Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2013 в 11:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Умеренный реалист  Фома Аквинский утверждал о трояком существовании универсалий – «до вещей» они существуют в божественном интеллекте как предвечные мысли Бога, в соответствии с которыми и был сотворен мир; «в вещах», где они выступают как «субстанциальные формы» этих вещей; и «после вещей» – в человеческом интеллекте как его понятия, как результат абстрагирующей деятельности человека в ходе познания вещей природного  мира.

Позже, в XIII в. Фома Аквинский  сформировал ещё пять рациональных доказательств существования Бога, но эти доказательства не оригинальны, так как были выдвинуты в своё время ещё Аристотелем.  
Фоме Аквинскому (1225–1274 гг.) принадлежит особое место в истории средневековой схоластики. Это место определяется прежде всего тем, что Фома переориентировал средневековую схоластику с августино-платоновского философского наследия на философию Аристотеля, переистолковав её  в духе христианского богословия.  Две линии понимания богословия:

а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, кот.понимается только в мистическом опыте.

б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо.

 

11.Гуманизм  Ф. эп. Возрождения(Ренессанса). Натурфилософия.

XVв. Италия. Период формирования новых форм отношений – зарождение буржуазного общества. Период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период, когда человек - как цельное духовное существо. Идеологи Ренессанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма. Понтеизм – учение о неразрывности Бога и природы. Отвергает аскетизм(отказ от чувств. ориентации).

Идеал – гармоничный человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Осн. тенденция – гуманизм. В науке сделаны выдающиеся открытия(Коперник). Вел.философы эпохи–Бруно, Кузанский.

Кузанский выдвинул новые  моменты трактовки Бога, был одним  из разработчиков григорианского календаря. Бог – это бытие, в котором совпадают бесконечный максимум и бесконечный минимум. Бог для Кузанского есть все во всем и ничто из всего. Уподобление человека Богу базируется на его познании. Познавая мир, человек уподобляется Богу. Познание понимается как преодоление незнания.

Джордано Бруно учил о множественности миров: вселенная бесконечна, каждая звезда- аналог солнечной системы. В бесконечности теряется разница между точкой и телом, центром и периферией. Он преодолел средневековое разграничение реальности по степени ее совершенства. Мир однороден во всех направлениях, никаких привилегированных положений в мире не существует. Бруно считает человека и самым великим и самым малым во вселенной. Благодаря своей деятельности человек приобретает преимущество. Бруно – понтеист (понтеизм – Бог во всем). Бруно понимает вселенную как целостный организм. Монада – духовное первичное образование, из которого все состоит. Монада одушевлена, пронизана духом. Вселенная совершенна, хотя состоит из несовершенных систем.

Эпоха возрождения была прервана в Италии контрреформацией. Этот период характеризовался большими сдвигами в социальных отношениях. В этот период в Германии Лютер начал борьбу с римской церковной системой Þ протестантство. В Испании существовали борцы за реставрацию былого величия католицизма, поэтому там эпоха Возрождения была прервана контрреформацией. В 17 в. происходит решительный разрыв со средневековой философией

 

Натурфилософия

Уже не Бог, а природа оказывается  в центре внимания философии. 
Возрождается натурфилософия в двух вариантах. В первом случае природа истолковывается в понятиях и представлениях античной атомистики (Вала, Монтень, Галилей). Возрождённая атомистика завоёвывает в дальнейшем прочное место в европейской философии и науке. Второй вариант натурфилософии – пантеистический – развивали самые выдающиеся философы Возрождения Николай Кузанский (1401–1464 гг.) и Джордано Бруно (1548–1600 гг.). (Напомним, что пантеизм сближает, иногда до отождествления, природу и Бога).

