Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2013 в 11:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)
  1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.
  2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.
  3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.
  4. Древнеиндийская философия.
  5. Философия Древнего Китая.
  6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.
  7. Философия Платона и ее значение в европейской культуре.
  8. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.
  9. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).
  10. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики  Ф. Аквинским.
  11. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.
  12. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
  13. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).
  14. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.
  15. Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.
  16. Диалектическая философия Г. Гегеля.
  17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  18. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
  19. Философия марксизма: проблемы и эволюция.
  20. Философия позитивизма и его исторические формы.
  21. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.
  22. Современная неклассическая философия Запада.
  23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
  24. Русская философия XIX–XX вв.
  25. Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.
  26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.
  27. Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.
  28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.
  29. Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.
  30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.
  31. Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.
  32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
  33. Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза.
  34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.
  35. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.
  36. Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное.
  37. Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика.
  38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
  39. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.
  40. Формы чувственного и логического познания.
  41. Философские концепции истины. Специфика научной истины.
  42. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.
  43. Уровни, формы и методы научного познания.
  44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.
  45. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
  46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).
  47. Общество как система. Материальные процессы жизни общества.
  48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.
  49. Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.
  50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.
  51. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
  52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.
  53. Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.
  54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
  55. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.
  56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.
  57. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.
  58. Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты. 
  59. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.
  60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.

 

1 Ф-я как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии,Др.Китае,Др.Греции.Имеет своим предметом: мир↔человек. Изучает чел-ка в аспектах:

1.Онтологическом(онтология-т-я  мира)   2.Гносиологическом(гносиология-т.знания)

3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей) 4проксиологическом(соц-я фил-я)→

→это разделы ф-ии.

Онтология –  наука о бытии.

Два основных подхода  к решению проблем онтологии:

Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Этапы материализма:

-Древнегреческий (античная  Греция: Гераклит).

-Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

-Диалектический материализм  Маркса и Энгельса. Мир – это  непрерывно развивающаяся реальность.

Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.

Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

 Объективный (духовная  первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

  • Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

Гносеология – учение о познании.

Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.

Аксиология – учение о ценностях.

  • Мир нельзя познать:
  1. Скептицизм (Пиррон).
  1. Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение примата неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).

Агностицизм (нельзя познать  сущности вещей): Юм, Кант.

  • Познаваемость мира:
  1. Рационализм (мир познается с помощью разума).
  1. Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).

Интуитивизм (мир познается  с помощью интуиции).

 Функции  философии

Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализации – перевода логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Часто указывают две основные функции философии: мировоззренческую и методологическую. Упоминают также интегрирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную и другие функции философии

 

 

2. Понятия мировоззрения  и  его исторические  типы: миф,  религия, философия.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.

Компоненты  мировоззрения:

  1. Познавательный  (цельные знания).
  2. Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).
  3. Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).
  4. Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).

Мировоззрение функционирует на двух уровнях:

  1. Мироощущение(инстинкты НЕ входят)
  2. Миропонимание

Исторические  типы мировоззрения:

Мифологическое возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.

Особенность мифологического мировоззрения  – хаосоцентризм. Основной способ и  принцип решения мировоззренческих  вопросов – генетический.

Мифологический мир включает два аспекта:

  • Де хронический (рассказ о прошлом).
  • Синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Религия возникла  на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией.

Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог).

Особенности религиозного мировоззрения:

 Наличие культовой системы  (системы обрядовых действий, направленных  на создание особых отношений  человека со сверхъестественным  миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).

 Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному.

Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира

( понимания с позиции  знания).

Философское мировоззрение  появилось в античной Греции, когда  в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил  термин “философия”.

 У Платона и  Аристотеля философия – это  совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.

 Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу)

Онтология –  наука о бытии.

Два основных подхода  к решению проблем онтологии:

  1. Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

 

3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры

Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере. Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной     личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

 Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и     объясняющее мир естественными причинами.

Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир  человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется  готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.    

Ф-я пользуется особыми  понятиями-категориями,т.е. наиболее общими и фундаментальными понятиями,которые фиксируют существенные свойства и отношения явлений и действительности.Напр. Аристотель(«Категории») выделял след.:субстанция,количество,место и др.

Категории возникли в  результате рефлексии над другими весьма общими понятиями-универсалями культуры.Это такие понятия ,которые возникают в культуре раньше философских категорий и фиксируют жизненные смыслы,которыми руководствуется чел-к в своей деятельности: бытие, время, чел-к, свобода и т.д.

В универсалях можно выделить 3-и уровня смыслов:

1.Общечеловеческий-фиксирует  отличие человека от остального  мира.

2.Особенный-выражает  специфику смыслов конкретной  исторической эпохи.

3.Груповой и личностный-соответствует смыслам индивидуального опыта и соц.группы.

 

4.Древнеиндийская   Ф..

Д/и цивилизация–одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной  Индии проникли арийские племена. В  основе индийской философии лежали «Веды» (знания). Веды структурировались(не совсем верно):

1.Ригведа(XIIв.до н.э.)-сборник гимнов(молитв).

2.Брахманы(Xв.до н.э.)-коменты вед,ритуалы.

3.Упанишады(VIII-VIв.до н.э.)-философские тексты.В упанишаде идеи о субстанции(первопричине)-нематериальном начале,космическое начало-брахма,о круговороте жизни-сансаре,о идеи познания-основывается на интуитивном постижении мира.

Даршаны-филосовские  школы Все эти школы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными(Ньяя,Вайшешика,Санкхья,Йога,Миманса,Веданта). Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая цель - достижение человеком свободы. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.1Есть путь уничтожения страданий ( восмиричный ). Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблемы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом. Локаята(школа Чарвака) в ней отвергнуты все древнии ф-ии Индии.Чел-к из 4-ёх эл-ов:земли,воды,огня,воздуха.На их основе-душа.Со смертью тела-кирдык и душе.Сущ-ет равновесие добра и зла.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"