- Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.
- Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.
- Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.
- Древнеиндийская философия.
- Философия Древнего Китая.
- Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.
- Философия Платона и ее значение в европейской культуре.
- Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.
- Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики
(А. Блаженный).
- Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.
- Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.
- Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
- Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).
- Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.
- Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.
- Диалектическая философия Г. Гегеля.
- Антропологический материализм Л. Фейербаха.
- Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
- Философия марксизма: проблемы и эволюция.
- Философия позитивизма и его исторические формы.
- Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.
- Современная неклассическая философия Запада.
- Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- Русская философия XIX–XX вв.
- Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.
- Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.
- Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.
- Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.
- Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.
- Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.
- Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.
- Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
- Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза.
- Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.
- Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.
- Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное.
- Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика.
- Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
- Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.
- Формы чувственного и логического познания.
- Философские концепции истины. Специфика научной истины.
- Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
- Уровни, формы и методы научного познания.
- Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.
- Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
- Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).
- Общество как система. Материальные процессы жизни общества.
- Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.
- Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.
- Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.
- Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.
- Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.
- Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.
- Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.
- Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.
- Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты.
- Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.
- Философия и религия. Особенности религиозного сознания.
1 Ф-я как социокультурный
феномен. Предмет, структура и функции
философии.
Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии,Др.Китае,Др.Греции.Имеет
своим предметом: мир↔человек. Изучает
чел-ка в аспектах:
1.Онтологическом(онтология-т-я
мира) 2.Гносиологическом(гносиология-т.знания)
3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей)
4проксиологическом(соц-я фил-я)→
→это разделы ф-ии.
Онтология –
наука о бытии.
Два основных подхода
к решению проблем онтологии:
Материализм – первичной реальностью является материя,
а дух вторичен, т. е. возникает из материи.
Этапы материализма:
-Древнегреческий (античная
Греция: Гераклит).
-Новое время (17-18 в.;
Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).
-Диалектический материализм
Маркса и Энгельса. Мир – это
непрерывно развивающаяся реальность.
Во время древнегреческого этапа развития материализма он
был наивным: реальность объясняли через
ту или иную первооснову, атомы и т. д.
Идеализм – первоосновой всего является дух,
который порождает материю – весь природный
мир.
Виды идеализма:
Объективный (духовная
первооснова (первоначало) существует объективно,
т. е. независимо от человека. Представители:
Платон, Гегель).
- Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).
Гносеология – учение о познании.
Праксиология – учение о человеке, о его практических
действиях и о социальной реальности.
Аксиология – учение о ценностях.
- Скептицизм (Пиррон).
- Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение примата неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).
Агностицизм (нельзя познать
сущности вещей): Юм, Кант.
- Рационализм (мир познается с помощью разума).
- Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).
Интуитивизм (мир познается
с помощью интуиции).
Функции
философии
Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных
и других обобщенных образов бытия человека
в конкретно-историческом типе культуры), рационализации
– перевода логическую, понятийную форму,
а также систематизации,
теоретического выражения суммарных результатов
человеческого опыта во всех его формах.
Часто указывают две основные функции
философии: мировоззренческую и методологическую.
Упоминают также интегрирующую, эвристическую,
интерпретаторскую, культурно-воспитательную
и другие функции философии
2. Понятия мировоззрения
и его исторические типы: миф,
религия, философия.
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм,
установок, определяющих отношение человека
к миру и выступающих в качестве его регуляторов
и ориентиров его поведения.
Компоненты
мировоззрения:
- Познавательный (цельные знания).
- Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
- Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
- Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).
Мировоззрение
функционирует на двух уровнях:
- Мироощущение(инстинкты НЕ входят)
- Миропонимание
Исторические
типы мировоззрения:
Мифологическое возникает в глубокой древности и характеризуется
следующими свойствами: образность (образное
освоение реальности) и синкретизм (слитность
и нерасчленённость мифологии, знаний,
ценностей). В мифе человек неразрывно
сливается с природой. Мифологическое представление
– это не столько знания, а реальность,
в которой живёт человек.
Особенность мифологического мировоззрения
– хаосоцентризм. Основной способ и
принцип решения мировоззренческих
вопросов – генетический.
Мифологический мир включает
два аспекта:
- Де хронический (рассказ о прошлом).
- Синхронический (объяснение настоящего и будущего).
Религия возникла на очень ранних этапах
развития человечества вместе с мифологией.
Для религиозного мировоззрения
характерен геоцентризм (в центре мировоззрения
- Бог).
Особенности религиозного
мировоззрения:
Наличие культовой системы
(системы обрядовых действий, направленных
на создание особых отношений
человека со сверхъестественным
миром), наличие веры в сверхъестественные
реалии, наличие соответствующего вероучения
(система догматов, которые должны безоговорочно
браться на веру).
Основная функция религии
- помочь человеку преодолеть приходящую,
изменчивую сторону реальности и приобщиться
к неизменному и абсолютному.
Философия – это не только духовно-практическая,
но и теоретическая форма решения мировоззренческих
проблем: на смену символу и образу приходит
логос или разум. Философия возникла, когда
появилась необходимость в рациональном
понимании мира
( понимания с позиции
знания).