 

12.Развитие  естествознания в  Ф. Нового  времени. эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Средневековому созерцательному  идеалу знания все чаще противопоставлялось  естественнонаучное познание природы, дающее обоснованное и полезное знание. Основу развития научного знания составляли, прежде всего, открытия в физике (классическая механика И. Ньютона) и математике (Р. Декарт). Опирающаяся на эксперимент наука вырабатывала знания, осваиваемые промышленным производством и технологиями. XVII в.  – это замечательная плеяда  выдающихся мыслителей, создателей оригинальных, самобытных и целостных философских систем: Фрэнсис Бэкон , Рене Декарт (Картезий) , Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза , Джон Локк ,Готфрид Лейбниц , Исаак Ньютон , Пьер Гассенди, Блез Паскаль , Никола Мальбранш .  
Образ философской мысли этого исключительно плодотворного своим новаторским интеллектуальным прорывом времени можно очертить следующими наиболее общими чертами: основной исследовательский интерес направлен на философское обоснование научного познания природы и поиск эффективного научного метода, что можно назвать и  определить как эпистемоцентризм (греч. episteme – знание), имея в виду, конечно, знание научное. Отказ от античного рационализма и средневековой схоластики базировался на успехах научного (математического и естественнонаучного, в первую очередь) знания. И хотя понятие Бога еще присутствовало в сознании передовых мыслителей, тем не менее не оно определяло новое понимание предмета философии (как было в средние века). Предметом философского познания стала природа. Целью – систематизированное знание о природе, а практической задачей– новые открытия, приносящие практическую пользу и способствующие воплощению «царства человека». 

1-м философом поставившим проблему  науч.метода на материальную основу был Бэкон.Бэкон разделяет причины заблуждения в науке на 4-е группы-идолы:

1. рода находят основание в самой природе человека. Все восприятия как чувства, так и ума относятся к человеку, а не к миру. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

2.пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя  пещера, которая разбивает и искажает свет природы.

3. рынка связаны с общением  и взаимодействием людей посредством речи.Слова не отражают сути предмета,а фиксируют поверхностные св-ва.

4.театра-рождаются вследствии некритичного следования авторитету.|У Б. метод поиска истины-индукция-от частного к общему.В науке 2 уровня:I.эмпирический II.теоретич.У Б. важнее I.Он развивал эмпиризм.

Декарт считал важным II.Он развивал рационализм. Метод научного познания строится им по образцу приёмов исследования в математике, и геометрии в том числе. Основные компоненты этого метода – интуиция-прирождённые знания и дедукция-от общего к частному.

 

13. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени

К числу выдающихся ученых, сформулировавших основные принципы классической механики, изучающей движение и взаимодействие материальных тел, относятся Г. Галилей (1564–1642) и И.Ньютон (1642–1727). Их усилиями, а также благодаря успехам математики (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, алгебра и др.) была создана новая физическая картина мира, имевшая огромное философское значение.

Поскольку XVII-XVIII вв. – это период великих успехов механики в новоевропейской  науке, соответственно в философии, в её онтологической части, в понимании  природного мира формируется и утверждается механистический метафизический материализм. , так как природа для них – это сложный механический агрегат, все движения в котором носят механический характер и целиком регулируются законами механики

Декарт дуалист в трактовке реальности, т. е. он считает, что в сотворенном Богом мире существуют независимо друг от друга две субстанции – мыслящая, духовная (её главный атрибут – единство, неделимость, т.е. непротяжённость) и телесная, материальная (её главный атрибут – «величина, то есть протяжение в длину, ширину и глубину», а также «фигура, движение, расположение и делимость частей»).

Таким образом, для Декарта  природный мир – это «протяжённая материя», бесконечно делимая и не имеющая никаких границ.

Бенедикт Спиноза. Развивает традицию о слиянии бога и природы. Мышление и протяжение-это атрибуты одной безличной вечной субстанции(факт-ски бога),а вещи и существа-это модусы(модификации) этой субстанции.

 

14.Социально-исторические  и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.

 Ф. этой  эпохи связана с утверждением  в Европе буржуазных отношений.  Крупнейшие философы эпохи –  Вальтер, Руссо (деисты), Гольбах,  Дидро, Гельвеций (материалисты). Общая идея эпохи – принципы демократии. У просветителей был мировоззренческий материализм (идея всесильного разума), социальный оптимизм (идея общественного прогресса). Французское просвещение характеризуется идеализмом, непримиримым антиклерикализмом (борьба с церковью). Французские просветители своими идеями подготовили французскую буржуазную революцию. Французские материалисты продолжали линию, заложенную во Франции Декартом (природа – стройная механическая система, человеческое тело – сложная машина).

