Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки по философии 1.docx

— 142.93 Кб (Скачать файл)

 Гораздо шире становится  ответственность ученого, когда  вопрос встает о формах и  результатах использования его  трудов через посредство техники  и экономики.

 

 

50.Общество как  система. Основные сферы жизнедеятельности  общества.

Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы  часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся  форму связей и отношений людей  в процессе их жизнедеятельности. Общество - совокупность людей: объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;  характеризующаяся (1) устойчивостью, (2) целостностью, (3) саморазвитием и (4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение. С развитием общ.пр-ва происходит объединение неск-ких родов в племя,а затем в союзы племен.Возникает особая ячейка соц.структуры общ-ва-семья. Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.Сферы: экономическая(отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг), политическая(отношения по поводу власти), духовная(отношения по поводу сознания уникальных духовных ценностей).

 

 

51.Социальная структура  общества.

Любое общество всегда имеет  социальную структуру, под которой  понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями  и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности. Общности бывают: статические (номинальные категории) - например, по прописке; реальные - те же горожане, в реальной обстановке; массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы; групповые - малые и большие социальные группы. Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

 

 

 

 

 

52.Духовная жизнь  общества.

Духовная  жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) – вид мировоззрения (миропонимания), основанный на вере в существование сверхъестественного (бога, богов), определяющего происходящее и предписывающего людям нормы правильного поведения. В религию так же включают соответствующее поведение верующих – специфический культ (богослужение).В религии все исходит от Бога, но у человека есть некая свобода выбора, делающая его ответственным за свое поведение и дающая ему возможности либо соблюсти Божьи предписания, либо понести наказание за строптивость.Религиозный канон подается в облачении тех или иных мифов (сказаний, притч, священных писаний).Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.

 

 

53.Социальные отношения  и социальные противоречия. Эволюция  и революция в общественной  динамике.

Социальное  Противоречие- взаимодействие  противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.

Социальные  отношения— это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.

 Социальные отношения  проявляются лишь в определенных  видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе  которых эти люди воплощают  свои социальные статусы и  роли в жизнь, а сами статусы  и роли имеют достаточно четкие  границы и достаточно жесткие  регламентации. Таким образом,  социальные отношения тесно связаны  с социальными взаимодействиями.Исторически первая версия решения вопроса об источнике – социодинамика разворачивается благодаря социальным противоречиям, непримиримым, антагонистическим, и путь развития – революция – коренная перестройка базиса, производственных отношений. Соответственно, все стороны жизни общества при этом претерпевают качественные изменения. Революция – это локомотив истории.. Это насильственное действие. Но в начале 20-го в. к насилию были привычны, насилия было много. Поэтому Маркс и утверждал, что насилие – это повивальная бабка истории. Классовое противостояние в обществе было замечено впервые не Марксом, а французские историки в 30-х гг. 19 в. Эта идея в 20 в. не уходит в прошлое, а живет. Вторая вариация в решении этой проблемы – отказ от насильственного решения этой проблемы – солидаризм, акцентирование внимания на солидарные усилия вразрешении противоречий. Эти идеи появляются в 19 в., Конт. Третий подход. Понимание того, сто конфликт не избежать, он всегда был и будет в обществе. Теория социального конфликта. Это конфликт не по поводу собственности на средства производства, а конфликт по поводу доступа к власти. Властные отношения – это попытка утвердить и навязать свою волю другому человеку. Власть по отношению к природе трансформируется во властные отношения, пронизывающие все сферы общества. Воля к власти – вот основа общественных отношений по Ницше. Выход – конфликт необходимо трансформировать, модифицировать. Он будет переходить все в новые формы, тлеть, но зато не взорвется, и все более-менее будет стабильно и не больно.

 

 

54.Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной  динамики.

Проблема источников и  движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии  и обществознании в целом. Долгое время вопросы определения источника  движения и развития являлись объектом споров и дискуссий. И только в  конце 18-начале 19в проблема внутреннего  источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие. К движущим силам общественного  развития относят весьма разнообразные  общественные явления: соц противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы и др. Основным источником диалектико-материалистическая концепция считает разрешение соц противоречий и конфликтов.

 

 

55.Линейные и  нелинейные интерпретации исторического  процесса.

Одна из важнейших проблем  философии истории -направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

В неклассической философии  возобладали цивилизационно-циклические  модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций  Тойнби. Общее в этих моделях: отказ  от единообразного развития, приоритет  духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.

Линейные интерпретации  исторического процесса восходят к  христианству: «стрела времени» и  единство судеб человечества. Два  основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.

Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

В зависимости от единицы  периодизации выделяют:формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй);цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56.Основные парадигмы  философского анализа культуры.

Культура– это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение.

Важнейшими подходами  к определению культуры в философии  являются материалистическая (деятельностная), игровая, психологическая (аксеологическая) и семиотическая концепции культуры. Материалистический (деятельностный) подход к культуре, разработан в марксистской и постмарксистской традициях. В нем культура определяется как система норм, ценностей и программ материальной и духовной деятельности. В игровой концепции, разработанной Й. Хейзингой, культура предстает как набор иг р, посредством которых человек организует свой духовный мир. Психологическая концепция рассматривает культуру как индивидуальную форму духовной жизни конкретного человека (В. Дильтей) или общества (О. Шпенглер), выражающуюся в выработке ценностей. Специфической разновидностью психологизма явился психоанализ 3. Фрейда, в котором считалось, что культура предполагает разделение психики человека на сознание и бессознательное. Психологической концепцией культуры является и герменевтика. В ней утверждается, что культура создается отдельными личностями с особым психическим опытом (например, гениями). И для того, чтобы понять любое явление культуры, нужно понять его автора, почувствовать его психическое состояние в момент, когда он творил. И, наконец, семиотическая концепция, разработанная в структурализме, определяет культуру как определенный язык, знаковую структуру, посредством которой представители конкретного общества описывают себя и мир.

 

 

57.Понятие цивилизации.  Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

Цивилизация — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к  саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой.Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил. Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, в результате чего активизируются процессы урбанизации. Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. Данное обстоятельство дало возможность Тоффлеру назвать такое общество информационным.С данным обстоятельством тесно связана и такая особенность современной цивилизации, как процесс глобализации.

58.Техника и  её роль в истории цивилизации.

Первые рассуждения о  технике еще в античности. Техника  там – рукотворная реальность. В новое время осознали специфичность  техники, как новой природы, мастерской – на фоне старой природы – кладовой.

Философия техники сложилась  во второй половине XIX в., потому что  множились технические науки, и  бурно шел научно технический  прогресс.

С 1960 годов техника –  объект системного философского исследования (в связи с научно-технической  революцией).

Проблемное поле: в чем  сущность техники, каков ее статус в  человеческой деятельности и культуре, что такое технический прогресс, в чем технические угрозы природе, как управляется техническое  развитие, какова специфика технических  наук и их логики.

Техника – исторически  развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков) для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики: искусственность и инструментальность.

Техника занимает промежуточное  положение между человеком и  природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов.В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую.

Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества.

В современной философии 2 концепции: техницизм или технократизм (где наука и техника ‑ двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника ‑ угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины).

 

 

 

 

 

59.Философское  осмысление глобальных проблем  современной цивилизации.

Возникновение глобальных проблем, возрастание опасности их последствий  ставят новые задачи перед наукой в прогнозировании и способе  их решения. Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.

К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу:прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"