Философское мировоззрение
появилось в античной Греции, когда
в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил
термин “философия”.
У Платона и
Аристотеля философия – это
совокупность теоретических знаний,
накопленных человечеством. Философия
выступает в роли матери науки.
Для философии характерно
выдвижение на первое место рациональных
знаний. Для философии характерен универсализм
(любые явления рассматриваются в универсальном
контексте), субстанционализм (стремление
объяснить любые явления с единого основания)
и сомнения (философия все подвергает
критическому анализу)
Онтология –
наука о бытии.
Два основных подхода
к решению проблем онтологии:
- Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.
Идеализм – первоосновой всего является дух,
который порождает материю – весь природный
мир.
3. Философия и основные формообразования
культуры: наука, искусство, мораль, религия.
Философские категории и универсалии
культуры
Понятие культуры восходит к представлению о культивировании,
возделыванию почвы (обыденного сознания).
Задачей культуры является сознание таких
форм, которые бы позволили человеку самостоятельно
обустраивать жизни: природную и социальную.
Религия – это практика достижения высших сил,
выраженная в символах, обращенная к личности
и основанная на вере. Религиозным актом
сверх рациональной веры разрывается
тождество обыденной личности
и осуществляется порыв к Подлинной реальности.
Философия – это рациональное общезначимое познание,
выраженное в понятиях и
объясняющее мир естественными причинами.
Искусство и философия схожи наличием в них творческого
начала, но искусство ориентируется на
эмоции, на конкретные образы, фантазию,
а философия – это разумное использование
категорий, при котором за видимостью
ищут действительность.
Наука – это исследование необходимых связей
предметного мира, индивидуальные различия
субъектов науки не имеют значения. Для
науки важен прогресс, она накапливает
факты и по мере этого расширяет знания
об окружающем мире. Философия ориентирована
на построение мировоззрения, и поэтому
субъективный мир человека входит
в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы,
философия не удовлетворяется готовыми
ответами. Важен сам процесс, состояние
философствования.
Ф-я пользуется особыми
понятиями-категориями,т.е. наиболее общими и фундаментальными
понятиями,которые фиксируют существенные
свойства и отношения явлений и действительности.Напр.
Аристотель(«Категории») выделял след.:субстанция,количество,место
и др.
Категории возникли в
результате рефлексии над другими весьма общими
понятиями-универсалями культуры.Это
такие понятия ,которые возникают в культуре
раньше философских категорий и фиксируют
жизненные смыслы,которыми руководствуется
чел-к в своей деятельности: бытие, время,
чел-к, свобода и т.д.
В универсалях можно выделить 3-и уровня смыслов:
1.Общечеловеческий-фиксирует
отличие человека от остального
мира.
2.Особенный-выражает
специфику смыслов конкретной
исторической эпохи.
3.Груповой и личностный-соответствует смыслам индивидуального опыта
и соц.группы.
4.Древнеиндийская
Ф..
Д/и цивилизация–одна
из древнейших на планете. В конце 2-го
тысячелетия до н.э. на территорию современной
Индии проникли арийские племена. В
основе индийской философии лежали «Веды»
(знания). Веды структурировались(не совсем
верно):
1.Ригведа(XIIв.до н.э.)-сборник гимнов(молитв).
2.Брахманы(Xв.до н.э.)-коменты вед,ритуалы.
3.Упанишады(VIII-VIв.до н.э.)-философские
тексты.В упанишаде идеи о субстанции(первопричине)-нематериальном
начале,космическое начало-брахма,о круговороте
жизни-сансаре,о идеи познания-основывается
на интуитивном постижении мира.
Даршаны-филосовские
школы Все эти школы базировались
на Ведах и являлись ортодоксальными(Ньяя,Вайшешика,Санкхья,Йога,Миманса,Веданта). Кроме этого в итоге кризиса
сформировались 3 неортодоксальные системы:
1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая
цель - достижение человеком свободы. Джайнизм – наиболее рационалистическая
доктрина, спасение понимается как результат
индивидуальных усилий; цель жизни достижение
Нирваны. Масштабы падения души безграничны
(каждый человек в следующей жизни может
стать камнем или насекомым). Цель жизни
– достижение Нирваны, которая достигается
с помощью не причинения вреда ничему
живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником
данного учения является Будда (пробужденный)
(623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат
4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2
Есть причины страданий.3Есть путь избавления
от страданий.1Есть путь уничтожения страданий
( восмиричный ). Одна из мировых религий
мира. Будда выступил с проповедью преодоления
крайности, он выступил с критикой внешнего
ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма,
привязанности мира. В Б. На первый план
выдвигаются морально-этические проблемы.
Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства.
Моральное самосовершенствование человека
– основа достижения нирваны. Нирвана
не обусловлена, никем ни создана, она
существует, ее можно достичь разумом. Локаята(школа Чарвака)
в ней отвергнуты все древнии ф-ии Индии.Чел-к
из 4-ёх эл-ов:земли,воды,огня,воздуха.На
их основе-душа.Со смертью тела-кирдык
и душе.Сущ-ет равновесие добра и зла.