В природе  имеет место непрерывный круговорот вещества, движения и силы. Для французских материалистов природа, Вселенная и материя – синонимы. Эти материалисты – представители воинственного атеизма. Человек рассматривался как неотъемлемая частица природы. Основатель-Ламетри.Основные сочинения Ламетри – «Человек – машина». Разум – способность комбинировать ощущения. Познание – это пассивное копирование реальности с помощью органов чувств. Материализм во Франции был механическим (законы механики – законы которым всё подчиняется). В своём учении об обществе французские материалисты «скатывались» на позицию идеализма – разумная организация жизни возможна на основе внесения в общество законов. Развивается идея общественного прогресса (неуклонного развития человеческого разума). В Англии - Локком. Крупнейшие представители немецкого просвещения – Шиллер и другие.

Деизм-признание  в качестве первопричины бога.Бог сотворил мир,и далее тот развивается по собственным,заложенным заранее, законам.

 

15.Особенности  и достижения немецкой классической  Ф.. Проблемы познания в критической  Ф. И. Канта.

  Основоположник – Иммануил Кант. Представители – Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Основная проблема – проблема активности субъекта человеческого разума и познания. Великим достижением немецкой классической философии явилось раскрытие творческой, активной природы субъекта и его сознания в  познавательном процессе, разработка нового понимания диалектики, а также диалектического метода познания действительности и её преобразования.

Произведения  Канта: «Критика чистого разума» (наука), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения». Он разработал теорию происхождения мира из туманности. Затем Кант внёс вклад в понимание роли вращения земли вокруг своей оси, в понимание влияния луны на приливы.

Он считал,что объективный мир, данный нам в чувственном восприятии, - это мир «вещей-в-себе», т. е. существуя сам по себе, независимо от человека, он открывает нам лишь те или иные свои проявления (феномены),, в то время как его подлинная сущность (ноумен) остается для нас неизвестна

Агностицизм (важная особенность кантовской  Ф.) учение о принципиальной непознаваемости  вещей в себе.

Априоризм (вторая особенность кантовской  Ф.) –  мир явлений познаётся на основе наличия в сознании врождённых познавательных форм. Познавательные способности(их 3-и):

1.Чувственное созерцание. На уровне этого восприятия существуют пространство и время. Пространство – форма внешнего восприятия, время – форма внутреннего восприятия.

2.Рассудок – подведение чувственного восприятия под единство понятия. На уровне рассудка встречаются категории – априорные формы рассудочной деятельности.

Благодаря наличию категорий  обеспечиваются объективная всеобщность.

Кант выделил  несколько основных категорий: Количество (единое множество) Качество (реальность, ограничения) Отношение  Модальность (возможность и не возможность, необходимость и случайность, существование и не существование).

3.Разум – способность максимально возможного синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности.

И. Кант выдвинул идею чистого разума: космос, как  единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею бога, как безусловно необходимую последнюю причину.

Антиномии (противоречия) чистого разума: они возникают, когда разум выходит за пределы своей компетенции. Кант говорил: «мир как целое не может быть дан в опыте».

Явления или  феномены – это продукт деятельности самого сознания; в этом Кант – субъективный идеалист. Однако он в то же время  материалист, т.к. он настаивает на наличие причин в себе.

Чел-а Кант считает  жителем 2-ух миров:1.Чувственного м.(здесь чел не свободен,т.к. подчиняется законам природы)2.М. разума(здесь чел свободен, но подчин-ся нравственному з-ну-категорическому императиву.)

 

 

16.Диалектическая  Ф. Г. Гегеля.

Известным представителем немецкой  Ф. был Г.В.Ф. Гегель (1770 - 1831 гг.), который отвергал кантовские вещи в себе и построил целостную концепцию объективной идеалистической Ф.. Основной принцип – тождество бытия и мышления. Первичная абсолютная идея – духовная субстанция, мировой разум. Гегель – автор концепции развития. Он рассматривал реальность под углом зрения процесса развития. Гегель создал теорию развития – диалектику. Основные моменты: источник развития – противоречия, процесс развития регулируется  законами:

-Закон единства  и борьбы противоположностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"