Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2013 в 11:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Э. поставили  вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом  ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Хотя бытие  вещей соверш непонятно, но есть 1 вид  бытия отлично нам знакомый - это  наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию  как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто  внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди  всех способов бытия существования  Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью.

Для Сартра все  вещи, кроме человека есть”бытие в  себе”, а чел. сущ. есть “бытие для  себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может превр в ничто, то для чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может найтись такого бытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх

Общество  понималось негативно как препятствие  для самореализации индивида.

 

22.Современная  неклассическая  Ф. Запада.

1)Философская герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер)

Объект исследования – феномен понимания. Герменевтика – фил учение в котором центр место занимает понимание и истолкование текстов, понимание их объявляется целью и смыслом человеческого бытия, а задачей фил – анализ языковых основ между культурами.

2)Структурализм,постструктурализм(Леви-Стросс, Барт, Фуко)

Объект исследования – Структура как устройство связи  целого. Акцент ставится на исследование форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры. В качестве таких структур или знаковых систем рассматриваются мифология, религия, язык, обычаи, традиции и пр. Постструктурализм стремится преодолеть неисторизм ряда философских школ, выявить и проанализировать противоречия, возникающие  в ходе познания человека и общества, с помощью языковых структур. Постструктурализм в своей проблематике и внимании к анализу языковой и текстовой реальности сближается с философствованием постмодернизма.

3)Философия постмодернизма(Бодрийер,Деррида,Лиотар)

Ф постмодернизм  определяет как деконструкция и видит её задачу в разрушении, деконструкции всех опирающихся на логос “означени” европ культуры, всех взаимосвязей фундаментальных категорий противоположностей. Цель-деконструкция всех ограничений, которые имеют своими источниками логос.Логос - мысль, слово, смысл, закон.Т.е. деконструкция как основной метод освобождения человека от разрушающего и деформирующего влияния со стороны репрессивных структур государства.

4)Неомарксизм(А. Бадью)-совокупность  марксистских или маркс0ориентированных течений, для которых характерно критич отношение как к марксизму, так и к реальному социализму 30-80ых  и его идологии.

Направления:диалектико-гуманнистическое, сциентистское. Неомарксизм основыв на трудах и идеях Маркса, но ставит под вопрос ключевые эпитеты марксистской идологии.

 

23. Ф. и национальное  самосознание. Философская мысль  Беларуси.

Специфическим качеством  и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его  самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысления своих поступков и отношения к другим людям. Уникален духовный мир и сознание личности. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обнаруживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе не исчерпывается им.

Отличительной чертой белорусской  Ф. является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в  жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.

Формирование белорусской  философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Предславы (Ефросинья Полоцкая), а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Климента Смолятича и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира. Второй период белорусской философии связан с вхождением Беларуси в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Это период эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.), осмысления и адаптации философских идей европейского Возрождения

 

Периоды

Хронология

Представители

1. Период Киевской  Руси

X-XIV вв.

Е.Полоцкая, К.Смолятич, К.Туровский

2. Белорусская философия  эпохи Ренессанса и Просвещения

XV- пер.пол. XVIII вв.

Ф.Скорина, Н.Гусовский, М.Литвин, А.Волан, Л.Сапега, С.Будный, В.Тяпинский, П.Скарга, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Конисский, и др.

3. Белорусская философия  периода Российской империи

кон. XVIII - XIX в.

Я.Чачот. М.Коялович, Е.Ф. Карский, А.П. Сапунов, Ф.Багушевич, М.Богданович

4. Философская мысль  советской и независимой Беларуси

втор. пол. XIX - XX вв.

Д.В.Скрынченко, И.Абдиралович, В.Самойла, С.Я.Вольфсон


 

 

24.Русская   Ф. XIX–XX вв.

Развитие  Ф. в России началось с принятием христианства, с распространением культурных и научных достижений других стран. В 19 веке русская  Ф. достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.

Западники считали, что  история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопоставляемое индивидуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской  Ф. характерен гносеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской Ф. обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители – Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея космизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.

Федоров развивал  Ф. доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей.

 

Особенности Р Ф: 1) гносеологич реализм(уверенность  в существован объективного мира) 2)Представление о Богоизбранности России. 3) Стремление к общщечеловеческим началам в философии и соц мысли.

4)Ориентация на  постижение не только истины, но и правды. 5)Утопичность и  поиск социальноого идеала

6)идейное противоборствие западников и славянофилов

7)связь с искуством  8)космизм 9)разноликость и связь  с мировыми традициями.

 

25.Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в  Ф..

