механическое)
изменение, а изменение как саморазвитие,
результатом которого является переход
на более высокую ступень организации.Развитие
– высшая форма движения. В свою очередь,
движение – основа развития.Среди способов
понимания диалектики развития – законов,
категорий, принципов – основополагающими
являются законы диалектики.Закон – это
объективные (не зависящие от воли человека),
общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся
связи между сущностями и внутри сущностей.Законы
диалектики отличаются от законов других
наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью
и универсальностью, поскольку они:охватывают
все сферы окружающей действительности;раскрывают
глубинные основы движения и развития
– их источник, механизм перехода от старого
к новому, связи старого и нового.Выделяются
три базовых закона диалектики:единства
и борьбы противоположностей;переход
количества в качество;отрицания отрицания.
Основные принципы диалектики.
Основными принципами диалектики
являются:принцип всеобщей связи;принцип
системности;принцип причинности; принцип
историзма.Категория диалектики – наиболее
общие понятия, которыми оперирует философия
для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:сущность
и явление;форма и содержание;причина
и следствие;единичное, особенное, всеобщее;возможность
и действительность;необходимость и случайность.
29.Принципы и
законы диалектики.
Основными принципами диалектики
являются:принцип всеобщей связи;принцип
системности;принцип причинности; принцип
историзма.
Всеобщая связь означает
целостность окружающего мира, его
внутреннее единство, взаимосвязанность,
взаимозависимость всех его компонентов
– предметов, явлений, процессов.Связи
могут быть:внешние и внутренние;непосредственные
и опосредованные;генетические и функциональные;
пространственные и временные;случайные
и закономерные.
Наиболее распространенный
вид связи – внешние и внутренние.
Пример: внутренние связи человеческого
организма как биологической
системы, внешние связи человека
как элементы социальной системы.
Системность означает, что
многочисленные связи в окружающем
мире существуют не хаотично, а упорядоченно.
Данные связи образуют целостную
систему, в которой они располагаются
в иерархическом порядке. Благодаря
этому окружающий мир имеет внутреннюю
целесообразность.
Причинность – наличие
таких связей, где одна порождает
другую. Предметы, явления, процессы окружающего
мира чем-то обусловлены, то есть имеют
либо внешнюю, либо внутреннюю причину.
Причина в свою очередь, порождает
следствие, а связи в целом
именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего
мира:вечность неуничтожимость истории,
мира;его существование и развитие во
времени, которое длится всегда.
Среди способов понимания
диалектики развития – законов, категорий,
принципов – основополагающими
являются законы диалектики. Закон
– это объективные (не зависящие
от воли человека), общие, стабильные, необходимые,
повторяющиеся связи между сущностями
и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются
от законов других наук (физики, математики
и др.) своей всеобщностью и универсальностью,
поскольку они:охватывают все сферы окружающей
действительности;
раскрывают глубинные
основы движения и развития – их
источник, механизм перехода от старого
к новому, связи старого и нового.Выделяются три базовых
закона диалектики:единства и борьбы
противоположностей;переход количества
в качество;отрицания отрицания;Закон
единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы
противоположностей заключается
в том, что все сущее состоит из противоположных
начал, которые, будучи едиными по своей
природе, находятся в борьбе и противоречат
друг другу (пример: день и ночь, горячее
и холодное, черное и белое, зима и лето,
молодость и старость и т.д.).Единство и борьба
противоположных начал – внутренний
источник движения и развития всего сущего.Закон перехода количественных
изменений в качественные.
Вторым законом диалектики
является закон перехода количественных
изменений в качественные.Качество
– тождественная бытию определенность,
стабильная система определенных характеристик
и связей предмета.Количество – исчисляемые
параметры предмета или явления (число,
величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества
и качества.
При определенных количественных
изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может
меняться бесконечно. Наступает момент,
когда изменение качества приводит
к изменению меры (то есть той
системы координат, в которой
раньше происходило изменение качества
под влиянием количественных изменений)
– к коренной трансформации сущности
предмета. Такие моменты получили
название «узлов», а сам переход
в иное состояние понимается в
философии как «скачок».Закон отрицания
отрицания.
Закон отрицания отрицания
заключается в том, что новое всегда отрицает
старое и занимает его место, но постепенно
уже само превращается из нового в старое
и отрицается все более новым.