Онтология – наука  о бытии,изучает фундаментальные  основы сущности. Термин появился в 1613г.( Р. Гоклениус)

Развитие: 1)Антическая(поиск  проосновы реальности):Элеаты(элейская школа)-существ только бытие, Атомисты – существует бытие(атомы) и небытие(пустота), Платонизм-подлинное (мир идей) и неподлинное(мир вещей)

2)Средневековая: теоцентризм: абсолютное бытие (Бог) и сотворение.

3)Новое вр: Мыслю-значит  существую(Декарт);Существовать, значит  быть воспринимаемым(Беркли); В начале чистое бытие,т.е. абсолют идея,а затем в процессе развития рождается наличное бытие,качественно определённое,мир вещей,идей.(Гегель).

На Востоке:дао-перовпричина мира,но это небытие.

Виды бытия : объективная  реальность, субъективная реальность.

Уровни бытия:актуальное и потенциальное бытие.

Формы бытия: природное, социальное, человеческое, идеальное(дух.мира).

Решение проблем онтологии: Материализм  – первичной реальностью является материя, а дух вторичен,,возникает из материи.

Этапы материализма:

-Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

-Новое время (17-18 в.; Бэкон, Локк, Спиноза, Ломентрий).

-Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

Мир – это непрерывно развивающаяся  реальность.

Во время древнегреческого этапа  развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или  иную первооснову, атомы и т. д.

Идеализм – первоосновой всего  является дух, который порождает материю – весь природный мир. Виды: Объективный (дух.первооснова (первоначало) сущ-ет объективно, независимо от человека. Платон, Гегель.

Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Беркли, Юм, Кант)

 

26.Проблема  материи в  Ф. и науке.  Структурные уровни организации  материи и проблема единства  мира.

 В истории понятия материи 3 подхода:

1.Субстратный(самый древний)-материя  как вещество(вещь).

2.Атрибутивный(с XIIIв.)- материя определяется через первичные качества-атрибуты(масса, кол-во частей).-Декарт выделял наличие 2-ух субстанций на основе чел-а: тело и душу, так и у вещи есть материальное(атрибут-размер) и духовное(атрибут-мышление).

3. гносеологич.- определ через отношение к сознанию как объективная реальность

 

Св-ва материи:1) движение-способ существования материи. 2) Пространство –форма бытия материи, хар-ая её протяженность. 3) Время

 

Фридрих Энгельс выделил  пять форм движения материи:

механическое-в природе  не сущ-ет;

физическое;

химическое;

биологическое;

социальное;

 

Основными характеристиками материи являются:

Объективность.

Познаваемость.

Структурность.

Субстанциональность

 

3 ур-ня организации  движения:

1)Микро-  2)Макро- 3)Мегамир.

 

6 форм движ.(по Кедрову):

1)элементарно-физич.

2)атомнохимическая

3)молекулярнохимич.

4)геологич.

5)биологич.

6)социальн.

 

Уровни организации  материи: 1) неживая сфера(космич сист, макроскопич, молекулярн, атомный…),2)Живая  сфера(Биосфера,организмы…), 3)Соц-ориентир(этносы, государство)

 

Основанием единства и многообразия является субстанция.

 

27.Пространство  и время как формы существования  неживой и живой материи.

Пространство есть форма бытия, характеризующая порядок  сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяжённость.

Время – форма бытия  материи, характеризующая смену  состояний объектов, последовательность процессов и их длительность.

В истории философии  сложились две основные концепции  пространства и времени:

1) Субстанциальная  концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а время - как бесконечный поток состояний и событий.

2) Реляционная  концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).

Сущ-ет и 3-я:субъективно-идеалистич. конц-я Канта.Он отрицал объективность пр-ва и времени,считал их врождёнными способностями чел-а упорядочивать свои ощущения.

Каковы бы формы бытия  не рассматривались, все они имеют  своим предельным основанием, своей  субстанцией материю. Материя бесконечна во всех своих проявлениях, и единственным ее постоянным св-вом является независимость от челов. сознания. Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие свойства П. и В.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре;количеств. и качеств. бесконечность. Всеобщиe свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и т.п.),возможность прибавления к каждому данному элементу нек-рого следующего элемента либовозможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность;трехмерность.С протяженностью пространства неразрывно связаны его метрич. свойства, выражающие особенности связи пространств. элементов, порядок и количеств.законы этих связей. Специфич. (локальные) св-ва пространства: симметрия и асимметрия,конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространств. распределение в-ва и поля, границы, определяющие различные системы. Всеобщие св-ва времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и ассиметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему. Специфич. св-ми времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"